Что такое референдум кратко и понятно. Что такое референдум и когда его проводят

ТАСС-ДОСЬЕ. 8 августа 2018 года Центризбирком России впервые за 25 лет одобрил вопросы, предлагаемые вынести на всероссийский референдум по пенсионной реформе.

С ними в ЦИК обратились три независимые друг от друга инициативные группы: созданные представителями КПРФ в Алтайском крае, жителями Московской области и группой кандидата в мэры Москвы от “Справедливой России” Ильи Свиридова.

Следующим этапом подготовки плебисцита должна стать регистрация инициативных групп.

Всего в истории современной России состоялось три референдума: 17 марта 1991 года – о введении поста президента РФ, 25 апреля 1993 года – о доверии президенту России Борису Ельцину.

Последний всероссийский референдум – по принятию новой конституции – проводился 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму РФ и Совет Федерации.

В нем приняли участие 54,81% избирателей, 58,43% из проавших высказались за принятие основного закона, против – 41,57%.

Содержание

Что такое референдум

Референдум (лат. referendum) – форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в ании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Согласно ст. 3 конституции РФ, референдум, как и прямые выборы, является высшим непосредственным выражением власти народа.

Он может проводиться как на общефедеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Правила организации и проведения народного волеизъявления регулируются федеральными законами РФ “О референдуме Российской Федерации” от 28 июня 2004 года, “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12 июня 2002 года.

Условия проведения

Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.

Предполагается, что ответ на вопрос, выносимый на обсуждение, должен быть только однозначным – “да” или “нет”.

Согласно российскому законодательству, на референдум не могут быть вынесены вопросы об изменении статуса субъектов РФ; о выборах и сроках полномочий президента и парламента; о кадровых вопросах в отношении госслужащих и федеральных органов власти; вопросы, касающиеся организаций или должностных лиц, назначаемых в соответствии с международными договорами РФ; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные конституцией к исключительной компетенции федеральных органов госвласти.

Инициативы по проведению плебисцита

Согласно закону о референдуме, с инициативой о проведения плебисцита могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти, либо граждане РФ.

Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать инициативную организацию – так называемую региональную подгруппу будущей инициативной группы. Численность ее участников должна составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в этом регионе.

Подгруппа проводит собрание, о котором заранее уведомляет избирательную комиссию субъекта Федерации. На нем, в частности, должны быть утверждены вопросы, предлагаемые на референдум.

Затем уполномоченные представители этой группы обращаются в избирком с ходатайством о регистрации своей подгруппы и текстом вопросов.

Формулировки вопросов избирком направляет в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней выдает заключение о том, соответствуют ли они российскому законодательству.

На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).

После регистрации первой региональной подгруппы аналогичные организации граждан должны быть созданы в более чем половине субъектов РФ в течение двух месяцев. При этом в одном регионе две инициативные группы со схожими вопросами референдума зарегистрированы быть не могут, предпочтение отдается той, которая подаст документы первой.

Впоследствии региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение 10 дней ЦИК принимает соответствующее решение. В случае отказа граждане могут обжаловать его в Верховном суде РФ.

Сбор подписей

После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.

Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки.

Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных.

По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.

Назначение референдума

Референдум назначает президент РФ. После получения заключения ЦИК глава государства в течение 10 дней обращается в Конституционный суд с запросом о соответствии инициативы проведения плебисцита основному закону страны.

В случае положительного решения суда президент не позднее чем через 15 дней назначает дату проведения всероссийского референдума.

Если суд признает инициативу не соответствующей конституции, процедуры по ее реализации прекращаются.

Подведение итогов

Голосование считается состоявшимся, если в нем примут участие более половины избирателей. Результаты плебисцита определяются по большинству его участников.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования ЦИК (в течение трех дней со дня подписания итогового протокола). Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении каким-либо правовыми актами. 

Источник: https://tass.ru/info/5440292

Что такое референдум кратко. Что такое референдум и когда его проводят


13Апр

Референдум – это процесс прямого волеизъявления народа, который осуществляется непосредственно путем личного ания, а не через избранного представителя.

Референдумы в разных формах являются распространенной процедурой для решения местных, региональных или национальных вопросов. Как правило, к данной мере волеизъявления прибегают в тех случаях, когда возникает важный и острый вопрос, требующий непосредственной оценки от населения.

Обычно референдумы организовываются по инициативе правительства, но иногда они могут проводиться по запросу граждан. Это значит, что гражданин или группа граждан имеет право подать с требованием о проведение референдума по поводу того или другого вопроса.

Следует отметить, что как проведение самого референдума, так и его порядок, регламентируется законодательством конкретной страны. Существуют страны, в которых вообще отсутствует законодательная возможность проведения любых референдумов.

Как правило, возможность проведения референдума свидетельствует о демократичной направленности правительства страны.

Требования к референдуму

Важным фактором является подход и законные рамки в отношении инициации и проведению референдума. Как правило, подобные способы волеизъявления имеют очень длинный период подготовки.

Это сделано специально для того, чтобы все граждане смогли ознакомится, с агитацией и аргументацией сторонников и противников определенного решения.

При этом правительство не вмешивается и не ограничивает свободы одной или другой стороны.

Признание результатов референдума регулируется законами государства. Иногда, для того, чтобы считать результат положительным, достаточно просто большинства положительных ответов.

Иногда, для этого должен быть конкретный процент. Также, следует отметить такой немаловажный фактор, как явку граждан.

Для того чтобы референдум считался состоявшимся, явка должна соответствовать установленным законом нормам.

Все «за» и «против»

Сторонники референдумов утверждают, что сама возможность прямого волеизъявления народа, гарантирует возможность влияния на процессы в государстве.

Критики, обычно апеллируют к таким понятиям как компетентность граждан и возможность манипуляций социальными настроениями.

Исходя из вышесказанного, можно понять, что референдумы, это полезный инструмент в формировании демократического общества. Но и подводных камней в нем хватает.

Наиболее важные вопросы, которые касаются государственной или общественной жизни определенной страны, могут выноситься на референдум. Так называют один из способов прямого изъявления воли граждан, которое проводится в форме ания.

Правда, не всегда власть прислушивается к желанию, которое выразил народ: самым ярким примером в можно назвать референдум, который был проведен в 1991 году. На нем 76% населения проали за то, чтобы Советский Союз был сохранен, но, несмотря на это, он распался.

Но это предусмотрено и законодательством – его могут проводить просто для того, чтобы выяснить позицию граждан по тому или иному вопросу.

Конечно, многие люди даже не знают, референдум, ведь такой способ выяснения мнения народа используется крайне редко. Это обусловлено, в первую очередь, дороговизной его проведения. На такое ание необходимо выносить вопросы, которые имеют значение для страны, а от выбора людей будет зависеть ее дальнейшая судьба и путь развития.

В зависимости от характера поставленных вопросов, референдум может быть конституционным (в этом случае рассматривается возможность внесения поправок в Конституцию или принятие ее другой версии) и законодательным (причиной ания является законопроект).

При этом формулировка проблемы должна быть четкой, вопрос и предоставленные варианты ответов не могут быть двоякими. Проявить инициативу, чтобы было проведено имеет суд или граждане РФ, которые знают, что такое референдум и имеют право принимать в нем участие.

В последнем случае инициативу должно проявить не менее 2 млн. людей, что будет подтверждаться подписями каждого человека.

Процедура организации ания расписана в законодательных актах. Так, порядок проведения референдума предусматривает, что в случае проявления инициативы для организации волеизъявления народа, документы подаются в ЦИК, анализируются там в течение 15 дней, а затем передаются Президенту, который и принимает решение о проведении ания.

В бюллетенях, предназначенных для ания, указывается вынесенный вопрос и 2 варианта ответа: «За» или «Против».

Кроме того, на нем расписаны правила заполнения, поэтому даже у тех, кто и не знал, что такое референдум, не должно возникнуть проблем. Если в бюллетене несколько вопросов, то они отделяются горизонтальными линиями.

Голосование признается состоявшимся, если в нем смогли принять участие более ½ граждан, а решение считается принятым, если за него проало более 2/3.

Законодательством, в котором расписано, что такое референдум, предусмотрено, что этот способ волеизъявления может быть общенациональным или местным, то есть проводиться на территории всей страны или в отдельно взятом муниципальном округе. В последнем случае участие в нем могут принимать только жители региона, в котором он проводится.

Так, на местное ание могут выноситься вопросы, которые касаются принятия устава округа, структуры органов самоуправления, изменения границ территории, вопросы досрочного прекращения полномочий местного главы самоуправления или представительного органа.

Хорошо, если жители знакомы с понятием реферат, например, писали в школе на эту тему, и им не надо разъяснять, какую он имеет важность и для чего необходимо принимать в нем участие.

ание граждан по поводу закона, проекта международного договора, закона или нормативного правового акта, вопроса государственного (регионального, местного) значения. Впервые этот институт непосредственной демократии был применен в Швейцарии. Используется на центральном, региональном и местном уровне в Италии и России, региональном и местном – в США, Канаде и др.

На ание, как правило, не выносятся вопросы чрезвычайного и безотлагательного характера, требующие специальной подготовки, и те, ответ на которые заранее известен. Конституционный Р. предполагает вынесение на одобрение избирателей проектов нового основного закона либо предложений по частичному изменению действующего.

В законодательстве предусматривается обязательное вынесение на ание любой поправки (Швейцария, Дания, Ирландия), факультативный порядок проведения Р., применение в зависимости от обстоятельств обеих разновидностей (ч. 2 ст. 44 Конституции Австрии). Законодательный Р. проводится в отношении проектов или действующих законов. Существуют два вида Р.

– отклоняющий, предполагающий полную или частичную отмену текста закона (ст. 75 Конституции Италии, ч. 2 ст. 89 Конституции Швейцарии), и утверждающий Р., ратифицирующий законопроект (ст. 11 Конституции Франции). Р. по международно-правовым вопросам (часто называемый плебисцитом) получил широкое распространение в последнее двадцатилетие 20 в.

Путем ания решались вопросы о приеме либо пребывании в ЕЭС или Европейском союзе во Франции, Дании, Ирландии, Норвегии, Великобритании, Финляндии и Швеции. В начале 90-х гг. 20 в. на Р. был вынесен Маастрихтский договор во Франции, Дании, Ирландии. На административный Р.

выносятся вопросы, касающиеся решений управленческого характера – изменения административно-территориального деления или границ субъектов федерации (ст. 29 Основного закона ФРГ, ст. 132 Конституции Италии), досрочного прекращения полномочий должностных л и ц (ч. 6 ст. 60 Конституции Австрии). В России Р.

как институт непосредственной демократии регламентируется Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации » 1995. Всенародное ание проводится на всей территории страны, но исключается в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории России, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Повторный Р. не проводится в течение года после официального опубликования результатов Р. с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. На Р.

не выносятся вопросы изменения статуса субъектов федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента, Совета Федерации и Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента, Государственной Думы или досрочном формировании Совета Федераций либо об отсрочке таких выборов (формирования); принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистии и помилования (ч. 2 ст. 3 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»). Инициатива проведения Р. принадлежит не менее чем 2 миллионам граждан России (при этом на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами России должны проживать не более 10% из них) и Конституционному Собранию согласно ч. 3 ст. 135 Конституции. Р. назначает Президент РФ на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Не допускается проведение выборов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением Р. Российской Федерации. Р. считается состоявшимся, если в ании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в нем. За решение в целом по России должны проать более половины граждан, принявших участие в ании. Решение, принятое на Р., является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении; оно может быть отменено или изменено путем принятия решения на новом Р. РФ. Если для реализации решения требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на Р. РФ, определить срок для подготовки данного правового акта. См. также Консультативный референдум, Резолютивный референдум. Т.А. Васильева

Отличное определение

Неполное определение ↓

Источник: https://www.errands.ru/to-take/chto-takoe-referendum-kratko-chto-takoe-referendum-i-kogda-ego-provodyat/

Значение слова РЕФЕРЕНДУМ. Что такое РЕФЕРЕНДУМ?

  • РЕФЕРЕ́НДУМ, -а, м. Всенародный опрос, ание для решения особо важного государственного вопроса.[От лат. referendum — то, что должно быть сообщено]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в ании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

Источник: Википедия

  • РЕФЕРЕ’НДУМ, а, м. [латин. referendum, букв. то, что должно быть отнесено, возвращено] (полит.). Всенародный опрос, ание всех избирателей помимо выборных органов, производимое, по конституциям некоторых государств, для принятия какого-н. важного законодательного акта. Президиум Верховного Совета СССР… производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик… Конституция СССР.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • 1. принятие какого-либо закона или решение какого-либо особо важного вопроса в жизни государства всенародным анием, опросом

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: огораживать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «референдум»

  • референт
  • законопроект
  • выбор
  • выборы
  • президент
  • (ещё…)

Предложения со словом «референдум»:

  • Ирландцы не исключили возможность проведения референдума.
  • Положительно и на оба вопроса ответили более 70 процентов участников референдума.
  • Когда строительство было завершено, австрийцы провели референдум о том, вводить ли её в эксплуатацию или нет.
  • (все предложения)

Цитаты со словом «референдум»:

  • Может быть, неоднозначно это покажется, но дело заключается в том, что очень мало кто в то время понимал и верил в то, что вопрос идет не об идеологии, учитывая ваш вопрос, вопрос не идет о формах собственности, о хозяйствовании, о реформах, а вопрос идет о государстве. Что основная проблема, основной удар направлен против единого государства, а вовсе не против реформирования общественно-политического устройства государства. Наши, так сказать, как их тогда называли, диссиденты, сегодня, я не знаю, как они себя предпочитают называть, но большинство из них откровенно в последние годы признавались, что они метили в социализм, а попали в российское государство. На самом деле ведь вопрос заключался именно в том, будет единая страна или не будет. И все разногласия заключались именно в этом между, скажем, ГКЧП и Горбачевым, только в этом. И разногласия между Горбачевым и Ельциным были тоже только в этом. Все остальное это было, я бы сказал, некорректное использование различных форм и методов воздействия на общественное мнение в личной цели, в популярности личной. Вопрос стоял о государстве и о власти. Между нами и Горбачевым вопрос стоял — будет ли у нас единое союзное государство федеративное или будет конфедеративное. И этот процесс продолжался, грубо говоря, примерно два года. Наши конфликты они просто не выплескивались до поры до времени, но на самом деле это так и было. Потому что он, проиграв по сути дела референдум, тут же взял и организовал так называемый новоогаревский процесс, где, по сути дела, консолидировались все националистические силы и националистические лидеры. Это было известно, и эта борьба шла все время, вплоть до Верховного Совета. В официальных выступлениях на Верховном Совете и на съезде Горбачев проигрывал. Но, видимо, уже он далеко зашел в этом проигрыше. Потому что мое было представление, и оно остается, он страшно боялся потерять власть. Боялся потерять власть именно в силу того, что он видел реального на тот момент противника на президентский пост в лице Ельцина, это был для него реальный противник. И вот тут они как раз, грубо говоря, расходились именно с точки зрения уже личной власти. Ельцин готов был во имя власти, наверное, на все. А Горбачев тоже соглашался поступиться, как он говорил, принципами во имя только одного — удержаться на плаву в качестве президента или председателя чего угодно, какого-то нового союза, который он был готов создать в обмен на ликвидацию Советского Союза. Я думаю, что вы слышали, что в то время его очень активно пропагандировали в виде председателя Организации Объединенных Наций, откровенно ему предлагали пост президента нового так называемого союза, на который его как бы изберут по принципу выбора председателя Организации Объединенных Наций. И он на это был готов. Валентин Сергеевич Павлов (1937–2003)
  • Кого небо сделало рабом, того никакое парламентское ание не в состоянии сделать свободным. Томас Карлейль (1795–1881) — британский писатель
  • (все цитаты)

Понятия со словом «референдум»

  • Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в ании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
  • Агита́ция по вопро́сам рефере́ндума — деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, ать либо отказаться от ания на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.
  • Факультативный референдум (нем. fakultatives Referendum; фр. référendum facultatif, итал. referendum facoltativo, романш. referendum facultativ) — разновидность референдума, приём прямой демократии в Швейцарии и Лихтенштейне. Он позволяет гражданам отвергать законы, принятые законодательными и/или исполнительными органами на федеральном, кантональном или муниципальном уровне.
  • Обязательный референдум (нем. obligatorisches Referendum, фр. référendum obligatoire, итал. referendum obbligatorio, романш. referendum obligatoric) — разновидность швейцарского референдума, приём прямой демократии в Швейцарии. Обязательные референдумы являются механизмом, обеспечивающим ание по важнейшим решениям федеральных, кантональных или муниципальных законодательных и/или исполнительных институтов власти.
  • Референдум о восстановлении добровольного религиозного образования в государственных школах был проведен в Эстонии между 17 и 19 февраля 1923 года. Предложение было принято голосами 71,9 % избирателей при явке в 66,2%.
  • (все понятия)

Дополнительно:

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC

Референдум: понятие и статус. Организация и проведение референдума

В ми­ровой практике референдум — это осуществляемое путем тайно­го ания утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу­дарства или правительства.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума — же­лание государственной власти получить одобрение какого-то сво­его акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольны­ми».

Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственно­го лидера или действий органов власти.

Часто так называют оп­рос населения с целью определения судьбы какой-либо террито­рии. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума.

К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направлен­ность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто фа­культативный характер.

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 г. Ныне действует Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации”.

Референдум РФ (далее также – референдум) – всенародное ание граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Ре­ферендум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ):

  1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном ании.
  2. Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
  3. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом .
  4. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
  5. Участие гражданина РФ (далее также – гражданин) в референдуме является свободным и добровольным.

    Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

  6. Голосование на референдуме (далее – ание) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для ания на референдуме в месте для тайного ания.

Федеральным конституционным законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум.

Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное ание проект новой Конституции РФ.

На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ.

Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором РФ.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоре­чить Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнан­ные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума (ст. 7 ФКЗ):

  1. военное или чрезвычайное положения, введенное на территории РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения;
  2. введение в отдельных местностях РФ военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом;
  3. последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа;
  4. период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов.

Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), ание по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

Указанный в настоящей статье перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

При подготовке и проведении референдума используется русский язык как государственный язык РФ, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, используются и государственные языки республик в составе РФ, а также языки народов РФ на территориях их компактного проживания.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан РФ о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах ания и о результатах референдума.

Государство гарантирует гражданам РФ, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения агитации по вопросам референдума в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением референдума устанавливается международными договорами РФ, настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

  1. не менее чем 2 миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, – при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
  2. Конституционному Собранию – в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ;
  3. федеральным органам государственной власти – в случаях, предусмотренных международным договором РФ и настоящим Федеральным конституционным законом.

Что такое референдум

Одной из форм осуществления демократии является проведения референдумов. Они представляют собой процесс ания граждан какой-то конкретной страны или же ее части по поводу некоторых важных общественных либо политических вопросов.

Проводиться данное волеизъявление должно в соответствии с законами и конституционными основами определенного государства, где этот процесс проходит. Важно понимать, что референдум – это очень сложный процесс, особенности которого существенно отличаются друг от друга в зависимости от страны проведения.

Этимология слова

Произошел термин «референдум» от латинского слова «refero». Этот глагол в переводе на русский язык означает «то, что следует вернуть». Существует данный термин со временем Древнего Рима. В современном мире он отчасти является синонимом такого понятия, как плебисцит. Это обусловлено тем, что Римской республике существовали так называемые Плебейские советы.

На сегодняшний день законодательство некоторых стран разграничивает такие понятия, как референдум и плебисцит. Это связанно с тем, что они могут иметь совершенно разные последствия своего проведения.

Обозначение референдума

Референдум представляет собой один из типов всенародного ания, являющийся важным демократическим институтом. Он свидетельствует об осуществлении прямого правотворчества граждан государства. Таким способом жители страны могут стать непосредственными участниками принятия тех или иных решений, которые напрямую влияют на их жизнь в целом и в частности.

Условия проведения референдумов, как правило, закрепляются в конституциях государств. Дополнительно некоторые особенности проведения таких плебисцитов описаны в соответствующих нормативно-правовых актах или же законах.

Референдумы могут быть, как императивными, так и консультативными. В первом случае их решение носит обязательный характер выполнения, в другом же – нет.

Проведение консультативного волеизъявления осуществляется преимущественно только лишь для того, чтобы выяснить мнение граждан страны по тому или иному вопросу, который является важным для государства или же его граждан.

Виды референдумов

В зависимости от вопросов, которые решаются на референдумах, они могут быть следующих типов:

  1. Законодательные референдумы. В этом случае гражданам страны необходимо выразить свое мнение по поводу принятия тех или иных законов, которые могут существенно повлиять на жизни в государстве и на них конкретно.
  2. Конституционные референдумы. В данной ситуации речь идет о внесении парламентом определенных поправок в основной закон страны – ее Конституцию. Чаще всего речь идет о новом ее проекте, если в этом нуждается государство вследствие тех или иных факторов.

В России в последний раз конституционный референдум проводился в 1993 году. В то время гражданам страны необходимо было решить вопрос о поддержке нового Основного закона. По результатам волеизъявления, было принято решение о смене Конституции, так как 58% жителей государства, участвующих в плебисците, выразили свою поддержку изменениями.

В законодательстве каждой страны определен список вопросов, которые могут выноситься на референдум. Чаще всего не допускается организовывать волеизъявления, результаты которого могут нарушать территориальную целостность государства, ее суверенитет и другие важные аспекты.

В некоторых странах существуют местные и национальные референдумы. Первые из них проводятся лишь на определенной ограниченной территории, вторые же – по всей территории государства.

Причины проведения референдумов

Независимости от того, какой тип референдума проводится, вопрос на него должен иметь четкий ответ. Это связано с тем, что по итогам волеизъявления нельзя было манипулировать результатами.

Чаще всего причиной референдумов становятся разногласия, которые царят среди правящих партий в одной стране. Если чиновники не могут решить тот или иной очень важный для государства вопрос, точку в нем должен поставить народ посредством плебисцита.

В некоторых ситуациях референдумы проводятся с целью избегания манипуляций и спекуляций по поводу тех или иных законов. Чаще всего это касается тех случаев, когда политики пытаются внести определенные изменения в работу исполнительной либо же законодательной ветки власти.

Конституционные же референдумы осуществляются для того, что обеспечить полную прозрачность Основного закона государства.

В данной ситуации граждане добиваются гарантирования исполнения собственных прав высшей политической верхушкой страны.

К тому же волеизъявление позволяет найти согласие между различными группами людей в государстве, если между ними существуют споры по тому или иному поводу.

Источник: https://portalinform.ru/chto-takoe-referendum/