Экспертиза художественных ценностей. Особенности назначения (и неназначения) судебно-искусствоведческой экспертизы в судопроизводстве

cтоимость экспертизы

от 7 000

Заказать

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Буквально три года назад по ходатайству ряда следственных органов и судебных органов города Москвы в НП «Федерация Судебных Экспертов» было принято решение о создании специального отдела искусствоведческих экспертиз. Показательным является тот факт, что НП «Федерация Судебных Экспертов» является первым экспертным учреждением страны, где был создан полноценный отдел по производству искусствоведческих экспертиз.

Для надлежащей организации отдела, нами были привлечены блестящие эксперты-культурологи и эксперты-историки, которые в своей совокупности воплотили прогрессивную по своей сути идею по созданию отдельной организации, как члена партнерства. НП «Федерация Судебных Экспертов» проводит искусствоведческие экспертизы не только по запросам столичных правоохранительных органов, но и для региональных УВД, УФСБ, а также прокуратур и таможенных органов.

Очевиден факт, что искусствоведческие экспертизы чаще всего проводятся в рамках уголовных дел, в т.ч.

связанным хищениями произведений искусства и антиквариата, а также по таможенным делам о контрабанде, уголовным делам о мошенничестве, о нарушении авторских прав, попытке невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния, делах о незаконном обороте оружия, уничтожении или повреждении памятников истории и культуры, распространении фото или видео-порнографических материалов (порнографии) или предметов порнографического содержания.

По сравнению с чаще употребляемым в судебно-следственной практике термином «искусствоведческая экспертиза» другой термин — «историко-искусствоведческая экспертиза» методологически является более точным, поскольку помимо произведений искусства на данного рода экспертизу нередко поступают предметы, не являющиеся произведением искусства или представляющие определенную ценность, которые ценятся в силу своего солидного возраста и раритетности.

Задачи

Основные задачи искусствоведческой экспертизы — атрибуция исследуемого произведения, предмета или вещи (определение времени, места и других обстоятельств его создания), установление его подлинности, культурной и(или) исторической ценности, иногда — установление конкретного автора произведения.

Объекты

Объекты искусствоведческих экспертиз настолько разнообразны, что вряд ли можно составить из них сколько-нибудь полный перечень.

Например к ним относятся предметы живописи (картины, рисунки, иконы, графика), скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства (фарфор, керамика, фаянс, майолика, терракота), старинное или древнее оружие, старая антикварная мебель, одежда прошлого века, почтовые марки, и почтовые открытки, фотографии, старые книги, рукописи, музыкальные произведения и т. д.

Используя криминалистическую терминологию, можно сказать, что объектами искусствоведческой экспертизы выступают предметы, изделия и тексты, имеющие историческую, культурную или художественную ценность. В криминалистическом смысле при назначении и проведении судебной искусствоведческой экспертизы и внесудебных исследований решаются идентификационные, диагностические и классификационные задачи.

Среди экспертов-искусствоведов принято различать атрибуцию и экспертизу.

В первом случае речь идет об искусствоведческой экспертизе с целью изучении предмета и определения его индивидуальных и классификационных особенностей, на основании которых он занимает свое место в музейных или библиотечных коллекциях, получает свой художественный или исторический статус.

Искусствоведческая экспертиза проводится в тех случаях, когда данные атрибуции или сведения о предмете вызывают сомнение и по тем или иным причинам должны быть надлежащим образом подтверждены экспертами-культурологами.

Специфика данного вида экспертной деятельности заключается в том, что профессиональных судебных экспертов-искусствоведов имеющих практический опыт проведения искусствоведческой экспертизы в рамках уголовных дел до недавнего времени практически не было.

Это связано с тем, что эксперты-искусствоведы широкого профиля встречаются редко, один и тот же специалист вряд ли способен одновременно знать в деталях историю производства фарфора, особенности изготовления московских старопечатных книг и изменения в составе авторских грунтов живописных работ второй четверти XIX в.

В большинстве случаев назначение искусствоведческой экспертизы связывается с необходимостью подтверждения атрибуции художественных или антикварных предметов и оценкой их денежной стоимости, но не всегда. Вопросы, которые ставятся перед экспертами-искусствоведами (культурологами), довольно сильно различаются в зависимости от характера исследуемых объектов.

Вопросы

Так, эксперт-оружейник (эксперт по историческому оружиеведению) чаще всего отвечает на вопросы:

  • представляет ли данный предмет (оружие) историческую и культурную ценность?
  • относится ли данное оружие к боевому оружию?
  • каково состояние сохранности предмета (оружия) на момент проведения историко-искусствоведческой (культурологической) экспертизы?
  • какова ориентировочная цена данного предмета (оружия)?

Эксперту-искусствоведу по ювелирным изделиям чаще всего поступают предметы с клеймом мастера и вопросами о подлинности предмета и его ориентировочной стоимости.

Приблизительно те же вопросы решает и эксперт по произведениям живописи: в большинстве случаев ему приходится проверять сведения, имеющиеся у владельца произведения, и давать оценку его денежной стоимости.

С развитием рынка антиквариата потребность в историко-культурологических экспертизах возрастает из года в год.

Эксперт-искусствовед отдела рукописей осуществляет следующие виды работ при экспертизе рукописных книг и архивных материалов:

  • определяет авторство и подлинность документов;
  • датирует материалы (при экспертизе рукописных книг и ряда архивных материалов активно привлекается научная литература, посвященная бумажным знакам; изучаются филиграни и штемпели);
  • определяет место составления и бытования материалов;
  • описывает дефекты сохранности, физическое состояние переплетов и материалов;
  • изучает пометы, владельческие записи, экслибрисы и штампы, определяет статус и значимость упоминаемых лиц;
  • решает вопрос о степени уникальности материалов (наличие списков, в том числе в других архивохранилищах; изучение языковых особенностей);
  • определяет их научную значимость и дает денежную оценку.

В пособиях для следователей и судей приводятся следующие обобщенные вопросы, разрешаемые экспертами-искусствоведами:

  • представляет ли данное произведение, предмет или вещь художественную или историко-культурную ценность?
  • имеет ли данное произведение, предмет или вещь художественное назначение, или оно не принадлежит к предметам искусства?
  • каково время и место создания (производства или изготовления) данного произведения, предмета или вещи?
  • является ли данное произведение оригиналом или копией (репликой, стилизацией, позднейшей подделкой, муляжом, компиляцией), является оно уникальным или серийным?
  • к какому направлению искусства или ремесла (школе) относится данное произведение?
  • каково состояние сохранности произведения?
  • подвергалось ли данное произведение переделке (реставрации, редактуре), какой именно?
  • какова ориентировочная денежная стоимость произведения?
  • является ли автором представленного произведения конкретное лицо?

Некоторые художественные предметы и объекты поступают на исследование к экспертам-криминалистам, которым, необходимо определить свою вторичную роль при проведении искусствоведческих экспертиз.

Так же наша организация проводит, в рамках искусствоведческих экспертиз, экспертизу элементов имиджмейкерства.

Современная мода выросла в целую индустрию, в которой необходимо поддерживать статус оригинальности и новизны с позиции эстетического искусства.

Иногда возникают ситуации, при которых дизайнерские и модельные агентства в погоне за новыми трендами в моде присваивают себе чужие новшества и оригинальные идеи. В таком случае разбирательства доходят и до судебных тяжб.

Экспертиза элементов имиджмейкерства включает в себя:

  • оригинальность художественного образа, созданного при использовании новых тенденции макияжа (make up), прически и дизайна украшений;
  • плагиат тех или иных деталей образа модели или полное копирование образ.

С другой стороны, криминалистическая и методическая составляющие в заключениях судебных историко-искусствоведческих экспертиз, сделанных в учреждениях неэкспертного профиля, нередко выражены недостаточно.

Бывают случаи, когда заключения экспертов-искусствоведов при решении вопросов об атрибуции или авторстве произведений лишь констатируют мнение эксперта, а не выступают результатом многоступенчатого исследования, описание которого позволило бы другому эксперту или специалисту убедиться в достоверности и обоснованности сделанных выводов.

Комплексная

Большинство судебных искусствоведческих экспертиз носят комплексный характер, что обусловлено интегративным характером стоящих перед экспертом задач.

Во многих случаях эксперту-культурологу приходится исследовать материалы художественного изделия, подпись или клеймо автора, манеру (стиль) письма, признаки позднейшего воздействия (порчи, переделки, реставрации).

Не каждый даже крупный музей и не каждая библиотека могут позволить себе приобрести дорогостоящее аналитическое оборудование для проведения физических и химических измерений, не говоря уже о дефиците хороших электронных микроскопов.

НП «Федерация Судебных Экспертов» проводит весь спектр историко-культурологических и искусствоведческих экспертиз без привлечения сторонних экспертов, в чем наше основное отличие от абсолютного большинства экспертных организаций страны, пытающихся проводить сложнейшие судебные искусствоведческие экспертизы. Наш профиль: искусствоведческая экспертиза картин, икон, книг, скульптур, ювелирных изделий, искусствоведческая экспертиза порнографии.

Виды

Историко-культурная экспертиза
Трудно переоценить сегодняшнее значение такого исследования, как историко-культурная экспертиза.

Для многих музеев и частных коллекций бывает очень важно с максимальной точностью определить подлинность тех или иных культурно-исторических объектов, детали их происхождения и производства.

Далее исследуется состояние объектов культуры, и назначается тот или иной прогноз в отношении того, как оно может развиваться в дальнейшем. На основании этих сведений принимаются решения о необходимости тех или иных реставрационных действий в отношении исследуемых объектов.

Культурологическая экспертиза
Сегодня в обязанности культурологической экспертизы входит большое количество самых разнообразных исследований. Например, экспертиза архитектурных или градостроительных произведений – как объектов культуры.

Но это только одна из многих, хотя и очень сложная, часть этого общего направления экспертных исследований.

Вообще культурологическая экспертиза является одним из крупнейших классов экспертных работ, который объединяет в себе множество различных областей.

по теме «Искусствоведческая экспертиза» >>

Цены

№Основные виды искусствоведческих исследованийСтоимость экспертизы, руб.

1 Экспертиза антикварных книг (полное заключение) от 15 000
Справка об исследовании букинистических книг от 7 000
2 Экспертиза предметов религиозного назначения (иконы) (полное заключение) от 20 000
Справка об исследовании предметов религиозного назначения (иконы) от 7 000
3 Экспертиза живописных и графических произведений (полное заключение) от 25 000
Справка об исследовании живописных и графических произведений. от 7 000
4 Экспертиза скульптурных произведений (полное заключение) от 20 000
Справка об исследовании скульптурных произведений. от 7 000
5 Экспертиза предметов декоративно-прикладного искусства (полное заключение) от 15 000
Справка об исследовании предметов декоративно-прикладного искусства. от 6 000
6 Экспертиза антикварной мебели (полное заключение) от 15 000
Справка об исследовании антикварной мебели от 7 000
7 Экспертиза государственных и негосударственных геральдических символов (гербов, флагов) и наград. от 25 000

Источник: http://sud-expertiza.ru/iskusstvovedcheskaya-ekspertiza/

Искусствоведческая экспертиза : Top Expert – Судебные экспертизы и оценка

Искусствоведческая экспертиза –  исследование предметов изобретенного искусства, проводимое лицом, имеющим специальные знания в области исследуемого предмета, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях получения ответа на вопросы, требующие специальных искусствоведческих, эстетических культурологических, психологических  познаний. Эксперты-искусствоведы проводят объективную оценку объекта искусствоведческой экспертизы на предмет их достоверности и достаточности. Это связано с отсутствием единых критериев в оценке сведений, предоставляемых экспертом. Искусствоведческая экспертиза напрямую связана с объектами исключительных прав и судебной патентоведческой экспертизой. Патентная экспертиза призвана ответить на вопросы связанные с защитой охраняемых законом объектов авторского права. 

Смотреть: Искусствоведческая экспертиза при страховании имущества

Искусствоведческая экспертиза может проводиться в рамках досудебного разрешения споров, а также при расследовании уголовных дел связанных с незаконным оборотом оружия.

Экспертиза старых книг позволяет установить дату из изготовления. А вот экспертиза картин и живописи позволяет установить подлог, случай когда современные картины выдаются за картины прошлого и позапрошлого столетия.

Культурологическая экспертиза это не официальной название искусствоведческой экспертизы, которая она получила благодаря тому что искусство напрямую связано с культурологией как учением социальным о культурных ценностях. Культурологическая экспертиза икон позволяет определить их ценность как сугубо с точки зрения расследования уголовного дела о хищении икон, так и с культурной точки зрения как объекта культурного и духовного наследия.

Религоведческая экспертиза проводимая при расследовании уголовных дел о розжигани межнациональной розни и оскорблениях. Историческая экспертиза проводиться в форме комплексной судебной религиоведческой исторической психологической лингвистической экспертизы.

Историческая культурологическая экспертиза проводиться в отношении объектов культурного наследия напрямую связанных с религиозными верованиями людей.

Социальная и культурная подоплека расследования судебных дел об оскорблениях и клевете зачастую связана именно с религиозными предрассудками граждан. Общеизвестно, что многие конфликты длятся весьма продолжительное время.

Историческая религиозная экспертиза позволяет установить юридические факты напрямую относящиеся к предмету судебного доказывания.

Художественная культурная экспертиза напрямую устанавливает не является ли имеющий объект творчества подделкой. Историческая искусствоведческая экспертиза предметом которой являются стоимость и культурная ценность товара напрямую определяет стоимость искуствоведской экспертизы.

Судебная лингвистическая экспертиза назначается в основном по уголовным и гражданским делам об оскорбления и клевете, унижениям чести достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц. При этом зачастую она проводиться в форме комплексного исследования всех фактов имеющих экспертное значение.

Объекты искусствоведческого исследования

К объектам искусствоведческого исследования относятся

  • Живопись – картины, иконы, мозаики, фрески, графические изображения. Материалы и могут быть самые разные – холст, дерево, металл, камень, картон. Это относится и к краскам – исследуются картины, написанные маслом, акварелью, гуашью, и другими средствами, вплоть до угля и восковой живописи.
  • Скульптура – гипсовая, глиняная, восковая, бронзовая, других видов металла. Это далеко не полный перечень материалов. Исследуются скульптуры, изображающие тела людей и животных, их лица, места и предметы, сложные сцены. Также исследуются рельефные изображения – разновидность скульптуры, вылепленная на плоском фоне.
  • Декоративно-прикладное искусство – вазы, статуэтки, другие произведения из керамики, фарфора, фаянса, часто с нанесенным на них изображением.
  • Тексты – проза и стихи, книги, рукописи. Здесь может иметь значение не только произведение целиком, но и небольшой автограф известного автора – например, страница, написанная его рукой.
  • Музыкальные произведения.
  • Фото- и видеоматериалы.
  • Старинная мебель.
  • Одежда прошлых веков.
  • Старые открытки, марки.
  • Монеты, давно вышедшие из обращения.
  • Старинное оружие.
  • Иные вещи, не представляются ценности в качества предметов искусства, но изготовленные много веков назад.
  • Эротические/порнографические материалы.

Задачи искусствоведческой экспертизы:

Основной целью искусствоведческой экспертизы, проводимой по инициативе суда или следственных органов, является атрибуция предмета исследования, установление его подлинности, авторства, а также ценности для человечества с точки зрения культурного наследия. Атрибуция включает в себя определение времени, обстоятельств и места создания вещи на основе знаний художественных стилей, техник и школ, присущих определенному историческому этапу.

Часто для установления подлинности произведения искусства требуется проведение химических и физических исследований. А значит, исполнитель таких работ должен иметь современную исследовательскую лабораторию, оснащенную сложным аналитическим оборудованием.

Предметом историко-искусствоведческой экспертизы могут быть:

  • произведения живописи и скульптуры (картины, иконы, гобелены и статуэтки);
  • предметы искусства декоративно-прикладного назначения;
  • различное старинное и древнее оружие;
  • антикварные предметы мебели;
  • одежда прошлых веков;
  • фотографии, почтовые марки и открытки;
  • антикварные книги;
  • древние рукописи и рукописные музыкальные произведения;
  • рисунки, фото и видеоматериалы порнографического характера

Правовое положение искусствоведческой экспертизы

Искусствоведческая экспертиза проводится в рамках как уголовных, так и гражданских судебных дел.

К уголовным относятся хищение, контрабанда, нарушение авторских прав, различные виды мошенничества – например, торговля поддельными предметами искусства. К гражданским – наследственные споры, раздел имущества.

Также подобная экспертиза может быть проведена по желанию хозяина исследуемого объекта, с целью установления его подлинности, ценности, эпохи и других интересующих заказчика вещей.

Особое место среди искусствоведческих экспертиз занимает исследование материалов на предмет порнографии – это также относится к уголовному судопроизводству. Распространение порнографических объектов преследуется по закону, однако их изготовители и владельцы пытаются обойти закон, выдавая порнографию за эротику. Чтобы разрешить спорную ситуацию, проводится искусствоведческая экспертиза.

Преступления, в рамках которых может потребоваться искусствоведческая экспертиза, определяются следующими статьями УК РФ:

  • 146 – нарушение авторских и смежных прав.
  • 159 –мошенничество. Сюда изготовление и торговля поддельными предметами искусства.
  • 164 – хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения.
  • 190 – невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
  • 222 – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
  • 242 – незаконные изготовление и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов. В том числе статья 242.1 – порнография с изображениями несовершеннолетних, и статья 242.2 – использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов.
  • 243 – уничтожение или повреждение памятников истории, культуры

Искусствоведческая экспертиза может потребоваться и для расследования преступлений, предусмотренных иными статьями УК.

Виды искусствоведческих экспертиз и порядок их проведения

Все искусствоведческие исследования можно условно разделить на две большие группы – историко-культурные и культурологические. К первой группе относятся экспертизы по установлению подлинности произведений искусства или предметов культуры, определению их состояния и потребности в реставрации.

Культурологические экспертизы решают значительно больший круг задач, включая:

  • установление авторства;
  • поиск нарушений этических норм;
  • определение исторической или историко-культурной ценности вещи;
  • установление цены произведения искусства;
  • определение срока изготовления исследуемого предмета.

По предмету исследований независимые искусствоведческие экспертизы насчитывают около 30 разновидностей, среди которых:

  • экспертиза произведений живописи;
  • экспертиза исторического оружия;
  • экспертиза архитектуры и объектов градостроительства;
  • экспертиза древних книг;
  • экспертиза антиквариата;
  • геральдическая экспертиза;
  • экспертиза порнографии;
  • искусствоведческая экспертиза стоимости предметов искусства.

В каждом отдельном случае лицо, заказывающее проведение экспертизы, должно точно сформулировать интересующие его вопросы. Например:

  • имеет ли историко-культурную ценность исследуемый предмет;
  • относится ли он к предметам искусства;
  • где и когда он был создан;
  • является ли он оригиналом или копией, стилизацией и подделкой;
  • какова его ориентировочная стоимость;
  • является ли его автором конкретный художник, скульптор или другой мастер.

Для каждого предмета могут быть и свои специфические вопросы. Например, для старинного оружия часто ставят вопрос, можно ли его отнести к боевому оружию и в каком состоянии сохранности оно находится.

К сожалению, хороших специалистов в области искусствоведческой экспертизы немного. Тем более что один эксперт не может одинаково профессионально разбираться и в оружии, и в живописи, и в книгах.

Экспертных организаций, берущихся на должном уровне выполнить подобные исследования, существует ограниченное количество. Наша компания имеет и опытных экспертов-искусствоведов, и современную лабораторию для исследований, и солидный опыт работы в данном направлении.

Мы готовы провести любой сложности искусствоведческую экспертизу по доступной цене и предоставить юридическую поддержку в суде.

Вопросы для разрешения искусствоведческой экспертизой

  • Чем является предмет исследования подделкой или же оригиналом?
  • Относится ли к тому или иному виду ценностей данный предмет, если имеются признаки?
  • Относится ли к предметам искусства данный объект?
  • Кто из авторов является создателем музыкального произведения, рукописи и других предметов исследования?
  • К какой эпохе и месту относится изготовление конкретного предмета (атрибуция)?
  • Является исследуемый объект раритетом, представляющим конкретную научную ценность?
  • Подвергался ли исследуемый объект реставрационным работам?
  • Какова степень сохранности объекта?
  • Историческая ценность предмета, если она есть?
  • Вид искусства, ремесла исследуемого предмета?
  • Каков состав изготовления предмета?
  • Степень дефектов и состояния объекта?
  • В какое точный промежуток времени создан объект?
  • Кто является автором исследуемого предмета?
  • Где создан данный объект или предмет искусства?
  • Уникальность предмета – был создан в единственном экземпляре или имеются аналоги предмета?

Уточняйте интересующий Вас вопрос по контактному телефону:

+7 (495) 127-09-35
+7 (916) 435-72-27

Консультация специалиста в офисе рядом с м. Охотный ряд осуществляется по предварительной записи с целью выбора наиболее удобного времени для Вас!

Коллектив ЭКСПЕРТНО-ПРАВОВОГО ЦЕНТРА «TOP EXPERT».

(5 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://anotopexpert.ru/iskusstvovedcheskaya-ekspertiza/

Задачи, которые решает искусствоведческая экспертиза

Задачи искусствоведческой экспертизы многообразны и зависят от объекта исследования, области, в которой проводится экспертиза, дела (уголовного или гражданского), в рамках которого она проводится и других факторов.

Различают два вида экспертиз: атрибуция и, собственно, искусствоведческая экспертиза. Цель атрибуции – исследовать объект, установить его характеристики, классифицировать и определить стоимость.

Цель экспертизы – установить подлинность объекта – то есть понять, соответствует ли он заявленному набору характеристик. Часто целью экспертизы становится подтверждение или опровержение результатов атрибуции.

Задачи искусствоведческой экспертизы:

  1. Установление культурно-исторической ценности объекта.
  2. Классификация объекта – к какому виду искусства или ремесла он относится, начиная от глобальных различий типа: картина или оружие, заканчивая детальной классификацией, в которую может входить жанр, эпоха, место изготовления, принадлежность к той или иной школе.
  3. Определение материалов, из которых изготовлен объект.
  4. Определение состояния объекта, его сохранность, наличие или отсутствие дефектов.
  5. Определение времени изготовления объекта – от эпохи до конкретного года.
  6. Установление авторства. Данный вопрос ставится в двух случаях: автор неизвестен и необходимо его идентифицировать; автор известен предположительно, и необходимо установить, на самом ли деле объект выполнен его рукой.
  7. Определение места изготовления.
  8. Определение степени уникальности объекта.
  9. Определение оригинальности объекта – является он оригиналом или копией.
  10. Установление наличия переделок или реставрационных работ.
  11. Определение стоимости объекта.
  12. Установление подлинности объекта.
  13. Определение принадлежности объекта к порнографической либо эротической продукции.

Объекты, исследуемые в рамках искусствоведческой экспертизы

Составить полных перечень объектов, которые исследует искусствоведческая экспертиза, невозможно, потому что спектр предметов, имеющих отношение к культуре и искусству, очень широк и постоянно пополняется, а если объект претендует на историческую ценность, он может в этот спектр и вовсе не входить.

Тем не менее, существует список наиболее распространенных объектов, которые отдают на искусствоведческую экспертизу.

  1. Живопись – картины, иконы, мозаики, фрески, графические изображения. Материалы и могут быть самые разные – холст, дерево, металл, камень, картон. Это относится и к краскам – исследуются картины, написанные маслом, акварелью, гуашью, и другими средствами, вплоть до угля и восковой живописи.
  2. Скульптура – гипсовая, глиняная, восковая, бронзовая, других видов металла. Это далеко не полный перечень материалов. Исследуются скульптуры, изображающие тела людей и животных, их лица, места и предметы, сложные сцены. Также исследуются рельефные изображения – разновидность скульптуры, вылепленная на плоском фоне.
  3. Декоративно-прикладное искусство – вазы, статуэтки, другие произведения из керамики, фарфора, фаянса, часто с нанесенным на них изображением.
  4. Тексты – проза и стихи, книги, рукописи. Здесь может иметь значение не только произведение целиком, но и небольшой автограф известного автора – например, страница, написанная его рукой.
  5. Музыкальные произведения.
  6. Фото- и видеоматериалы.
  7. Старинная мебель.
  8. Одежда прошлых веков.
  9. Старые открытки, марки.
  10. Монеты, давно вышедшие из обращения.
  11. Старинное оружие.
  12. Иные вещи, не представляются ценности в качества предметов искусства, но изготовленные много веков назад.
  13. Эротические/порнографические материалы.

Существующие методы

Химико-технологический – наиболее распространенный метод, которым пользуются в ходе искусствоведческой экспертизы . Он определяет состав и соотношение материалов, из которых изготовлен исследуемый объект.

Таким образом, устанавливается возраст объекта – каждой эпохе соответствуют свои материалы и своя технология изготовления.

Также с помощью этого метода устанавливается авторство – определяется, характерны ли данные материалы и способ их обработки для того или иного автора.

Химическо-технологический анализ включает в себя несколько разных видов:

  • Рентгенофлуорисцентный анализ
  • Ультрафиолетовый анализ
  • Традиционные микрохимические методы
  • Микроскопический анализ.

Цифровой анализ позволяет наиболее точно определить руку мастера – исследуется структура мазков, штрихов, линий, особенности лепки, почерк.

Графологический анализ используется при исследовании текстов, подписей на картинах. Он позволяет установить авторство.

Это далеко не полный перечень существующих методов искусствоведческой экспертизы.

Так, для того, чтобы установить, является ли объект исследования исторической редкостью, требуется информация о существующих в современном мире аналогичных предметах искусства или исторических объектах – то есть исследование частных и музейных коллекций. Для оценки стоимости – изучение цены аналогичных произведений на современном рынке. Для исследования акустического произведения – музыкальный анализ.

Правовые аспекты

Искусствоведческая экспертиза проводится в рамках как уголовных, так и гражданских судебных дел.

К уголовным относятся хищение, контрабанда, нарушение авторских прав, различные виды мошенничества – например, торговля поддельными предметами искусства. К гражданским – наследственные споры, раздел имущества.

Также подобная экспертиза может быть проведена по желанию хозяина исследуемого объекта, с целью установления его подлинности, ценности, эпохи и других интересующих заказчика вещей.

Особое место среди искусствоведческих экспертиз занимает исследование материалов на предмет порнографии – это также относится к уголовному судопроизводству. Распространение порнографических объектов преследуется по закону, однако их изготовители и владельцы пытаются обойти закон, выдавая порнографию за эротику. Чтобы разрешить спорную ситуацию, проводится искусствоведческая экспертиза.

Преступления, в рамках которых может потребоваться искусствоведческая экспертиза, определяются следующими статьями УК РФ:

  1. 146 – нарушение авторских и смежных прав.
  2. 159 –мошенничество. Сюда изготовление и торговля поддельными предметами искусства.
  3. 164 – хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения.
  4. 190 – невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
  5. 222 – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
  6. 242 – незаконные изготовление и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов. В том числе статья 242.1 – порнография с изображениями несовершеннолетних, и статья 242.2 – использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов.
  7. 243 – уничтожение или повреждение памятников истории, культуры

Искусствоведческая экспертиза может потребоваться и для расследования преступлений, предусмотренных иными статьями УК.

Вопросы, которые следует задать эксперту-искусствоведу

В зависимости от исследуемого объекта и цели, ради которой он исследуется, перед участниками экспертной комиссии могут ставится совершенно разные вопросы. Ниже перечислен наиболее полный список вопросов, на которые может ответить искусствоведческая экспертиза. Как правило, при исследовании конкретного предмета нужен ответ лишь на часть из них.

  1. Имеет ли объект культурную ценность, то есть является ли предметом искусства?
  2. Имеет ли объект историческую ценность?
  3. К какому виду искусства или ремесла относится объект?
  4. Из какого материала изготовлен объект?
  5. В каком состоянии находится объект, имеются ли у него дефекты?
  6. Из каких материалов изготовлен объект?
  7. В какое время изготовлен объект?
  8. Кто автор объекта?
  9. Где был изготовлен этот объект?
  10. Уникален ли данный объект – то есть существует в единственном экземпляре или имеются другие аналогичные объекты?
  11. Объект является оригиналом или копией?
  12. Подвергался ли объект переделке, реставрации, если да – какие его части доделывались или реставрировались, насколько это повлияло на его состояние, сохранился ли изначальный смысл?
  13. Какова стоимость объекта на современном рынке?
  14. Является ли объект подлинным – то есть тем, за что его выдают? Это относится к авторству, возрасту, тематике и т.д.
  15. Относится ли данный объект к порнографии или является эротической продукцией?

Источник: https://sudexpa.ru/expertises/iskusstvovedcheskaia-ekspertiza/