Порфирий Петрович является одним из ключевых персонажей в романе метра русской классики Федора Достоевского «Преступление и наказание».
Содержание
Характеристика Порфирия Петровича
Герой исправно служит много лет закону и занимает должность пристава в следственном комитете города Петербурга, где и разворачивается история. Порфирий Петрович наделён интуицией настоящего сыскаря, он умён и прозорлив, умеет подметить детали и не жалуется на память.
Сам себя он называет стариком, несмотря на средний возраст, и считает себя человеком «законченным». Во внешности его, особенно в телосложении, есть что-то «бабье» — пухлое лицо, с болезненным оттенком, белёсые ресницы. Как следователь, этот яркий персонаж весьма талантлив.
Свободно может провести любого, но лишь с целью вывести на чистую воду. Где нужно — легко притворяется. Часто циничен и недоверчив. Но вместе с тем, он честен и умеет держать слово.
Порфирий Петрович ещё до преступления Раскольникова наткнулся в газете на статью, в которой молодой студент рассуждал на тему дозволенности совершить убийство, если убитый человек из «низшего разряда», а убийца — представитель «высшей расы».
Роль в сюжете
Волей судьбы Порфирию Петровичу достаётся расследование убийства старухи процентщицы и её сестры. Не имея никаких улик, увлекающийся психологией следователь, догадывается, что преступление на совести Родиона Раскольникова. Важную роль тут сыграла, написанная ранее молодым преступником статья.
Она хоть и была анонимна, но дотошный пристав выяснил авторство через редакцию. Вступая в споры на вечные темы нравственности, Порфирий Петрович почти вынуждает Раскольникова на пике нервного срыва признаться в содеянном преступлении.
Планы разбиваются о признательные показания маляра Миколки, и настоящий преступник ускользает.
Неожиданно для самого себя следователь проникается сочувствием к Раскольникову. Добрым сердцем он понимает, что Родион неплохой человек, которого сломала бедность.
И его главной задачей становится не просто довести оступившегося студента до явки с повинной, но и добиться его полного раскаяния.
Только так, считает Порфирий Петрович, у молодого человека появится вновь смысл в жизни, и так он поймёт ошибку в своих философских изысканиях.
На протяжении всего романа бедный студент Раскольников и следователь Порфирий Петрович лично встречаются три раза:
Первая встреча – квартире Порфирия Петровича
Предлогом к этому визиту становятся вещи, которые Раскольников закладывал у старухи-процентщицы и которые теперь хранятся в полиции. Разумихин на правах друга приводит Раскольникова к своему родственнику Порфирию Петровичу.
Вторая встреча – в конторе
В этом разговоре Порфирий Петрович ведет себя более нагло и напористо, что не нравится Раскольникову. Студент теряет самообладание и объявляет, что не позволит себя “мучить”.
Раскольников требует допрашивать его “по форме”, а не издеваться. Этим он снова сам себя выдает. Во время этой беседы в кабинет прибегает маляр Миколка и сознается в убийстве старухи и ее сестры (Миколка клевещет на себя).
Это появление “кающегося” Миколки ломает планы Порфирия.
Третья встреча – в комнате Раскольникова
В эту встречу Порфирий Петрович и Раскольников беседуют наедине. Порфирий неожиданно заявляет Раскольникову, что знает о его преступлении.
Следователь по-дружески советует Раскольникову явиться с повинной, чтобы получить меньший срок каторги. Порфирий обещает, что приложит усилия, чтобы смягчили наказание (он сдержит свое слово).
Таким образом следователь подталкивает Раскольникова к единственно правильному шагу – к явке с повинной (что тот и сделал).
Интересный факт
Стоит обратить внимание на то, что в святцах упоминается Порфирий Эфесский – лицедей и мученик, который жил в III веке при Юлиане Отступнике. Занимаясь лицедейством, насмехался над христианскими обычаями. Уверовав, открыто объявил себя христианином и был обезглавлен.
Вспомним в связи с этим, как во время первой встречи с Раскольниковым Порфирий постоянно хихикает, подмигивает, жмурится, во время второй встречи говорит об игривом уме, комической струне и упоминает Гоголя, а во время третьей встречи сравнивает Раскольникова с мучеником: «Я ведь вас за кого почитаю? Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, – если только веру иль бога найдет».
Источник: http://fandea.ru/779-porfirii-petrovich-sledovatel-iz-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-1866.html
Образ и характеристика Порфирия Петровича в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение
Одним из положительных героев романа «Преступление и наказание» является Порфирий Петрович. Тридцатипятилетний пристав следственных дел. Именно он расследует убийство старухи-процентщицы. Достоевский «рисует» блюстителя закона настоящим патриотом России. Порфирий Петрович верит, что страна станет самой великой и могущественной в мире.
Автор подробно рассказывает о чертах лица героя. Достоевский наделяет Порфирия Петровича круглым, бледным лицом. Порой оно кажется слишком добродушным и насмешливым. Но глаза всегда остаются серьезными. А взгляд – пронизывающий насквозь. Возможно, это просто издержки профессии.
Ведь, чтобы быть хорошим следователем, надо иметь не только дидактический склад ума, но и особый внутренний стержень. Телосложение Порфирия Петровича больше было похоже на фигуру женщины. Но ведь недаром существует поговорка: «Встречают по одежке, а провожают по уму».
Но ведь для того чтобы раскрывать преступления – не обязательно быть красивым.
Порфирий Петрович – это не просто следователь, он еще и неплохой психолог. Его современные взгляды на жизнь помогают понять преступника, найти к каждому индивидуальный, психологический подход.
Таким образом, и происходит разгадка личности Раскольникова. Это противостояние убийцы и представителя закона очень ярко описано в произведении. У Порфирия Петровича нет ни единого доказательства против Родиона.
Хотя с самого начала он был уверен, что преступник – Раскольников.
Следователь изучает Раскольникова, пытается понять, какая «движущая сила» подтолкнула его на совершение столь жестокого преступления. Поведение Порфирия Петровича «говорит» нам о том, что он совершенно не злой человек. Он справедливый и рассудительный.
Допрашивая Раскольникова, Порфирий Петрович дает ему шанс осознать свою вину и раскаяться. А ведь гуманный следователь – это редкость даже в наше время. Он видит Раскольникова «насквозь». Порфирий Петрович понимает, что Родион очень талантливый и, по-своему, хороший человек.
Он считает, что в «грехах» Раскольникова виновата молодость и неопытность.
Признание вины облегчает наказание. В том, что Родион Раскольников сознался в своем деянии, во многом заслуга именно Порфирия Петровича и его знания человеческой психологии.
Сочинение Порфирий Петрович в Преступлении и наказании
Впервые о Порфирии Петровиче мы узнаем от Дмитрия Разумихина, упомянувшего о своем дальнем родственнике, который служит в чине следственного пристава и расследует дело об убийстве двух женщин на своем участке, чиновницы, дававшей деньги под заклад, и ее сестры.
Первое впечатление Порфирий Петрович производит двойственное. Встречает он Раскольникова и Разумихина у себя дома без церемоний, в домашнем халате и стоптанных тапочках.
На вид ему около тридцати пяти лет, с полноватым брюшком, круглолицый и немного курносый. Вся фигура словно бабья. Маленький, толстенький Порфирий Петрович сам иронично говорит о том, что его внешность вызывает у других лишь комические мысли.
Выражение лица насмешливое и добродушное. Только взгляд его глаз с каким-то водянистым блеском настораживает Раскольникова своей серьезностью и пытливостью. Он чувствует проницательность этого толстячка, способность проникать в суть происходящего и понимает, что следователь ждал этого знакомства и был готов к нему.
Порфирий Петрович осведомлен о последних днях в жизни студента и знаком с его статьей. Он вовлекает Раскольникова в спор о сути его теории, вызывая на откровенность. И Родион почувствовал, что с ним этот человек затевает хитроумную игру и что-то подозревает.
Чтобы развеять эти подозрения, Раскольников был вынужден сам явиться в участок с заявлением о закладе своих вещей у процентщицы. Там Порфирий действует уже более решительно.
Как опытный психолог, он сначала пытается отвлечь посторонней болтовней подозреваемого, затем почти отрыто каверзными и провокационными вопросами склоняет к признанию, отмечая, что болезненное состояние Родиона имеет свои причины, о которых он, сопоставив факты, догадывается. Неожиданное признание Миколки путает его планы.
В третий раз Порфирий Петрович сам навещает Раскольникова и предстает уже совсем другим человеком. Казавшийся ранее притворяющимся и лукавым, теперь он открыто признается в отсутствии у него улик и предлагает явку с повинной.
Он сочувствует Раскольникову и искренне желает облегчения его участи. Сам считает себя честным человеком и обещает сдержать данное слово сделать все возможное, чтобы смягчить наказание, уверяя, что для Родиона Романовича впереди возможна еще новая, другая жизнь.
А о себе искренне говорит, как о человеке поконченном, слабом, хотя с совестью и сердцем. Он циник и скептик, но любит свое дело, ему интересно понять психологию преступника.
Это умение проникнуть в душу человека помогает спасти от каторги неповинного Миколку и убедить Раскольникова донести на себя самому.
Образ 3
Одним из ключевых героев творения «Преступление и наказание» является Порфирий Петрович. Петрович работал приставом в следственном отделе в полиции Петербурга. Он вел дело об убийстве процентщицы – старухи Алены Ивановны и Елизаветы. По родственным связям герой приходился дальним родственником Разумихина. Петрович был умен, проницателен, хитер, ироничен и незауряден.
За 2 месяца до открытия уголовного дела Петрович прочитал анонимную статью об убийстве. Герой обладал особым талантом разгадывать сущность людей. Во время допроса Порфирий довел Раскольникова до сумасшествия. При следствии Раскольников понимает, что его разоблачили. Под натиском вопросов Порфирия преступник признается в убийстве. Спустя время у героя появилась привязанность к преступнику.
Порфирий убедил Раскольникова сознаться в преступлении. При допросе Петрович всегда использовал необычный способ. Приставу было 35 лет. Порфирий был низкорослым и толстым человеком. Он всегда ходил опрятно с выстриженными волосами и выбритыми усами. Во время следствия Порфирий делает вид, будто все знает о Раскольникове. Преступник начинает спорить, а пристав напоминает об анонимной статье.
Во второй раз Раскольников пришел к следователю сам. Он ненавидел и при этом боялся Порфирия. Во время очередного допроса Петрович намекнул герою об его преступлении.
На третьей встрече Петрович заставляет Раскольникова признаться в убийстве. Герой желал Родиону только добра и хотел, чтобы он признался. А Раскольников видел в нем врага.
Порфирий постоянно намекал ему о признании в виде шуток.
Порфирий был настоящей загадкой. Раскольников отталкивался и одновременно тянулся к приставу. Раскольников был эмоционально и физически измотан. Его одолевал страх разоблачения. Ранее он воспринимал себя как Наполеона. Но под уговорами и давлением со стороны Порфирия он понял, что это не так.
По сравнению со своим кумиром Раскольников не мог справиться с угнетающими чувствами, которые одолевали его после убийства вредной старухи. Родион считал, что его убийство хуже, чем кровавые деяния его кумира Наполеона. Раскольников не мог определить, где он совершил ошибку.
В этом поединке на разоблачение Порфирий одержал победу, доказав вину Раскольникова.
← Парфён Семёнович Рогожин в рассказе Идиот← Характеристика и образ Свидригайлова в романе Преступление и наказание↑ ДостоевскийОбраз и характеристика Лебедева в романе Идиот →Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова →
- План рассказа В дурном обществе Короленко 5 классДействия в рассказе «В дурном обществе» происходят в городе Княжье-Вено. Главным героем является Вася, у него умерла мама, когда ему было шесть лет. Его отец (богатый человек, судья) сильно горевал и совсем забыл про сына.
- Примеры сострадания из жизни – сочинение (аргументы 15.3)Однажды мы с одноклассниками возвращались из школы. По дороге решили зайти в ближайший магазин, чтобы купить чипсы и газировки. И вот, проходя мимо одного из домов, мы увидели сидящую на скамейке бабушку.
- План рассказа Чудесная лодка СнегиреваГлавный герой решил съездить к своему знакомому рыбаку, которого звали Михей. Мужичок каждый день ранним утром ездил на рыбалку на лодке. В реке Северке, около которой он жил, водились большие щуки
- План рассказа Кавказский пленник (Саша Черный)Весенний сад отличается особым весельем и красотой, все зеленеет, а с дерева на дерево перелетает стайка воробьев, которая радуются тому, что потеплело. В саду стоит забор, который отделяет его от соседней усадьбы
- Анализ сказки Василиса ПрекраснаяНазвание сказки «Василиса Прекрасная» сама говорит за себя, что этот образ олицетворяет доброту и красоту. В ней сочетались качества воспитанности и уважения, о чем свидетельствует встреча с Бабой Ягой
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/obrazi-harakteristika-porfiriya-petrovicha-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie
Порфирий Петрович (
Эта статья посвящена такому герою известнейшего романа Достоевского, как Порфирий Петрович. “Преступление и наказание” было опубликовано автором в 1866 году. В произведении Порфирий является одним из центральных персонажей.
Общая характеристика
Порфирий Петрович (“Преступление и наказание”) – это следователь, служащий в Петербурге в одной из полицейских частей. Он ведет дело об ограблении и убийстве Алены Ивановны, старухи-процентщицы, а также Лизаветы, ее сестры. В произведении остается без фамилии Порфирий Петрович (“Преступление и наказание”).
Фамилия его нигде не упоминается (зато в “Братьях Карамазовых” есть герой Порфирий Петрович Знаменский). Еще за два месяца до произошедших событий следователь обратил внимание на статью “О преступлении”, написанную Раскольниковым (о чем он узнал через редактора, так как она была опубликована анонимно).
В ней оправдывалось убийство по идейным соображениям человеком “высшего разряда”.
В чем состоит основа коллизии между главным героем и порфирием петровичем?
Основа коллизии между Раскольниковым и Порфирием Петровичем – спор о сущности преступления. Убийца в разговоре с ним излагает свои мысли о праве для “необыкновенных людей” на преступление. Порфирий, не имея улик, обнажая неверие в Бога, дуалистическое мировоззрение и метафизические корни нигилизма главного героя, дает ему понять, что тот разоблачен.
Проницательный следователь постепенно доводит до нервного срыва подозреваемого, фактически заставив его признаться. Однако появление Миколки, который берет на себя вину, срывает планы Порфирия Петровича. И все равно он уверен, что Миколка здесь не при чем. Следователь чувствует к убийце “привязанность”.
Ведь ощущения главного героя были знакомы и такому человеку, как Порфирий Петрович (“Преступление и наказание”). Он считает Родиона “страшным бойцом”, если тот все-таки сумеет найти настоящую веру. Порфирий убеждает главного героя явиться самому с повинной, чтобы вновь обрести в жизни спокойствие. Следователь представлен в романе тонким психологом и умным человеком.
Постоянное подслушивание как метод ведения допроса сбивает Раскольникова с толку и убеждает Порфирия, что именно он является убийцей.
Первая встреча героев
Родион зашел впервые к следователю со смехом. Порфирий был одет в халат, по-домашнему, в стоптанные туфли и чистое белье.
Это был человек лет 35, полный, ростом ниже среднего, без бакенбард и усов, выбритый, с плотно выстриженными волосами. Раскольников убежден, что Порфирий все о нем знает. Тот и не разубеждает его.
Они спорят о причинах и сущности преступлений. Порфирий упоминает статью Родиона, написанную на эту тему.
Вторая встреча Раскольникова со следователем
Следующая встреча была также по инициативе Раскольникова. Он уже ненавидел этого человека без меры. Однако вынужден был отправиться к нему, чтобы развеять подозрения, которые навел на себя неосторожным поведением. Порфирий Петрович в беседе намекает главному герою, что тот является подозреваемым. Он предрекает, что Раскольникову станет не мила свобода и он в конце концов сознается.
Следователь говорит ужасные вещи. Но любит это делать в виде шутки, что задевает Раскольникова больше, чем намеки. Порфирий Петрович стремится прозаически развенчать идею Родиона, принизить ее в его глазах. Раскольникова превращает в комика смех следователя. Родион восстает против принижения и попадается на этом.
Лишь в последний момент сбрасывает маску Порфирий Петрович. “Преступление и наказание” – роман, в котором следователь говорит с подозреваемым открыто, лишь когда сам приходит на квартиру к нему. Он Родиону симпатизирует, желает этому юноше добра.
Однако Порфирий Петрович – провокатор, обязанность которого – вытянуть у подозреваемого признание. Следователь Раскольникову сострадает. Он его любит по-своему, и Родион не может никак определить, когда Порфирий серьезен, а когда шутит.
Порфирий – загадка для Раскольникова, магнит, от которого он отталкивается и к которому тянется. Воле Родиона следователь противопоставляет собственную. Таков Порфирий Петрович (“Преступление и наказание”), характеристика которого дается в этой статье.
Раскольников, измотанный страхом разоблачения, вдруг чувствует, как он ослабел. Только придя на квартиру к Родиону, следователь не подхихикивает, не смеется. И этим добивает главного героя Порфирий Петрович (“Преступление и наказание”). “В какой главе это происходит?” – может задать вопрос читатель. В шестой части произведения (вторая глава).
Убийство идеи Родиона
Постепенно Родион понимает, что он совсем не Наполеон и не в состоянии, подобно своему кумиру, жертвовавшему спокойно жизнями множества людей, справиться со своей совестью после убийства лишь одной старушонки.
Раскольников ощущает, что преступление его в отличие от поступков французского императора – неэстетичное, стыдное. Он пытается понять, где же допустил ошибку.
Главный герой думает: “Старушонка – вздор!” Он “принцип убил”, не смог переступить через обычные человеческие чувства.
Источник: https://FB.ru/article/180811/porfiriy-petrovich-prestuplenie-i-nakazanie-harakteristika-geroya
Характеристика Порфирия Петровича (Преступление и наказание)
Роман Ф.М. Достоевского настолько сложен, многогранен и многослоен, что смело можно утверждать, что полностью, до самой последней точки не изучен до сих пор. Сколько раз его перечитываешь, столько слоев, граней, пластов еще открывается.
Так же многогранны, сложны, несмотря на кажущуюся простоту, действующие лица произведения. Вот и образ, и характеристика Порфирия Петровича в романе «Преступление и наказание» доказывают, насколько непрост этот вроде бы второстепенный персонаж.
Роман похож на айсберг: верхняя часть прочитана и перечитана, а под водой еще больше пока сокрытого. Нюансы в содержании произведения, художественные образы раскрыты критиками, литературоведами, кинофильмами (по роману) затронуты лишь в малой степени. Вот и Порфирий Петрович – вроде бы второстепенное действующее лицо, а сколько еще таит в себе неразгаданного.
Описание Порфирия
Кто же он такой – следователь Порфирий Петрович? Он всего лишь три раза встречается с главным героем Раскольниковым.
И, описывая первую встречу следователя со студентом, автор рисует Порфирия так: Достоевский снова применяет свой излюбленный прием: внешность —это одно, а внутренняя, главная суть —это совсем другое. То, что снаружи, что явно видно, —всего лишь фасад, витрина, неглавное.
А вот глаза — «зеркало души» скрыть самую суть персонажа не могут, наоборот: именно они и характеризуют самое главное в действующем лице романа.
И далее писатель рисует Порфирия Петровича как очень умного, проницательного человека, даже в какой-то степени психолога, но — умеющего притворяться, маскироваться, даже играть простачка.
Это человек далеко не бедный, очень хорошо образованный, со способностями. Но странным бывает его поведение, особенно в отношении окружающих.
То он одевается неуместно, то словечками сыпет безостановочно, повторяет их по несколько раз, словно не понимает их.
Особенные качества личности
Сам писатель был превосходным психологом. Персонажей своих произведений он видел насквозь и считал, что любой человек имеет и плохие, и хорошие качества в своем характере, в своей душе.
Вот и Порфирия Петровича Достоевский написал как достаточно противоречивую личность. С одной стороны следователь предстает умным, образованным, проницательным, хорошим психологом с великолепной логикой. Казалось бы, вот они — все необходимые для следователя качества.
И Раскольникова Порфирий разоблачил практически за три короткие встречи, не имея почти никаких улик и доказательств: так — одна статейка про теорийку в газете да умозаключения кое-какие.
А с другой стороны все эти качества великолепные оборачиваются поистине иезуитскими манерами, психологической пыткой жертвы.
Как-то несимпатичен становится к концу романа Порфирий Петрович: загоняет он жертву в угол психологическими издевательствами, а не логикой, попыткой достучаться до совести, до души подозреваемого, чтобы пробудить в последнем искреннее раскаяние. Следователь словно получает наслаждение, видя мучения подследственного.
Следователь и главный герой
Великий Мастер Слова Достоевский весьма умело столкнул двух своих центральных персонажей в схватке. Прекрасно владеющий собой, холодный, как камень, едко ироничный, следователь словно оса кружит возле Раскольникова, хладнокровно выбирая место, в которое можно ужалить.
Писатель, описывая Порфирия Петровича, с помощью приемов семантики отразил в этом персонаже Петербург, нравственно больной, с его чахоточной сыростью, туманами и резким контрастом между богатыми и бедными: «царственно столичный, порфироносный, одновременно каменный и холодный город четко выражен в имени героя».
Порфирий Петрович такой же душевно холодный, одержимый идеей наказать преступника, но не думаюший о людях душевно. Он никому не симпатизирует. А убийство Алены Ивановны разгадывает словно кроссворд.
Эти качества подтверждает и манера его поведения: приторное, липкое, слащавое его многословие обволакивает и выматывает собеседника вместе с обилием уменьшительных суффиксов. Словоерсов в речи Порфирия даже чересчур много – он словно унижает сам себя перед собеседником, а сам тем временем просчитывает варианты, изучает противника, вводя того в заблуждение своей вроде бы недалекостью.
Он доводит Раскольникова чуть ли не до сумасшествия в своей совершенно иезуитской манере. Зато как же следователь горд собой в конце романа, когда говорит Родиону: «…да вы убили, Родион Романыч!» «Вы и убили-с…
, — прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.». Порфирий торжествующе принял признание студента в убийстве. Однако же не он достучался до души главного героя, и не с его помощью раскаялся Родион.
Соня смогла пробудить в Раскольникове человеческие чувства, искренне покаяние и раскаяние.
Порфирий ерничает часто, любит притворяться перед собеседником простачком, что вводит того в заблуждение. Человек расслабляется, считая следователя недалеким, может даже глуповатым, в запале спора или долгого разговора выдает себя.
А Порфирий, словно опытный рыбак, в этот момент и ловит на слове, на действии собеседника. А вот с Раскольниковым такой иезуитский метод следователю помог лишь отчасти: да, Родион пришел добровольно и признался в убийстве в итоге. Но не Порфирия это заслуга, не смог он запугать студента.
Соня повлияла на Раскольникова, достучалась до его души и совести.
Кто же такой Порфирий Петрович
Персонаж без фамилии – словно безликий образ, без своего «Я». И действительно: следователь словно сожалеет, что в своей юности так и не решился на Поступок, именно что — не преступление, а Поступок. Раскольников решился, а он — нет.
И это сожаление о несовершенном, это разочарование в себе и является причиной противоречивого отношения следователя к главному герою.
То Порфирий играет со студентом как кошка с мышкой, то он подсказывает Родиону, как лучше поступить, чтобы получить меньшее наказание, подталкивает героя к добровольному признанию, но в то же время совершенно омерзительными психологическими пытками понуждая сознаться в содеянном.
«Преступление и наказание» стало бессмертным произведением, о котором критики, литераторы, читатели спорят до сих пор. При каждом перечитывании романа всякий раз открывается очередной пласт психолого-философских размышлений, герои открываются какой-то новой стороной своей. Роман очень многозначен и не дает себя забыть.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1366-harakteristika-porfiriya-petrovicha-prestuplenie-i-nakazanie.html
Порфирий Петрович
«Преступление и наказание» – важное произведение в творчестве Федора Михайловича Достоевского и знаковая веха в истории мировой литературы. Два антагониста – убийца Родион Раскольников и следователь Порфирий Петрович – сталкиваются в судебном и идеологическом конфликте.
История создания
Писатель Федор Достоевский
Произведение создано в 1866 году. Достоевский работал над сочинением, находясь на каторге.
Первоначально повествование в романе должно было преподноситься в виде исповеди писателя, но замысел претерпел модернизацию.
Направляя анонс своего творения редактору «Русского вестника» (журнала, в котором впоследствии был издан роман), автор дает ему характеристику «психологического отчета одного преступления».
«Преступление и наказание» соединяет в себе психологическую направленность и философский подтекст. Роман относится к течению под названием реализм. При этом автор сравнивает идеи героев-антиподов, не превознося свое мнение над точкой зрения персонажей, а соседствуя с ними.
Порфирий Петрович – главное действующее лицо в произведении, наравне с центральным персонажем Родионом Раскольниковым.
Он занимает должность в петербургском следственном комитете, верой и правдой служит государству.
Героя отличают положительные профессиональные качества: интуиция, отличная память, прозорливость, сосредоточенность, внимательность и острый ум. Мужчина 35 лет, он называет себя конченым человеком и стариком.
Внешность Порфирия Петровича
Внешность следователя малопривлекательна. Он пухловат, кожа имеет болезненный оттенок, а в фигуре прослеживается что-то женоподобное и мягкое.
Его образ заводит в тупик преступников, которых детектив обводит вокруг пальца, расследуя очередное дело. Порфирий Петрович честен и справедлив, знает цену слову, отличается цинизмом и недоверием к посторонним.
При необходимости следователь примеряет на себя любую маску, чтобы выведать необходимую информацию.
Идеология Раскольникова стала известна Порфирию Петровичу задолго до личного знакомства с безжалостным студентом. Следователь читал статью Родиона, опубликованную в газете. В ней освещалась идеология, в соответствии с которой выделялись люди «высшей расы» и «низшего разряда». Студент рассуждал о возможности убийства первыми вторых, оправдывая свои доводы.
«Преступление и наказание»
Порфирий Иванович взялся вести расследование убийства старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее родственницы Лизаветы. У героя не говорящее имя, но о фамилии следователя любопытно рассуждать.
На протяжении всего романа автор не упоминает о ней ни разу.
Зато в произведении «Братья Карамазовы» фигурирует тезка слуги закона с фамилией Знаменский, что свидетельствует о своеобразной отсылке, сделанной Достоевским.
Иллюстрация к роману “Преступление и наказание”
Причина противостояния Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова кроется в разнице их теорий. Спор о сути преступления демонстрирует жизненные позиции оппонентов.
Раскольников формирует собственную идеологию, его метод основывается на идее существования особенных людей, для которых убийство не считается преступлением. Порфирий Петрович не находит улик против преступника.
Его роль в романе – выявление нигилизма, атеизма и дуалистичности главного героя. Разоблачение происходит вопреки отсутствию доказательств.
Словесные поединки героев привели к тому, что следователь догадался о вине Раскольникова. Только приход с повинной Миколки мешает свершению суда. Но Порфирий Петрович уверен, что предположения верны.
Он чувствует связь с преступником, так как понимает его убеждения. В понимании следователя Родион – «страшный боец», который способен на поиск веры.
Спокойствие, которое можно обрести, только признавшись в грехе, Раскольников обретает благодаря своему оппоненту.
Родион Раскольников
Биография Порфирия Петровича мало описана в произведении. Сложно предположить, каким образом формировался метод работы детектива. Он демонстрирует знание психологии, особенный метод ведения допроса с применением подслушивания. Анализ каждой встречи героев позволяет понять, что натолкнуло следователя на верный путь дознания.
Первый разговор Раскольникова с представителем закона состоялся, когда следователь был одет по-домашнему, в халате и туфлях, без бакенбард и усов. Родиону казалось, что Порфирий Петрович видит его насквозь, а детектив решил блефовать. Речь в диалоге идет о причинах, по которым совершаются преступления, и их сути. Следователь припоминает студенту его статью в газете.
Второе свидание инициировано Родионом, проникшимся ненавистью к своему оппоненту. Герой рассчитывал на возможность развеять подозрения, возникшие, по его мнению, из-за отсутствия предосторожностей.
При встрече Порфирий Петрович дает герою понять, что догадывается о совершенном убийстве и грабеже, заводит разговор о свободе, душевном спокойствии и строит беседу таким образом, что Раскольников невольно признается в содеянном.
Родион Раскольников на допросе у Порфирия Петровича
Победа следователя в споре с преступником заключается в возможности принизить идею, пропагандируемую Раскольниковым. Это и становится причиной узнавания в романе.
Официальное признание происходит при третьей встрече мужчин. Придя на квартиру, где жил Раскольников, Порфирий Петрович дает понять, что не испытывает к тому личной неприязни.
К удивлению читателя, следователь демонстрирует сострадание и симпатию к преступнику. Раскольникову это непонятно, равно как и способ изъяснения собеседника.
Детектив посмеивается над подозреваемым, и в такие минуты он одновременно и злодей, и добродетель. Два героя существуют как взаимно притягиваемые и отталкиваемые магниты.
Устав от необходимости вилять и выкручиваться, Раскольников понимает, что следователь говорит с ним серьезно. Крах теории Раскольникова происходит у него на глазах.
Герой убеждается в том, что у него нет качеств сродни наполеоновским. Совесть оказывается сильнее собственного воспевания.
Стыд, осознание того, что его принцип оказался неверным, не позволяют Раскольникову перешагнуть через содеянное и двигаться дальше по жизненному пути.
Экранизации
Иннокентий Смоктуновский в роли Порфирия Петровича
Являясь примером классической литературы, роман «Преступление и наказание» неоднократно был экранизирован. Первая лента вышла под руководством Василия Гончарова. Фильм не сохранился, кто исполнил роль Порфирия Петровича – осталось загадкой. В фильме Ивана Вронского, вышедшего в 1913 году, в образе следователя предстал сам режиссер.
Андрей Панин в сериале “Преступление и наказание”
За ними последовали французские экранизации 1934 и 1956 года, поставленные Пьером Шеналем и Жоржем Лампеном.
В советской ленте 1969 года роль Порфирия Петровича режиссер Лев Кулиджанов отвел Иннокентию Смоктуновскому.
Александр Сокуров, работая над проектом «Тихие страницы», пригласил к сотрудничеству петербургского артиста Сергея Барковского, а роль в кинокартине 2007 года Дмитрия Светозарова стала вехой в карьере Андрея Панина.
Цитаты
«Вы и убили-с», – приговаривает Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым.
Чуткий и проницательный следователь быстро раскусил подозреваемого. В его душе соседствуют противоречивые чувства по отношению к студенту. Отчасти он презирает своего оппонента, считая его преступником, бесстыжим бандитом, поставившим себя выше других:
«Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит».
И в то же время Порфирий Петрович восхищается качествами, которые проявляет Раскольников. Для детектива они очевидны на уровне статьи Родиона:
«Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния».
Искренность и безоглядная вера в собственную правоту не дают Порфирию Петровичу оставаться хладнокровным. В финале романа он не арестовал Раскольникова. Слугу закона настигает смерть. Единственное, что он может произнести в последние минуты жизни – это мудрые слова в адрес Раскольникова. Философская мысль мужчины обрывается на полуслове:
«Смерть — это не когда вы теряете сознание навсегда. Смерть — это когда сознание осознает вас до самого конца, насквозь, до того слоя, где вас никогда не было и не…»
Автор предоставляет читателю возможность додумать финал фразы самостоятельно.
Источник: https://24smi.org/person/6382-porfirii-petrovich.html