Общие нормы конституции рф примеры. Нормы права примеры из конституции

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах — источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений — предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию — основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний.

Содержание

Оперативные нормы примеры из конституции

Большинство из них содержит конкретные обще­обязательные правила поведения и предполагает или прямо ука­зывает на возможность принудительного обеспечения.

Примером может служить норма гражданского права, которая устанавливает, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать… …

ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА — нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия.

Конституционное право России

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

4.

Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов за исключением Конституции РФ.

  • 5. Нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью) видов. В конституционном праве значительно больше общерегулятивных норм, нежели в других отраслях права. Сравнительно большой удельный вес норм общего характера не только не исключает, но и предполагает издание на их основе других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих общие нормы конституционного права.

В конституционном нраве встречаются особые нормы общего характера: нормы-дефиниции, нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-задачи (нормы-цели), нормы-программы, нормы-разъяснения, дескриптивные нормы, нормы-справки, нормы-символы.

Нормы-декларации содержатся, например, в Преамбуле Конституции РФ; широко используются в гл.

Общие нормы примеры из конституции рф 1993

Использование нравственных категорий вполне оправданно и должно только приветствоваться, если принимать во внимание гуманистическую направленность конституционно-правового регулирования. Среди наиболее ярко выраженных совпадений нравственных и юридических норм можно назвать положения Преамбулы и ст. 21 и 59 Конституции РФ.

Преамбулы пронизано нормами нравственности и использованием нравственных категорий: «общая судьба на земле», «гражданский мир и согласие», «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», «обеспечить благополучие и процветание России», «исходя из ответственности за свою Родину, перед нынешним и будущим поколениями».

В ст. 21 Конституции РФ устанавливается: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

Общие нормы примеры из конституции рф 1993 г

РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).

По критерию характера взаимоотношений субъектов правоотношения конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы регулируют отношения между субъектами, где стороны находятся в неравноправном положении (отношения власти-подчинения). Диспозитивные же нормы допускают регулирование отношений по соглашению сторон, между тем как нормативное правило действует лишь при отсутствии такого соглашения.

Под императивными нормами понимаются те, в которых правила поведения сформулированы повелительно, однозначно, безальтернативно.

Запрещающие нормы – это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий. В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ 1993 г., «никто не может присваивать власть в РФ» (п.

4 ст. 3); «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (п. 3 ст. 6); «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (п. 2 ст. 21); в РФ «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 1 ст.

Внимание По степени обязательности специфика конституционноправовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования с широко используемым в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина дозволительным.

  • 8. Нормы конституционного права имеют особенности структуры. Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция.

Обычно норма конституционного права содержит лишь гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Лишь в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права.

И после подчеркнуто, что государство гарантирует равенство свобод и прав гражданина и человека вне зависимости от расы, пола, национальности, происхождения, языка, должностного и имущественного положения, места проживания, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, убеждений, а также иных обстоятельств. Запрещены всяческие формы по ограничению прав граждан по признаку расовой, социальной, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Женщина и мужчина обладают равными правами и свободами и равными возможностями их реализации.

  • Гуманизм. В признании человека наивысшей ценностью отражается принцип гуманизма, что значит заботу о человеке, о полнейшем развитии его физических и духовных качеств, условиях жизни материального плана.
  • Государственное единство.

Важно США и др.) нормы могут формулироваться судьями, т.е. исходят от судебной ветви власти. Это нормы судебных прецедентов.

Норма права (т.е. правило, исходящее от государства) должна быть каким-то образом выражена, сформулирована. Она существует в том пиле который позволяет мам узнать об этой норме.

Она доводится до нашего сознания в определенной форме. Следовательно, необходимо различать понятие «нормы» и ту форму, в которой она существует.

Примеры регулятивных норм в конституции рф

Конституции РФ): «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации…». Или (ч. 1 ст.

Президентом РФ своих полномочий и процедуру отрешения его от должности (ст. 80, 92 и др.), порядок формирования и деятельности палат Федерального Собрания РФ, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы (ч. 2 ст. 95; ч. 2 и 3 ст. 99; ст.

100, 101, 104-109) и др.

В отличие от ряда других, так называемых бинарных, отраслей права, где материальные и процессуальные нормы объединяются в различные, хотя и тесно взаимосвязанные, отрасли права (уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное, административное и административно-процессуальное), конституционное право представляет собой единство материальных и процессуальных норм.

Преобладание в конституционном праве материальных норм не умаляет значимости содержащихся в нем норм процессуальных.

Нормы конституции

Нормы конституции представлены правовыми нормами, регулирующими общественные отношения, которые составляют предмет конституционного права.

Нормы конституционного права обладают своими характерными особенностями. Отличаясь от правовых норм иных отраслей, как правило, имеющих гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формируется, как правило, только гипотеза и диспозиция, а санкции устанавливаются в актах других отраслей права: административного, уголовное и т. п.

Нормы конституционного права подразделяют на группировки, то есть классифицирую. Данная классификация может производиться по разнообразным критериям, признакам. В юридической науке есть множество подобных критериев.

На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка. Так, «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствие с федеральным законом» (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ). Согласно положениям ст. 41 Федерального закона от 19 мая 1995 г.

№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства РФ несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами», а в соответствии со ст.

Источник: https://vpt-kd.ru/obshhie-normy-primery-iz-konstitutsii-rf

Нормы права примеры из конституции


20.06.

2019   ·   : 0   ·   На чтение: 4 мин

Формирование отрасли конституционного процессуального права в такой же мере неправомерно, как выделение отраслей трудового процессуального права, равно как и финансового, земельного и ряда иных. Во всех этих отраслях существуют процессуальные нормы, но участниками их реализации являются сами субъекты конкретного правоотношения, и материальное правоотношение нельзя отделить от процессуального.

2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Конституционно-правовые нормы: их особенности и классификация

· обычные (конкретные) нормы:закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения. Примером тому может служить норма, установленная той же Конституцией РФ: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81).

· материальные:определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч. 1 ст.

105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст.

105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы — рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.

Различают следующие классификации КПН: — В зависимости от функций: регулятивные и охранительные; — По характеру регулируемых отношений: материальные и процессуальные (процедурные); — По времени действия: постоянные и временные; — По юридической силе: нормы законов и нормы иных НПА.

Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.).

Классификация норм конституционного права

− материальные − предусматривают содержание правовой нормы («Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей» − ст.56 Конституции Республики Беларусь);

− управомочивающие − определяют права субъектов действовать тем или иным образом («Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в т.ч. от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» − ст. 28 Конституции Республики Беларусь);

В зависимости от видов субъектов правотворчества все конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, исходящие от государства, муниципальных образований и непосредственно от гражданского общества. Соответственно они принимаются органами государственной власти, органами местного управления и самоуправления и на референдумах.

Однако из общего правила имеются и некоторые исключения. В Конституции Кипра 1960 г. и Конституции Мальты 1964 г. нормы-дефиниции сформулированы в их заключительных разделах. Они определяют ключевые термины и понятия, которые используются в контексте конституций.

Как определить гипотезу, диспозицию и санкцию

Санкция представляет собой вид ответственности, которая неизбежна в случае несоблюдения правила, предписанного буквой закона, а также определяет размер такой ответственности. Реже санкция указывает на поощрение за следование предписанному поведению. цель санкции — побуждение субъекта действовать согласно нормативному предписанию.

  1. Часть 2 ст. 110 Конституции представляет собой одну диспозицию и декларирует, что правительство Российской Федерации имеет в своем составе Председателя, заместителей и федеральных министров.
  2. Часть 4 ст. 99 Конституции содержит гипотезу, декларирующую, что если начинает работать Государственная Дума нового созыва, то Государственная Дума прежнего созыва прекращает свои полномочия (диспозиция).
  3. Санкцию имеют статьи Конституции, предусматривающие ответственность (п. 1 ст. 93 Конституции РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Коллективная страховка при взятии кредита

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Декларативныенормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (к примеру, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).

Дефинитивныенормы в обобщенном виде закрепляют признаки определœенной правовой категории (к примеру, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»:«Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, базовых прав и свобод человека»).

Источник: https://band-in-a-box.ru/primery-materialnykh-norm-konstitutsionnogo-prava/

Нормы дефиниции примеры в конституции

Институты конституционного права — это совокупность (подсис­тема) согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных от­ношений и объединенных общностью конкретных целей такого регули­рования.

Такими институтами являются институт гражданства, инсти­тут личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы госу­дарства, институты парламента, правительства, местного самоуправле­ния, институт избирательного права, институт референдума и др.

Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм и их юридической силе.

Ряд институтов носит сложный в структурном от­ношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав; институт формы госу­дарства — институты формы правления, политического режима, формы политико-территориального устройства; институт народного представительства — институты парламента, представительных орга­нов штатов (земель), представительных органов муниципалитетов). Системы конституционно-правовых институтов разных стран неоди­наковы и могут не включать те или иные конкретные институты. Ясно, например, что в республиканских конституционно-правовых системах отсутствуют отдельные институты, свойственные аналогичным монар­хическим системам, а в странах с неразвитой, тоталитарной или моно­конфессиональной политической системой могут отсутствовать инсти­тут многопартийности, а то и институт самих политических партий.

Сами же конституционно-правовые нормы могут быть подразделе­ны и классифицированы по различным основаниям.

Так, по характеру (степени определенности) предписаний эти нормы могут быть импера­тивными, когда в них правило поведения предписывается повелитель­но, строго, однозначно, безальтернативно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возмож­ность выбора того или иного поведения. Примерами первых может служить ст. 116 Конституции РФ («Перед вновь избранным Президен­том Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия») и ст. 50 Конституции Франции («Если На­циональное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или общеполитическую декларацию Правительст­ва, то Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заяв­ление об отставке Правительства»). Примерами вторых являются: по­ложение ст. 63 Основного закона ФРГ, согласно которому, если канди­датура на должность Федерального канцлера в течение определенного срока так и не смогла получить необходимого большинства членов Бундестага, то «Федеральный президент должен в течение семи дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг»; а также положе­ние ч. 4 ст. 117 Конституции РФ, согласно которому, если Государст­венная Дума отказывает в доверии Правительству, то «Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Рос­сийской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначе­нии новых выборов». Как уже отмечалось, в конституционном праве, в отличие от отраслей частного права, преобладают императивные нормы.

Что такое дефинитивная норма права

Норма права – понятие, принятое и узаконенное государством, обязательное к исполнению всеми, определяющее действия всех членов общества, затрагивающее неконкретное число одинаковых случаев, и обращено ко всем, кто оказался в области деятельности данного права.

  1. Доктринальные дефиниции – определяют структуру любой теории, доктрины.
  2. Практически-прикладные дефиниции – определения, сложившиеся в ходе реальной деятельности, узаконенные в актах старших органов и обязательные для нижестоящих адресатов.
  3. Легальные дефиниции – установленные компетентными законодательными органами в законах и иных формах права.

Нормы дефиниции: понятие и принципы

Все нормы, дефиниции в том числе, являются многоразовыми. Основной их целью выступает регламентирование определенной сферы общественных отношений. Нормы в равной степени обязательны для всех. Например, Трудовой кодекс содержит положения, которые регулируют взаимодействия всех лиц, участвующих в рабочих отношениях.

Нормы определяют единый характер и границы деятельности субъектов, входящих в сферу ее регулирования. Все положения считаются абстрактными. Это значит, что нормы не касаются интересов конкретного субъекта или ограниченного числа лиц. Немаловажное значение имеет и представительно-обязывающий их характер.

Нормы предоставляют одному лицу право поступать определенным образом и вместе с этим предписывает другим совершать аналогичные действия либо воздержаться от них.

Правовая норма рассматривается как определенное правило поведения. Оно считается обязательным для всех лиц. Невыполнение правила влечет ответственность. В переводе с латинского норма означает «точное предписание», «образец».

После опубликования (обнародования) она наделяется государственно-властным характером. Круг лиц, на которых распространяется ее действие, не определен. В него входят все граждане, организации, госорганы.

Исходя от государства, норма охраняется им же.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Особенность конституционно-правовых норм выражается в том, что обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например, к государству, нации (например, в соответствии со ст. 2 Конституции «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»).

6. По степени обязательности специфика конституционно-правовыхнорм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования вместе с дозволительным, который широко используется в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина.

В качестве примера обязывающих конституционных норм может служить норма, закрепленная в ст. 88 Конституции РФ, в соответствии с которой Президент РФ при введении на территории всей страны или же «в отдельных ее местностях» чрезвычайного положения обязан незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В качестве подобного примера может выступить также норма, содержащаяся в ст. 15 (п. 2) Конституции России, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения «обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Существует множество и других примеров обязывающих конституционных норм.

Примером управомочивающих конституционных норм могут служить нормы, содержащиеся в ряде статей Конституции России, согласно которым Президент РФ «при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение» (ст. 88); решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, осуществляет помилование (пп. «а», «в» ст. 89); издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации (пп. 1, 2 ст. 90); и др.

Рекомендуем прочесть:  Как получить статус малоимущей семьи в перми в 2019

Структура нормы права: определение, элементы и примеры

Данную модель можно характеризовать как систему » если. то. иначе». Так, гражданин государства обязан жить по законам собственной страны, во избежание наказания за их нарушение. При этом стоит отметить, что статья кодекса и норма права — это не одно и то же. В первую может входить сразу несколько НП.

От договоров или распоряжений индивидуального характера норма права отличается тем, что носит общий характер. Так, например, следует отличать НП, которая предусматривает наказание по УК РФ за убийство человека, от приговора, вынесенного какому-либо гражданину по данной статье. Приговор в данном случае является исполнением данной правовой нормы и носит разовый характер.

Конституционное право

В зависимости от видов субъектов правотворчества все конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, исходящие от государства, муниципальных образований и непосредственно от гражданского общества. Соответственно они принимаются органами государственной власти, органами местного управления и самоуправления и на референдумах.

Нормы-расчеты. Они представляют собой законодательно оформленные выкладки, полученные в результате подсчитывания юридически значимых показателей и данных.

Такие нормы широко представлены в Конституции Швейцарии 1999 г.

, которая с исчерпывающей полнотой и необходимой дифференциацией устанавливает размеры прямых налогов, налога на добавленную стоимость, особых акцизов, гербового сбора и перерасчитываемого налога (ст. 128, 130-132).

Классификация (виды) норм права

II. Нормы-правила поведения –нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права и обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Эти нормы составляют абсолютное большинство во всех отраслях права. В основу классификации норм-правил поведения могут быть положены различные критерии.

1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) различаются нормы государственно-правовые (конституционные), административные, гражданско-правовые, трудовые, уголовно-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и нормы других отраслей права.

Система конституционного права российской федерации

уметь определять основные элементы системы конституционного права как отрасли российского права; разграничивать институты и подотрасли конституционного права Российской Федерации; систематизировать источники конституционного права как отрасли российского права;

1. Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей права по степени важности.

Они обладают особой значимостью и регулируют наиболее важные общественные отношения, относящиеся но своей природе к публичным.

Особо выделяются среди них такие фундаментальные сущностные отношения, как основы государственного и общественного строя, основы взаимоотношений личности и государства.

Дайте определение конституционно-правового института

Например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы, институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.

Система выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определённые правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних.

05 Авг 2018      toplawyer         2506      

Источник: https://lawyertop.ru/trudovoe-pravo/normy-definitsii-primery-v-konstitutsii

Нормы дефиниции пример в конституции рф

Нормы-определения и нормы-разъяснения направлены на раскры­тие сущности и основного содержания какого-либо явления, понятия и т.д. Так, ст. 1 Конституции Франции определяет эту страну как «не­делимую, светскую, социальную, демократическую Республику». В ст.

1 Конституции РФ так же дается ее определение, а затем разъяс­няется, что наименования «Российская Федерация» и «Россия» равно­значны. В ст. 41 Конституции Японии содержится определение, что «парламент является высшим органом государственной власти и един­ственным законодательным органом государства».

Статья 116 Основ­ного закона ФРГ служит наглядным примером нормы-разъяснения, ибо в ней разъясняется, кого нужно считать немцем. Нормы-цели и нормы-программы были сравнительно широко представлены в консти­туциях социалистических и ряда развивающихся стран, поскольку в них нередко переносились программные цели и установки правящих партий на строительство социализма и коммунизма.

Примерами норм-символов могут служить положения ст. 1 Конституции Гвинеи о девизе республики: «Труд, справедливость, солидарность» и ст. 2 Конститу­ции Франции о девизе этой республики: «Свобода, Равенство, Брат­ство».

Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания. Это — нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъ­яснения, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-символы, нормы-справки и др. Остановимся кратко на понимании хотя бы некоторых из них, прежде всего наиболее распространенных.

Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (например, полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парла­мента; или принятые законы в течение такого-то срока передаются на рассмотрение верхней палаты парламента).

Нормы-принципы, как и нормы-декларации, особенно широко используются при характеристи­ке основ конституционного строя. Так, в ст. 8 Конституции РФ гово­рится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, а в ст.

10, что государственная власть в РФ осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную. Статья 2 Конституции Франции содержит положение о том, что принципом республики является «правление народа, народом и для народа». В Конституции Китая закрепляется принцип социализма «От каждо­го — по способностям, каждому — по труду» (ст. 17).

Примерами норм-деклараций могут служить Федеральный конституционный закон «О нейтралитете Австрии» (1955), в котором говорилось, что «с целью прочно утвердить вовне свою независимость и с целью обеспечить не­прикосновенность своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете» (ст. 1); положение ст.

1 Основного закона ФРГ о том, что немецкий народ «считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообще­ства, мира и справедливости на земле»; ст. 2 Конституции РФ: «Чело­век, его права и свободы являются высшей ценностью. »

Нормы дефиниции в конституции рф примеры

Запрещающие юридические нормы устанавливают для субъектов права запрет на совершение тех или иных противоправных действий (проступки и преступления). Такие нормы свойственны прежде всего уголовному и административному праву, имеют место и в других отраслях права. Например, п. 4 ст.

19 ГК РФ запрещает приобретать права и обязанности под именем другого лица. Об установлении запретов сигнализируют такие слова нормативных актов, как «запрещается», «не вправе», «не допускается», «не может быть». Так, в ч. 3 ст.

42 Семейного кодекса РФ сказано: «Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов».

Источник: https://ladyjurnal.ru/zakony-i-kodeksy/normy-definitsii-primer-v-konstitutsii-rf

Назовите виды конституционно-правовых норм по различным классификациям

· обычные (конкретные) нормы:закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения. Примером тому может служить норма, установленная той же Конституцией РФ: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81).

· материальные:определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч. 1 ст.

105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст.

105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы — рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.

Примеры управомочивающих норм в конституции рф

Виды конституционно-правовых норм

1. По предмету правового регулирования различают нормы, закрепляющие:

· основы конституционного строя;

· основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

· федеративное устройство РФ;

· основы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

2. По юридической силе (в зависимости от того, в каких нормативных актах они закреплены и какое место они занимают в иерархии нормативных актов):

· нормы права, закрепленные Конституцией РФ (наивысшую юридическую силу имеют правовые нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ и составляющие основы конституционного строя);

· нормы конституционного права, закрепленные в федеральных конституционных законах и в федеральных законах РФ;

· закрепленные в подзаконных актах — указах Президента, постановлениях Правительства РФ и в иных источниках конституционного права.

3. По функциональной роли в механизме правового регулирования:

· исходные (базовые) нормы: чаще содержатся в Конституции и регулируют отправные, основополагающие общественные отношения. К этому виду правовых норм относятся нормы-начала, или базовые нормы, закрепляющие основы гражданского общества и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, служащие исходным началом для других отраслей права.

Так, в РФ довольно долго действовали три акта о государственных символах (атрибутах): Положение о государственном гербе (от 30 ноября 1993 г.); Положение о государственном флаге РФ (от 11 декабря 1993 г.) и Положение о Государственном гимне (от 11 декабря 1993 г.

) – утвержденные Указом Президента РФ, где говорилось, что названные Положения действуют до вступления в силу соответствующих законов. 25 декабря 2002 г.

приняты три федеральных конституционных закона «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ», в связи с чем действие указанных выше Положений исчерпано.

По территориальным масштабам их действия можно выделить такие разновидности норм конституционного права: а) общефедеральные; б) действующие на территории отдельного субъекта РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа); в) локальные (действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования).

В зависимости от такого критерия, как их «поведенческий потенциал», конституционно-правовые нормы бывают двух видов: нормы общего характера и конкретные, поведенческие нормы.

а) Нормы общего характера регулируют поведение социальных субъектов косвенным образом: не устанавливают конкретных моделей, вариантов поведения, а закрепляют лишь основные ориентиры, важнейшие параметры поведения (его цели, границы, перспективы, способы, условия и т.д.).

Примеры материальных норм в конституции рф

Конституции РФ, где сказано, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по шести видам вопросов — федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, статуса и защиты государственной границы, войны и мира и др.

Применительно к государству, его органам и должностным лицам обязывающий характер имеют не только нормы, формулирующие собственно обязанности этой категории субъектов конституционного права.

Помимо этого, и нормы о полномочиях органов и должностных лиц публичной власти, хотя они и сформулированы как меры возможного поведения (действий), являются не только управомочивающими, но одновременно и обязывающими нормами.

Такая квалификация обусловлена публично-правовым характером статуса государства и государственных образований, как и государственных органов и должностных лиц.
Для последних полномочия, составляющие их компетенцию, не являются личной привилегией, а имеют публично-правовой характер.

Реализация указанных конституционных полномочий – это не только права, но и обязанность государства, государственных образований, государственных органов и должностных лиц. Ответственность указанных субъектов наступает не только за неисполнение обязанностей, но и за неиспользование (ненадлежащее осуществление) своих полномочий.

Запрещающие нормы – это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий.

Примеры диспозитивных норм в конституции рф

Законодателем является парламент страны — орган, принимающий законы (в России это Федеральное Собрание). Все нормы, содержащиеся в этих законах, составляют группу законодательных норм.

Норма может исходить от исполнительной ветви власти (в большинстве стран, в том числе в России, это — Правительство, министерства, ведомства).

Все нормы, которые содержатся в актах, исходящих от органов исполнительной власти, принято называть подзаконными нормами.

В странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, США и др.) нормы могут формулироваться судьями, т.е. исходят от судебной ветви власти. Это нормы судебных прецедентов.

Норма права (т.е. правило, исходящее от государства) должна быть каким-то образом выражена, сформулирована. Она существует в том пиле который позволяет мам узнать об этой норме.
Она доводится до нашего сознания в определенной форме. Следовательно, необходимо различать понятие «нормы» и ту форму, в которой она существует.