Периодический медосмотр для водителей новый закон. Медосмотры водителей – все виды и требования к их проведению

Практика прохождения медицинских осмотров была известна ещё со времён Советского союза. Сейчас, как и тогда, медосвидетельствование водителей перед выездом проводится со следующими целями:

  • убедиться, что выход водителя на маршрут возможен;
  • проверить отсутствие заболеваний, которые могут мешать управлять автомобилем;
  • выявить тех водителей, которым по медицинским показателям запрещено управлять любым транспортом;
  • профилактика и предупреждение возможных заболеваний в будущем.

Не стоит путать такие понятия, как предрейсовый и послерейсовый медосмотр. Если первый всегда обязателен для шофёра, то второй проводится в большинстве случаев на усмотрение работодателя. Это указано в письме Министерства Здравоохранения РФ от 21 августа 2003 года.

Основной задачей предрейсовых осмотров является максимальное обеспечение безопасности дорожного движения во время коммерческих (т.е. с целью получения прибыли) перевозок пассажиров и груза. Фактически, коммерческими перевозками занимаются:

  • водители-дальнобойщики;
  • шофёры автобусов и другого общественного транспорта;
  • таксисты;
  • водители малого коммерческого транспорта, которые занимаются перевозками груза (курьеры или развозчики продуктов);
  • водители специальной и складской техники.

Содержание

Водители, входящие в группу риска

Существует несколько групп лиц, для которых прохождение освидетельствования является обязательным условием допуска к управлению ТС непосредственно перед каждым выездом. Одной из них является «группа риска». К ней относятся лица:

  • имеющие проблемы с употреблением алкоголя и наркотических веществ, а также принимающие медицинские препараты, которые могут влиять на скорость реакции и возможность управления транспортом;
  • имеющие заболевания хронического характера;
  • которым более 55 лет (50 лет – для женщин);
  • со стажем менее одного года.

Работодателю необходимо проверять абсолютно всех водителей перед каждым их рейсом, даже если они не входят в группу риска или другие категории. В случае дорожно-транспортного происшествия могут возникнуть проблемы, вплоть до уголовной ответственности. Лучше перестраховаться и проводить осмотры регулярно.

Порядок проведения осмотра

Как и любая другая процедура, медицинский осмотр для водителей имеет свои формально-юридические требования. Разберём процедуру по нескольким логическим частям.

  1. Осуществляться проверка должна перед каждым рейсом. Время, потраченное на неё, засчитывается как рабочее. Обычно это занимает не более 15 минут на одного человека.
  2. Проверку могут организовывать работодатели как на самом предприятии, так и в медицинских учреждениях.
  3. Во время освидетельствования врач обязан поинтересоваться об общем состоянии водителя, убедиться в отсутствии у него алкогольного или наркотического опьянения. При необходимости врач может измерить давление, пульс, а также взять необходимые анализы для выявления или предупреждения болезней.
  4. В результате прохождения осмотра водителю ставится штамп врача в путевой лист, а также делается запись в специальный журнал предрейсовых осмотров. С этого момента работа разрешена.

Причины отстранения водителя от рейса

Если во время медицинского осмотра у водителя будет обнаружено заболевание или состояние, которое не позволяет ему садиться в транспортное средство за руль, то это обязательно фиксируется в журнале предрейсовых осмотров. Также врач обязан сообщить об этом руководству предприятия.

Врач имеет законное право на отстранение водителя:

  • в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а также с явной алкогольной интоксикацией (похмельный синдром);
  • имеющего заболевание (или отдельные синдромы), которое будет мешать ему управлять ТС (например, высокая температура при простуде);
  • с повышенным или пониженным артериальным давлением;
  • здоровье которого вызывает сомнение у врача.

Даже если у врача возникнет малейшее сомнение по поводу состояния здоровья водителя, то он обязан запретить ему садиться за руль. В таком случае водитель отправляется на полноценное медицинское обследование.

Требования к оборудованию медпункта

Стоит отметить, что нормативно регулируется даже место проведения осмотра, а также лица, уполномоченные на это. Таким образом, проверка может осуществляться как на самом предприятии, так и в медицинских учреждениях. Рассмотрим каждый вариант отдельно.

Кто может проводить профосмотры?

Для проведения медицинского осмотра водителей подойдёт не каждый дипломированный врач. Законом установлены такие субъекты проведения процедуры:

  • сертифицированный врач в штате предприятия, с которым подписан трудовой договор на проведение предрейсового медицинского осмотра водителей;
  • мед. учреждение любой формы собственности, с которым работодатель подписал договор на оказание услуг;
  • собственный медицинский штат работников на предприятии, который сертифицирован и лицензирован Минздравом.

Требования к организации, проводящей предрейсовые осмотры

Учреждение, как исполнитель договора с предприятием, обязано соответствовать нескольким требованиям. Во-первых, нужна лицензия на оказание медицинских услуг. Во-вторых, необходимо иметь врача, уполномоченного на проведение именно предрейсовых осмотров. В-третьих, такие врачи обязаны пройти специальное обучение и сертификацию.

Учреждение может быть не только государственным, но и частным или муниципальным. Работодателю стоит учитывать, что расценки у каждого из них совершенно разные.

Требования к кабинету предрейсового осмотра на предприятии

Если работодатель решил сделать на предприятии собственный медицинский кабинет, то он должен обязательно соблюдать следующие нормативные требования:

  • площадь кабинета – не менее 12 кв.м.;
  • наличие оборудования для проведения первичного осмотра – например, термометра, тонометра, стетоскопа и других инструментов;
  • наличие медицинских препаратов для оказания экстренной медицинской помощи;
  • в кабинете должны работать только профессиональные врачи, имеющие соответствующее мед. образование.

Стоимость обследований

Стоимость проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей зависит от того, где они будут проводиться. Конечно, если на самом предприятии – это обойдётся лишь в фиксированную ставку зарплаты для врача, работающего для этих целей.

Но, рассмотрим средние цены на оказание услуги специализированными учреждениями по договору с предприятием. За пример берём обычное муниципальное медицинское учреждение.

Сколько водителей будут проходить осмотры за один день Месячная стоимость (в рублях)
От 1 до 2 4 — 5 тыс.
От 3 до 4 7 — 8 тыс.
От 5 до 7 10 — 12 тыс.
От 8 до 15 12 — 15 тыс.
От 16 до 30 15 — 18 тыс.
От 31 до 50 18 — 20 тыс.
Более 50 От 20 тыс.

За проведение процедуры обязан уплачивать именно работодатель, а не сам водитель. В противном случае, требования будут считаться незаконными, а водитель имеет полное право не оплачивать услуги организации.

Послерейсовые осмотры водителей

Согласно действующим нормативным актам Минздрава, существует два вида медицинских осмотров для водителей:

  • предрейсовый;
  • послерейсовый.

Если предрейсовый обязательный для каждого водителя и руководства предприятия, то послерейсовый таким не является. Он проводится на усмотрение администрации предприятия. Но для некоторых категорий лиц послерейсовый осмотр проходить необходимо в обязательном порядке. Это касается только тех работников, которые выполняют наиболее ответственную работу – перевозку больших грузов и пассажиров.

Цель проведения – анализ состояния водителя после рабочего дня с целью предупредить и предотвратить развитие заболеваний, которые смогут помешать управлять ТС в дальнейшем. Также во время послерейсовых осмотров выявляют болезни, которые проявляются во время вождения автомобиля (например, вызванные стрессовыми факторами).

Сам порядок прохождения таких осмотров нормативно не предусмотрен, но желательно использовать тот порядок, который установлен для предрейсовых медицинских осмотров.

Периодические осмотры

Также законодательством отдельно предусмотрен ещё один вид освидетельствования для водителей – периодический медицинский осмотр. По своей сути – это целое исследование, во время которого наиболее глубоко анализируются показатели здоровья шофёра.

Такие медосмотры необходимо проходить один раз на два года. В случае нарушения этого срока водитель привлекается к административной ответственности.

Во время медосмотра водитель должен пройти такой перечень обязательных врачей:

  • терапевт;
  • невролог;
  • психиатр/нарколог;
  • кардиолог;
  • офтальмолог (окулист).

Также необходимо сдать некоторые анализы и пройти исследования. Если у одного из врачей будут сомнения по поводу состояния здоровья лица, то он может назначать дополнительные осмотры у других врачей узкой специальности, а также дополнительные анализы.

После прохождения всей процедуры выдаётся медицинское заключение (в двух экземплярах) о пригодности лица к управлению транспортом.

Ответственность за нарушение правил проведения предрейсовых осмотров

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП) устанавливает ответственность за нарушение правил прохождения медицинского осмотра водителями. Это предусмотрено в статье 11.32, а как санкция установлен штраф. Его размер:

  • для физических лиц, управляющих транспортным средством – от 1 до 1,5 тыс. рублей;
  • для должностных лиц (руководителей автотранспортных предприятий) – от 2 до 3 тыс. рублей;
  • для юридических лиц (сами предприятия) – от 30 до 50 тысяч.

Следует обратить внимание на тот факт, что если человек занимается предпринимательской деятельностью, но юридическое лицо он для этого не создавал – ответственность он будет нести в рамках, предусмотренных для юридических лиц.Вместе с тем, не только водитель должен проходить специальный контроль, для автотранспорта также предусмотрен предрейсовый технический осмотр. Подробнее о котором можно прочитать на нашем сайте.

Заключение

На основании всего вышесказанного подведём следующие итоги:

  • предрейсовый осмотр – обязательная процедура для каждого водителя коммерческого транспорта, а особенно для тех, кто находится в группе риска;
  • работодатель обязан организовать такие осмотры на предприятии или в других учреждениях здравоохранения, заключая договор как заказчик;
  • административную ответственность за несоблюдение нормы будет нести как водитель, так и работодатель;
  • в случае ДТП с водителем, который не проходил предрейсовый осмотр, администрации предприятия может грозить уголовная ответственность;
  • между собой следует различать такие осмотры, как предрейсовый, послерейсовый и периодический.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье? Позвоните автоюристу и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

8 800 555 67 55 доб. 645

Пожалуйста, оцените статью! (2 5,00 из 5)
Загрузка…Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

  • Документы
  • Медосмотр
  • Медсправка

Источник: https://AutoiZakon.ru/help-voditel/predrejsovye-medosmotry-voditelej

Как часто надо проходить водительскую медкомиссию – Справочник автомобилиста

Отдельного внимания заслуживает информация, которую мы подобрали о периодичности прохождения медицинских осмотров и освидетельствований для разных категорий лиц, которые управляют ТС (транспортными средствами). Кроме того следует коснуться прочих изменений Кодекса об Административных правонарушениях и ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 455 09 86 (Москва) +7 (812) 332 53 16 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!

Эти изменения начали действовать с 31.03.2014г. и незнание основных моментов не освобождает от ответственности за невыполнение новых требований. Разберем основные из них по порядку.

Понятие водитель транспортного средства (ТС)

Теперь в ФЗ «О безопасности дорожного движения» введена новая трактовка понятия «водитель транспортного средства»:

Данное понятие разделяет всех водителей на 3 основные группы, а именно:

  1. Управляют ТС в личных целях;
  2. Работают на ТС;
  3. Управляют ТС, как индивидуальные предприниматели.

Каждая из представленных групп теперь имеет свои типы медицинских освидетельствований, о которых стоит рассказать подробнее.

Виды медицинских освидетельствований и осмотров водителей

Рассмотрим цитату из закона «БДД» №196-ФЗ главы IV статьи 23 п.1:

Из цитаты видно, что существуют следующие виды медицинских освидетельствований и осмотров для водителей ТС:

  1. Освидетельствование, которое обязательно проводится для людей, получающих права впервые.
  2. Освидетельствование, которое обязательно проводится при замене ВУ (водительского удостоверения).
  3. Освидетельствование, которое обязательно проводится при возвращении ВУ после лишения (в случае, если это предусмотрено КоАП).
  4. Внеочередное освидетельствование, которое обязательно проводится, если периодический медосмотр (п.6) выявил существенное ухудшение состояния здоровья водителя.
  5. Обязательный предварительный медицинский осмотр.
  6. Обязательный медосмотр, который проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.
  7. Обязательный медосмотр предрейсовый.
  8. Обязательный медосмотр послерейсовый.

Вполне ясно, что далеко не все вышеперечисленные виды медицинских осмотров обязательно нужно проходить каждому человеку для управлениия ТС.

Обязательные медицинские осмотры

Рассмотрим случаи, когда потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:

Отдельного внимания заслуживают такие моменты:

  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.1-3) нужны для всех водителей;
  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.5-8) нужны лишь тем, кто управляет ТС, как индивидуальный предприниматель, а также работают водителями на ТС. Таким образом, водитель, который использует свой автомобиль, к примеру, для поездки на природу или к родственникам, проходить данные виды медосмотров не должен;
  • В момент приема на работу человека в качестве водителя, от него потребуется пройти 1 раз предварительный медицинский осмотр;
  • Если человек работает водителем, то он обязан проходить периодические медицинские осмотры каждые 2 года;
  • Если человек работает водителем, то перед каждым рейсом он обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр. Исключением здесь является работа в оперативных службах, когда на прохождение подобного осмотра может просто не быть времени;
  • Если человек работает водителем ТС, который осуществляет пассажироперевозки либо перевозки грузов, относящихся к категории опасных, то он должен проходить послерейсовый медицинский осмотр.

Нужно отметить, что любой из видов обязательных медосмотров согласно п.5 статьи 23 «БДД»проводится за счет работодателей.

Для водителей, которые работают на ТС предназначено и внеочередное обязательное освидетельствование. Его проводят, если в ходе обязательного периодичного медосмотра отмечено ухудшения состоянии здоровья человека.

Из предоставленной выше информации можно сделать следующие выводы:

  • Для водителя, который использует в личных целях свой автомобиль, обязательным считается прохождение медицинского освидетельствования 1 раз в 10 лет (перед проведением замены прав на новые);
  • Если человек работает водителем, то ему необходимо проходить медосвидетельствование 1 раз в 10 лет, а кроме того 4 типа медосмотров (с различной периодичностью).

Где проходить медицинские освидетельствования и медицинские осмотры?

Согласно того же закона «О безопасности дорожного движения» статьи 23 п.7:

Итак, разберем по порядку для каждого типа обследований:

  • Медицинские освидетельствования, которые описаны в п.п.1-4, можно проходить в клиниках, как государственных, так и частных. Следует отметить, что осмотры таких специалистов, как психиатр-нарколог и психиатр, нужно проходить исключительно в госучреждениях здравоохранения.
  • Периодические, а также предварительные медосмотры, которые описаны в п.п.5-6, можно проходить у специалистов частных и государственных учреждений.
  • Медосмотры пред- и послерейсовые проводятся медработником (штатным либо привлекаемым) непосредственно в организации, которая выступает работодателем.

Теперь самые важные изменения, касающиеся водителей ТС, в рамках этой статьи разобраны. И все же предлагаем Вам ознакомиться с полным текстом обновленного закона «О безопасности дорожного движения«.

Штрафы за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров

Перейдем к рассмотрению статьи 11.32 КоАП РФ, где предусмотрен перечень административных взысканий в виде штрафов за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров в следующих размерах:

Итак, какие штрафы предусмотрены:

  • Для человека, который управляет автомобилем и при этом нарушил правила осуществления медосмотра либо освидетельствования, предусмотрен штраф, размеры которого составляют 1000-1500 рублей;
  • За такое же нарушение медицинский работник (врач), который проводил подобное освидетельствование либо медосмотр будет оштрафован на сумму 2000-3000 рублей.
  • Юр. лицо либо индивидуальный предприниматель за аналогичное нарушение будет оштрафован на сумму 30-50 тысяч рублей.

Следует отметить, что этот штраф должен быть наложен не инспектором ГИБДД, а должностным лицом, которое является сотрудником органов, осуществляющих надзор и контроль в здравоохранительной сфере.

В завершении следует еще раз напомнить, что изменения в законодательстве уже действуют (вступили в силу 31.03.2014г.). Следует быть внимательными, чтобы не оказаться заложником неприятных обстоятельств. Ведь прохождение медкомиссии не займет достаточно много времени, а неприятности и штрафы, которые повлечет за собой отсутствие необходимых документов, способны надолго испортить настроение.

Последнее обновление: 10-11-2016

Комментариев: 2

Вы написали очень правильно о сроках проведение медицинских освидетельствований и осмотрах.

Это как я понял, водительская комиссия, иначе как освидетельствование для получения или замене водителького удостоверение и срок его равен сроку удостоверение, на 10 лет.

А работающие водители обязаны пройти медосмотр (проф) каждые два года один раз. Но в другой рубрике вы почему-то написали, что справки нового образца действует на один год. Как это понять?

Для работающих водителей предусмотрена другая форма медсправки, которая выдается на 2 года.

Отменить ответ

Источник: http://sudsistema.ru/category-24/periodichnost-prohozhdeniya-medosmotra-dlya-voditeley.php

Когда, кому и насколько регулярно нужна медкомиссия для водителей

Хорошее здоровье и адекватное состояние человека за рулем – важные условия безопасности движения. Поэтому время от времени каждый автомобилист обязан проходить медкомиссию. Это касается как водителей личных ТС, так и профессионалов, особенно тех, кто возит опасные грузы или пассажиров.

Необходимость медицинского обследования автомобилистов регламентируется Приказом Министерства здравоохранения №344н от 15.06.2015. Есть также глава 23 закона “О безопасности дорожного движения, в которой расписаны цели врачебного осмотра и особенности его проведения”. Существуют и другие нормативные акты, требующие прохождения процедуры.

Медкомиссия позволяет выявить патологии или временные состояния, при которых автомобилист может стать опасен, будучи за рулем.

В пункте 4 Приложения 1 Приказа №344н перечислены обстоятельства, при которых должно быть выполнено обследование:

  • получение водительских прав после учебы в автошколе и сдачи экзамена;
  • замена документа, утратившего силу по окончании срока годности;
  • возврат прав после лишения из-за административного или уголовного правонарушения, если наказание налагалось за употребление алкоголя за рулем либо дополнялось запретом водить машину в течение определенного периода;
  • обнаружение при периодическом осмотре у профессионального водителя признаков заболеваний, которые являются противопоказаниями к управлению ТС;
  • поступление на работу водителем.

Кроме того, последняя категория автомобилистов проходит регулярное медицинское переосвидетельствование.

Если права были утеряны раньше окончания срока действия или испорчены, водитель их восстанавливает, проходить медосмотр и предоставлять в инспекцию справку не нужно. Нет необходимости в повторном обследовании и у тех, кто оформляет новое ВУ из-за смены личных данных.

Рекомендуем прочитать о получении прав после лишения. Вы узнаете о законе, регламентирующем получение прав, порядке возврата ВУ, необходимых справках для ГИБДД.

А здесь подробнее о том, как проходит расследование ДТП.

Где это можно сделать

Медосмотр для получения справки о разрешении водить машину должен проводиться в учреждении, имеющем лицензию на этот вид деятельности. Оно может быть частным или государственным. Но здесь есть один нюанс. Всем автомобилистам вне зависимости от категории прав необходимо заключение нарколога и психиатра.

Водитель должен обращаться к специалистам, работающим в государственной либо муниципальной клинике по месту его регистрации или пребывания. Практикующие в частном порядке наркологи и психиатры не могут давать заключение для получения справки.

Обследоваться у остальных специалистов можно где угодно, если у их клиники есть разрешение на проведение медосмотров водителей. ГИБДД не имеет права диктовать, в какое учреждение соискатель должен обращаться. Но лучше, чтобы оно было в том же городе, где автомобилист живет.

Как часто требуется проходить для водителя

Периодичность и регулярность процедуры для допуска к управлению ТС зависит от вида медицинского обследования:

  • если это первое оформление прав, осмотр производится однократно;
  • для замены утратившего силу удостоверения – каждые 10 лет;
  • для возврата прав после лишения – по мере надобности (сколько раз отнимут ВУ, столько и будет медосмотров);
  • если человек работает водителем – каждые 2 года;
  • при устройстве на эту должность – однократно, а затем в соответствии с требованиями к ней;
  • если профессиональному водителю нет 21, он проходит процедуру ежегодно;
  • та же норма существует и для тех, у кого выявлены ограничения по здоровью.

Источник: http://askupka.ru/kak-chasto-nado-prohodit-voditelskuyu-medkomissiyu/

Периодичность прохождения медицинских осмотров с 31 марта 2014 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о периодичности прохождения медицинских осмотров и освидетельствований для различных групп водителей, а также о других изменениях Федерального закона “О безопасности дорожного движения” и Кодекса об Административных правонарушениях.

Нововведения вступают в силу 31 марта 2014 года, так что на подготовку к ним и у водителей, и у работодателей времени вполне достаточно.

Водитель транспортного средства

Для начала рассмотрим новое понятие “водитель транспортного средства”, введенное в закон “О безопасности дорожного движения”:

водитель транспортного средства – лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

https://www.youtube.com/watch?v=D-jYMUwUbTY

Обратите внимание, что в данном понятии все водители разделены на 3 группы:

1. Управляющие автомобилем в личных целях.

2. Работающие на автомобилях.

3. Управляющие автомобилями в качестве индивидуальных предпринимателей.

Для каждой из этих групп предназначены разные типы медицинских освидетельствований и осмотров, о чем и пойдет речь в дальнейшем.

Предрейсовый медосмотр для водителей: новый закон 2018-2019

Предрейсовые медицинские осмотры – это обязательная процедура, которая позволяет предотвратить развитие опасных ситуаций на дорогах. В статье расскажем о порядке проведения в 2019 году, а также разберем законодательные нормы, его устанавливающие.

Предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году – нововведения

Рассмотрим, будут ли иметь какие-то особенности предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2019 году. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ устанавливает возможность оказания медицинской помощи, а значит, и проведения медицинских осмотров, с применением технологии телемедицины.

В связи с этим в Госдуме рассматривается предложение об использовании телемедицины при проведении предрейсового медицинского осмотра водителей. Итоговое заключение о состоянии здоровья водителя и годности его к исполнению обязанностей планируют выдавать в электронной форме, визировать его будет врач своей цифровой подписью. 

Порядок проведения дистанционных медосмотров разрабатывает Минздрав. С этой целью должны быть дополнены п. 7-8 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”.

Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах менялось в 2015 году. 1 мая 2015 года вступил в силу Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 г.

№ 835н “Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров”.

 Несмотря на то, что Приказ № 835н вступил в силу в 2015 году, его положения актуальны и при проведении предрейсовых медосмотров в 2019 году.

Как установлено п. 9 “Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров”, все расходы по медосмотру несет наниматель. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно осуществляющие перевозки, то есть являющиеся водителями, от осмотров не освобождаются.

Помимо Приказа № 835н, вопрос регулируется:

Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ “О дорожном движении”.

Положения в перечисленных нормативных актах совпадают. В частности, в них содержится норма о необходимости вести журнал учета медосмотров.

Однако только приказ Минздрава СССР № 555 разъясняет рекомендуемую форму такого документа.

  • Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей

Эту процедуру обязаны проходить все водители, трудоустроенные в организации, независимо от вида транспортного средства, которым они управляют. Проверка состояния сотрудника должна быть проведена непосредственно перед рейсом. Время, которое тратит работник на осмотр, считается его рабочим временем.

В соответствии с п. 10 Порядка осмотр должен включать:

  • опрос водителя на предмет жалоб, недомоганий;
  • визуальный осмотр, измерение артериального давления, пульса и температуры тела;
  • выявление алкогольной, наркотической и другой интоксикации, а также остаточных явлений (возможно проведение лабораторных исследований).

Результаты осмотра вносятся в путевой лист водителя на текущую дату и в журнал предрейсовых медицинских осмотров.

При выявлении нарушений в состоянии работника его отстраняют от управления транспортным средством и направляют в медучреждение для оказания первичной помощи. Основанием для такого решения могут служить следы алкоголя или наркотиков, повышенное давление, учащенный пульс, признаки острого заболевания.

Одной из целей предрейсового медосмотра является недопущение к управлению ТС лиц, находящихся под воздействием токсических препаратов, таких как алкоголь или наркотики, опасных тем, что у водителя резко повышается оценка своих возможностей, а необходимые на дороге внимательность и тревожность притупляются.

Как правило, если предварительный тест на наркотики ничего не показал, подтверждения уже не требуется, но если на первой стадии был получен положительный результат, работника направляют к врачу-наркологу, чтобы точно определить вид наркотиков и дозу, а также избежать ошибок, когда анализ показывает наличие следов наркотиков у человека, их не употребляющего.

Осмотры водителей могут проводиться только в помещении, к которому применяются особые требования – в медицинском кабинете. Это помещение должно состоять не менее чем из 2-х комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. 

Также потребуется оснащение медоборудованием, приборами и мебелью:

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики, постоянный запас в количестве – алкометры 2 шт., экспресс-тесты на наркотики 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования – 1 шт.;
  • шпатели медицинские – 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред.

Минимальный список оснащения приведен в п. 4 ч. 2 Приложения № 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32.

Организация может пойти двумя путями:

  • привлечь в штат медработника;
  • заключить договор со специализированным медицинским учреждением, имеющем лицензию.

Для крупных автотранспортных предприятий намного удобнее содержать собственный медкабинет. Ведь это позволит избежать дополнительных перемещений сотрудников по городу и снизить время на осмотр.

Прежде чем начать проведение освидетельствований, компании предстоит решить ряд вопросов:

  • Организовать помещение для осмотров водителей.
  • Принять в штат медицинского специалиста.
  • Получить лицензию.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103393-qqq-17-m9-predreysovye-meditsinskie-osmotry-voditeley

Порядок проведения предрейсового медосмотра водителей

Предрейсовый медицинский осмотр водителей – это необходимая профилактическая мера предотвращения ДТП.

Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения.

Как организована процедура проведения предрейсового осмотра, кто должен осуществлять медицинский осмотр водителей, и кому следует проходить такой осмотр?

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2019 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • предрейсовый осмотр;
  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

Рассмотрим данные положения подробнее.

Порядок проведения процедуры

Каков порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей?

Требование нового закона устанавливает, что в состав предрейсового осмотра входит:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • визуальный осмотр;
  • измерение давления, пульса, температуры тела;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение наличия психоактивных веществ;
  • для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.

Как это происходит на практике? Специалист проводит внешний осмотр кожи, слизистой глаз, ротовой полости и зрачков на проверку реакции. Затем водителя спрашивают о состоянии здоровья для получения данных о его общем самочувствии и психическом состоянии.

Далее измеряют артериальное давление и пульс. Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе.

Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней.

Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.

Результаты предрейсового медосмотра дают основанию врачу вынести заключение, что:

  1. Опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое препятствует выполнению шофером трудовой функции, выявлено не было (водитель может приступать к своей работе);
  2. Соответствующее состояние здоровья или вредные факторы были выявлены (значит, водитель к работе не допускается).

В любом случае об итогах медосмотра должен быть проинформирован работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника.

Требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей

Для прохождения предрейсового медицинского осмотра работодатель должен позаботиться о выделении на предприятии специального кабинета площадью не меньше 12 кв. м.

Также в помещении должны находиться:

  • чемоданчик врача для того, чтобы оказать неотложную медицинскую помощь;
  • кушетка медицинская;
  • как минимум, 2 стула, шкаф для одежды, письменный стол, сейф, лампа настольная;
  • алкотестер;
  • экспресс-тесты на алкогольное или наркотическое опьянение;
  • термометр, прибор для измерения давления;
  • стол, предназначенный для хранения медицинских приборов;
  • шпатели медицинские.

При этом следует обеспечить исправность систем отопления, водоснабжения, хорошее освещение.

Если нет возможности выделить отдельный кабинет, сотрудники предприятия могут быть отправлены на медосмотр в медучреждение организованно — к примеру, корпоративным транспортом.

Требования к проводящей осмотр организации

Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования. Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей?

Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат/диплом.

Где можно получить необходимый сертификат? Во многих крупных городах есть учреждения, которые занимаются выдачей таких сертификатов. Например, факультеты медицинских университетов, медицинские училища, центры повышения квалификации для врачей.

Итак, предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:

  1. С помощью сертифицированного врача, который по трудовому договору работает в штате компании. В таком случае лицензия не потребуется.
  2. Благодаря привлеченной организации, которая имеет лицензию и работает по договору на проведение медицинских осмотров. Такими организациями могут выступать не только медучреждения в общепринятом смысле (поликлиника, больница), но и частная организация, которая занимается исключительно медицинскими осмотрами.
  3. С помощью самостоятельного получения предприятием лицензии на проведение медосмотров водителей. Это больше касается крупных автотранспортных предприятий, которые в любом случае несут определенные затраты из-за содержания медицинского кабинета и выплаты зарплаты сертифицированным специалистам. Благодаря приобретению лицензии они смогут оказывать услуги медицинского осмотра водителей для более мелких предприятий.

Осторожно, штрафы!

За нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • для водителя — 1000–1500 рублей;
  • для медработника, проводившего осмотр, — 2000–3000 рублей;
  • для индивидуального предпринимателя или юридического лица — 30 000–50 000 рублей.

Стоимость обследований и сертификатов

Стоимость осмотра водителей может разниться зависимо от удаленности и некоторых других особенностей:

  1. В государственных учреждениях Москвы нижний порог расценок начинается со 100 рублей;
  2. Максимальная стоимость медицинского осмотра в одном из частных центров составляет 385 рублей.

Итак, данная услуга сравнительно недорогая. Поэтому при таких расценках имеет смысл оформлять врача в штат сотрудников только в случае наличия более пятнадцати водителей.

Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц. В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты.

Говоря о получении лицензии на медосмотр водителей, стоит предупредить, что сам процесс оформления лицензии обычно отнимает много денежных средств и времени.

Если сертификат может стоить в пределах 20 000 рублей, то цена лицензии колеблется от 100 000 рублей и выше. Определенные организации помогут бизнесмену за немногим более двух недель оформить необходимые бумаги.

Итак, ответственность за медицинское обследование водителя лежит непосредственно на работодателе, который должен обеспечить все условия для прохождения медосмотра.

При этом шоферу стоит учитывать, что сотрудники ГИБДД вправе задержать его для медицинского освидетельствования и предоставления путевого листа.

«Нарисованный» штамп, который поставил врач без сертификата или же компания без лицензии, обязательно повлечет для предприятия крайне неприятные последствия.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/predrejsovyj-meditsinskij-osmotr-voditelej/