Подвергаются ли личному досмотру несовершеннолетние. Полицейский досмотр: что нужно знать гражданину

Осуществлять и замещать свою должность полицейские могут только на основании специального загона – закона о полиции. Разумеется, что все указать и предусмотреть в нем невозможно, поэтому используются в качестве регулятора отдельные локальные правовые акты.
Разберемся подробнее с отдельными статьями этого федерального закона.

Содержание

Статья номер 13 ФЗ о полиции: основные сведения

Федеральный закон о полиции был принят в 2011 году. Это достаточно новый закон и принят он был в связи с необходимостью полной переработки системы министерства внутренних дел. Ранее существовавшая милиция была переименована в полицию, в связи с этим и появилась необходимость разработки новой законодательной базы.

Ст. 13 последней редакции с изменениями и дополнениями содержит в себе такие важнейшие сведения, как права сотрудников органов внутренних дел, именуемых полицейскими.

В статье содержится огромный комплекс прав, куда входит 39 пунктов. Эти права предусмотрены, прежде всего, в целях обеспечения исполнения обязанностей, что так же прямо указано в ст. 13 данного ФЗ. Более конкретизирован порядок реализации указанных прав в нормативных правовых документах субъектов Российской Федерации.

Права сотрудников полиции

Статья 13 предоставляет сотрудникам МВД следующий комплекс правомочий:

  1. Право требования и пресечения незаконных действий.
  2. Право на проверку документов, удостоверяющих личность гражданина, независимо от его пола, расы, национальности и гражданства.
  3. Право посещать здания, сооружения и объекты при необходимости.
  4. Право на составление процессуальных документов, предусмотренных УПК РФ (например, протоколов).
  5. Задерживать граждан и доставлять их в уполномоченное место и др.

Это далеко не весь комплекс прав полицейских. Их великое множество. Более детально изучить и рассмотреть права полицейских можно изучив вышеуказанный ФЗ, иные нормативные правовые акты, в том числе и локальные.

Как правило, в зависимости от деятельности полицейского, прописан и определенный комплекс прав.

Так, например, для патрульного применяются права на проверку документов, пресечения неправомерных действий и доставление гражданина в отделение полиции. Для сотрудника ГИБДД предусмотрен другой комплекс прав и др.

Закон о полиции: проверка документов

Одним из самых распространенных прав является право на проверку документов, удостоверяющих личность. Необходимо более детально разобраться с порядком и правилами осуществления данного действия и с существенными особенностями процедуры.

Не всегда должностное лицо органов внутренних дел имеет право на такую проверку. В соответствии с 13-й статьей закона, оно возникает в следующих случаях:

  1. Когда гражданин выполняет незаконные действия.
  2. Когда имеются основания подозревать его в чем либо.
  3. В иных случаях, установленных федеральным законодательством.

Нельзя просто так попросить показать документы. Сотрудник должен при этом представиться, назвать свое имя, отчество и фамилию, а также должность. При необходимости и по просьбе гражданина, сотрудник также обязан показать свои документы.

Не всегда у человека есть при себе документ, удостоверяющий личность. В этой ситуации может быть применен любой другой способ идентификации, куда относится предъявление военного билета, водительского удостоверения и др.

Еще одной правовой коллизией является то, а необходимо ли при проверке документов у гражданина показывать ориентировку, если таковая имеется? Многие правоведы полагают, что делать это необходимо, так как по сути, это прямое обоснование законности проверки документов, удостоверяющих личность.

Другие же полагают, что этого делать не нужно, так как если документы проверяются у действительного преступника, указного в ориентировке, то предъявление ему такого акта его может попросту спугнуть. В связи с наличием этих двух позиций дать действительный ответ на то, нужно ли предъявлять ориентировку, пока что юридически не зафиксирован.

Досмотр вещей и багажа

Досмотр может производиться как лично сотрудником полиции, так и с помощью специальных приборов и средств, например, металлоискателей, рамок и др.

Правом на досмотр обладают исключительно сотрудники полиции. Правовые основания для этого прописаны во внутренних локальных актах министерства внутренних дел.

Сюда могут относиться, например, подозрительное поведение гражданина, сообщение о готовящемся преступлении и др. Такая проверка проводится в аэропортах, на автовокзалах и железнодорожных вокзалах.

Необходимо это для общей безопасности и предотвращения террористических актов.

Действия сотрудника в данном случае те же, что и при запросе и проверке документов, удостоверяющих личность. Сотрудник также обязан представиться, обозначить свою должность, а при необходимости предъявить и удостоверение.

Доставление граждан, основания для задержания

Как указано в статье №13 ФЗ, доставление граждан в отделение полиции должно происходить в порядке и по правилам, предусмотренным российским законодательством. Как и при личном досмотре, сотрудник обязан изначально представиться. Также обязательно должны быть разъяснены основания задержания и права гражданина.

При задержании обязательно нужно подготовить приказ (протокол), форма которого устанавливается законом. Задержание должно происходит на основе принципов:

  • законности;
  • разумности;
  • гуманизма.

Не допускается без необходимости применять к гражданину насилие, наручники, электрошокеры и дубинки. Любое насильственное действие должно быть правдиво обоснованно.

Доставляется задержанный в специальном транспорте с логотипами органов внутренних дел и только сотрудниками полиции, находящимися при исполнении.

Правовая экспертиза в соответствии с ФЗ о полиции

Прежде чем проводить правовую экспертизу, нужно определиться со структурой закона о полиции с последними правовыми поправками.

Закон состоит из следующих структурных элементов:

  1. Глава.
  2. Статья.
  3. Часть.
  4. Пункт.

Правовая экспертиза позволяет установить действенность и обоснованность действующего нормативного правового акта.

Стоит отметить, что данный закон практически ничем не отличается от ранее действующего нормативного правового акта, регулирующего деятельность милиции.

Разумеется, что были изменены названия должностных лиц и иные не существенные аспекты. Иная информация, которая находится в данном законе, абсолютно схожа с ранее существовавшей.

Последние изменения в данный федеральный закон были внесены в марте. Основные изменения коснулись порядка проведения оперативных розыскных мероприятий. Так, теперь сотрудникам предоставляется право на использование подложных документов и применение зашифрованных материалов в целях выявления преступника и пресечения незаконных действий, им совершаемых.

Что говорит закон о полиции о предоставлении информации

Деятельность сотрудников органов внутренних дел полностью открытой быть не может. Связано это с определенным рядом причин, например, с существующей тайной следствия. Предоставление государственной и общественной информации должно соответствовать нормам законодательства.

Так, гражданин имеет право знакомиться с деятельностью министерства внутренних дел путем изучения информации, размещенной на сайте, в новостных лентах и открытых документов.

Предоставление доступа к закрытым сведениям не допускается в соответствие с законом. За это может быть предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Источник: https://rusfz.ru/federalnyj-zakon-o-politsii-statya-13-s-poslednimi-izmeneniyami-prava-sotrudnikov-lichnyj-dosmotr-i-dostavlenie-grazhdan-ekspertiza

Осмотр или Досмотр личных вещей, находящихся при гражданине. Это нужно знать каждому ⋆ КС ЦИТАДЕЛЬ

К нам за юридической консультацией обратился гражданин с вопросом: Обязан ли сотрудник полиции производя осмотр или досмотр личных вещей составить протокол осмотра и протокол досмотра соответственно? Какие действия может совершить сотрудник полиции производя осмотр или досмотр? Вправе ли охранник в магазине самостоятельно произвести досмотр личных вещей, находящихся при гражданине?

Что бы понять, что такое осмотр или досмотр и какова между ними принципиальная разница необходимо для начала разобраться что такое Досмотр.

Досмотр является процессуальным действием и мерой административного принуждения. Порядок производства досмотра довольно жестко регламентирован Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Что такое Досмотр

Как установлено частью 1 статьи 27.7 КоАП РФ личный досмотр – это обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Ключевыми словами в данном определении являются обследование без нарушения конструктивной целостности. Т.е. лицо, производящее досмотр вправе взять предмет в руки и изучить его. Если это сумка то должностное лицо вправе в присутствии владельца самостоятельно обследовать ее содержимое.

При осмотре таких действий сделать нельзя. Осмотр это внешнее обозрение без обследования. Т.е. должностное лицо лишь вправе внешне осмотреть предмет. В этом и заключается разница осмотра от досмотра. Кроме того после осмотра соответствующий протокол не составляется.

Существуют два вида досмотра: личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при гражданине. Личный досмотр – досмотр содержимого предметов одежды, в которую одет гражданин. При личном досмотре должностные лица вправе потребовать снять для досмотра предметы одежды. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Как производится Досмотр

Досмотр вещей производится с обязательным участием двух понятых либо с применением видеозаписи. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

Как при личном досмотре, так и при досмотре вещей должностными лицами в обязательном порядке составляется протокол досмотра, который подписывается должностным лицом, понятыми и лицом в отношении которого была применена эта мера обеспечения. Копия протокола досмотра обязательно должна быть вручена досматриваемому лицу.

Кто вправе производить Досмотр

Правом осуществлять досмотр граждан наделены в рамках осуществления ими полномочий сотрудники полиции, военнослужащие войск национальной гвардии, должностные лица военной автоинспекции, должностные лица пограничных и таможенных органов, военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, судебные приставы-исполнители, должностные лица органов на которых возложен надзор за соблюдением правил пользования транспортом, должностные лица государственного экологического надзора, должностные лица федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны. Перечень указанных лиц перечислен в статьях 27.2 и 27.3 КоАП РФ.

Данный перечень исчерпывающий и иному, расширенному толкованию не подлежит. Как мы видим в этот перечень не входят сотрудники охраны магазина или супермаркета.

Требование, предъявленное сотрудником охраны и адресованное к гражданину о предоставлении вещей, находящихся при нем незаконно.

Сотрудники охраны вправе лишь потребовать выложить из корзины выбранный товар, и то, когда эти товары являются собственностью магазина. Когда вы их уже приобрели эти товары становятся вашей личной собственностью.

На представленном видео описан пример того, чего сотрудники охраны и продавцы были не вправе делать.

В случае возникновения спорных ситуаций с работниками магазина и, если спор урегулировать мирно не получается, всегда необходимо вызывать сотрудников полиции, при этом мы рекомендуем все споры фиксировать с помощью аудио или видео.

Производство и использование аудиозаписи в отношении граждан и должностных лиц

Сдавать сумки в камеру хранения магазина не обязательно

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://acitadel.ru/2018/07/22/osmotr-ili-dosmotr-lichnyx-veshhej/

Полицейский досмотр: что нужно знать гражданину?

В соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, а также досмотр вещей физического лица является обеспечительной мерой, которая применяется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. При этом указывается, что такие действия осуществляются «в случае необходимости».

Иными словами, при наличии достаточных оснований полагать что, например, лицо находится в состоянии наркотического опьянения в общественном месте (ст.20.20 КоАП РФ) и осуществляет незаконное хранение перевозку или пересылку наркотических средств (ч.3 ст.

48 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»), досмотр будет законной мерой обеспечения порядка.

Достаточность оснований предполагает наличие сведений о событии административного правонарушения.

Под этим могут пониматься как сообщения граждан, так и подтвержденный доказательствами, полученными законным путем, факт того, что имело место деяние, предусмотренное КоАП РФ или иным нормативным актом.

Это значит, что если гражданин не нарушает общественный порядок, не оскверняет так или иначе общественную нравственность, то есть не совершает противоправных деяний, сотрудник полиции не имеет права применять к нему меры административного принуждения.

Если поводом для их применения послужила ориентировка на подозреваемого в совершении преступления, гражданин вправе ознакомиться с ней, поскольку закон обязывает полицейского сообщать причину и цель обращения. В случае несоответствия параметров подозреваемого и данного лица, оно вправе обжаловать неправомерные действия полицейского.

В каком порядке проводится досмотр?

Закон «О Полиции» обязывает полицейского, применяющего меры административного принуждения, сообщить гражданину причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности (п.2 ч.4 ст.5 Закона ).

Порядок и правила, в соответствии с которыми должен проводиться досмотр, изложены в статье 27.7 КоАП РФ. Основные требования заключаются в том, что досмотр должен проводиться полицейским того же пола, что и досматриваемый, с участием двух понятых либо с применением видеозаписи.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Если велась видео- или фотосъемка досмотра, в протоколе об этом делается специальная отметка.

Проведение досмотра без понятых допускается только в исключительных случаях, когда у сотрудника полиции есть основания предполагать, что гражданин имеет при себе оружие.

После составления протокол подписывается всеми участниками процедуры. Чтобы сотрудники полиции не могли исказить сведения, отраженные в протоколе, по требованию гражданина ему должна быть выдана копия протокола.

Как должны проверять документы?

Деятельность полиции регламентируется федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, ведомственными нормативными актами и должностными регламентами.

Указанные документы содержат основания различных действий, которые сотрудник полиции вправе совершить по отношению к гражданину.

Проверка документов, удостоверяющих личность, является одним из них и может осуществляться, когда:

  • имеются данные, из которых следует, что лицо является подозреваемым в совершении преступления или находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению дела об административном правонарушении или основание для административного задержания;
  • гражданин осуществляет деятельность, проверка разрешений на которую возложена на сотрудников полиции (п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»).

Отсутствие паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, само по себе не может являться основанием для задержания, поскольку устанавливаемая Положением о паспорте гражданина РФ обязанность иметь паспорт не означает, что он должен всегда носить его с собой. Иными законодательными актами это также не предусмотрено.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, фамилию и предъявить служебное удостоверение (по требованию). Только после совершения этих действий он может сообщить причину и цель его обращения (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

Как проводится административное задержание?

Задержание может производиться по правилам ст. 14 Закона «О полиции», главы 12 УПК РФ и гл.27 КоАП РФ. Круг лиц, в отношении которых полицией может применяться данная мера, практически не ограничен.

Однако в отношении многих категорий граждан она применяется до тех пор, пока они не будут переданы органам, учреждениям или должностным лицам, которые уполномочены на принятие соответствующих мер.

Прежде всего, это относится к военнослужащим, лицам, которые должны отбывать наказание, а также гражданам с признаками выраженного психического расстройства.

В ч.1 ст. 23.3 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень административных правонарушений, на рассмотрение дел по которым уполномочены органы внутренних дел (полиция).

Целью такого задержания является недопущение правонарушения, установление личности правонарушителя, своевременного и правильного рассмотрения дела или исполнение постановления об административном правонарушении.

Задержание по основаниям, не предусмотренным законом, нарушает право личности на неприкосновенность.

По общему правилу срок административного задержания не может превышать трех часов. Они исчисляются с момента доставления в служебное помещение полиции для установления личности гражданина и составления протокола об административном правонарушении.

Если осуществление этих действий, а также назначение наказания в виде предупреждения или штрафа, возможно в месте обращения полицейского к гражданину, то задержание будет незаконным.

Если гражданин задержан в состоянии опьянения, срок задержания исчисляется с момента его вытрезвления. Задержанный имеет право на один звонок родственникам, чтобы сообщить о задержании и своем местонахождении, а также на юридическую защиту с момента задержания.

Условия содержания задержанных лиц должны отвечать требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627.

Как обжаловать действия полицейского?

В соответствии со ст. 33 Закона «О Полиции» сотрудники ОВД, допустившие в отношении граждан неправомерные действия, несут ответственность.

Не исключено возмещение причиненного вреда, в том числе и морального, если при применении мер административного принуждения были приняты решения и допущены действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ст. 1.6 КоАП РФ).

Все доказательства, подтверждающие вину гражданина, если они получены с нарушением закона, не могут быть использованы (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Ст.5 Закона «О полиции» предписывает прекращение любой деятельности в отношении гражданина, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. В силу ст. 6 Закона в своих действиях полицейский должен руководствоваться только нормами закона.

В случае установления факта нарушения закона прокурор или его заместитель выносит постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке главы 25 ГПК.

Что делать, если в полиции не принимают заявление?

Отказ оперативного дежурного полиции принять заявления о преступлении или об административном правонарушении — распространенная ситуация, с которой многие сталкивались.

Часто в полиции пытаются объяснить заявителю, что, например, украденный у него мобильный телефон найти будет невозможно, или что у следователей есть дела поважнее, чем разбитые в школе стекла и сгоревшая дверь.

Такие действия полицейских можно обжаловать, так как все заявления о преступлении или административном правонарушении подлежат обязательному приему в отделах полиции (ст. 12 закона «О полиции»).

Написать заявление и подать его оперативному дежурному можно в любое время суток. Сотрудник регистрирует его в книге учета заявлений и сообщений о преступлении (КУСП), а на свободном от текста месте проставляет штамп, в оттиск которого вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату и наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилию и подпись.

Когда заявление зарегистрировано, оформляется талон, который состоит из двух частей: талона-корешка, он остается в отделе полиции, и талона-уведомления, который отдается заявителю. Они имеют одинаковый регистрационный номер (Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736). Талон-уведомление является подтверждением того, что заявление принято.

Источник: https://big-rostov.ru/eto-interesno/policejskij-dosmotr-chto-nuzhno-znat-grazhdaninu/

Задержание подростков — как оно должно проходить по закону

Задержание представляет собой меру государственного принуждения, суть которой заключается в лишении свободы и личной неприкосновенности на короткий промежуток времени. Различают уголовное и административное задержание, которым присущи свои характерные особенности. Рассмотрим их подробнее.

1. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого по уголовному делу.

Задержание несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления регламентируется главой 12 УПК РФ с учётом особенностей, указанных в ст. 423 УПК РФ.

Основания задержания несовершеннолетнего подозреваемого ничем не отличаются от оснований для задержания совершеннолетнего гражданина.

Так, орган дознания, дознаватель и следователь вправе задержать несовершеннолетнего при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • Подросток застигнут в момент совершения преступного деяния или сразу после него.
  • Потерпевшие или свидетели указали на подростка как на лицо, совершившее преступление.
  • На лице, одежде или в квартире подростка обнаружены следы преступления.

Кроме того, даже при отсутствии перечисленных оснований несовершеннолетний гражданин может быть задержан , если он хотел скрыться, у него нет постоянной регистрации, его личность установить не удалось, либо если в отношении него направлено ходатайство о заключении под стражу. Однако задержать можно по подозрению в совершении только того преступления, за которое предусмотрено лишение свободы.

В ст.423 УПК РФ говорится о том, что в случае задержания подростка его родители, опекуны и прочие законные представители немедленно извещаются.

При этом если в отношении совершеннолетних задержанных в интересах следствия допускается сохранение в тайне факта задержания, то в отношении несовершеннолетних задержанных уведомление законных представителей осуществляется всегда в обязательном порядке без каких-либо исключений.

Протокол задержания составляется не позднее 3 часов после доставления подростка к следователю или дознавателю с указанием фактического времени задержания.

Срок задержания по подозрению в совершении преступления составляет не более 48 часов.

При рассмотрении судом ходатайства об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста данный срок может быть продлён судом на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания при условии признания судом задержания законным и обоснованным. Продление допускается по ходатайству одной из сторон для представлению ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности заключения под стражу.

Таким образом, максимальный срок задержания подозреваемого, в том числе несовершеннолетнего подозреваемого по уголовному делу составляет 120 часов или 5 суток. При этом решение о задержании до 48 часов принимается следователем или дознавателем, а дальнейшее продление ещё до 72 часов допускается исключительно на основании решения суда.

2. Административное задержание несовершеннолетнего (по делу об административном правонарушении).

Административное задержание проводится в соответствии со ст.ст.27.3—27.6 КоАП РФ.

В указанных статьях говорится, что административное задержание проводится только в исключительных случаях, когда без этого невозможно правильно разрешить дело об административном правонарушении.

Как и в случае уголовного задержания, при административном задержании подростков в обязательном порядке уведомляются их родители или иные законные представители.

Следует отметить, что применять административное задержание к подросткам можно с 16 лет.

Задержание несовершеннолетнего в рамках расследования уголовного дела по общему правилу применяется также с 16 лет, хотя по подозрению в совершении отдельных преступлений, по которым законодательно установлен пониженный возраст уголовной ответственности (умышленное убийство, кража, разбой, вымогательство и др.), ребенок может быть задержан с 14 лет. Если ребенок не достиг указанного возраста, процедура регламентируется ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Срок административного задержания составляет 3 часа.

По делам об административных правонарушениях, посягающих на режим Государственной границы и порядок пребывания на территории РФ, о правонарушениях, совершенных в территориальном море, внутренних водах, в исключительной экономической зоне РФ, о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств правонарушения, также по делам, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или выдворение за пределы РФ, срок задержания может составить не более 48 часов.

Срок административного задержания исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Задержание подростков полицией: как оно проходит в действительности

Главное условие задержания — это наличие соответствующих оснований для применения такой меры. Но часто сотрудники правоохранительных органов превышают свои полномочия при задержании подростков, рассчитывая на их правовую безграмотность и слабую психику ввиду несовершеннолетнего возраста.

Показательный пример — нашумевшая история «Арбатского мальчика», задержанного полицией в процессе чтения стихов. Как следует из новостных выпусков ведущих СМИ столицы, 26 мая 2017 года стражи порядка задержали десятилетнего ребенка, силой погрузили в служебный автомобиль и доставили в ОВД «Арбат».

Как заявили полицейские, действия ребенка были расценены ими как попрошайничество, поскольку он перемещался от машины к машине, был один и нес с собой сумку, предположительно предназначавшуюся для сбора денег. В отношении отца мальчика возбуждено административное дело по ст.5.

35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение им своих родительских обязанностей, а в отношении его мачехи — уголовное дело по ст.318 УК РФ за применение насилия в отношении представителя власти.

Первое нарушение, которое было допущено полицейскими, исходя из описанного в прессе, — это неправильная квалификация действий мальчика. Стражи порядка не поинтересовались у несовершеннолетнего, чем он занимается и где его родители, сразу решив, что ребенок безнадзорный и занимается попрошайничеством. Второе нарушение связано с применением физической силы. Ст.

18 ФЗ «О полиции» дает право сотрудникам правоохранительных органов применять физическую силу, но перед этим сотрудник должен представиться, сообщить о своих намерениях и предоставить возможность добровольно выполнить его требования.

В описанной истории служащие полиции без каких-либо предварительных действий (со слов мальчика и его мачехи) начали насильно уводить ребенка в служебную машину.

В соответствии с ФЗ «О полиции» и Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ребенок должен был быть доставлен в отдел полиции, где оперативный дежурный должен был передать его сотрудникам полиции по делам несовершеннолетних , чего не было сделано. Также должны были быть незамедлительные меры для уведомления законных представителей (родителей, опекунов) о доставлении ребёнка в отдел полиции.  Отец мальчика узнал о его задержании не от сотрудников полиции, а от своей жены — мачехи ребенка, что является еще одним нарушением.

Согласно Наставлениям о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утверждённым Приказом МВД РФ от 30.04.

2012 гола N 389, выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно.

По результатам выяснения указанных обстоятельств в отношении несовершеннолетних принимается решение о передаче органу дознания или следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений или учреждений здравоохранения. Согласно п. 20.3 Наставлений о задержании несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

Как видно из данного случая, задержание подростков часто оборачивается нарушением их прав. К сожалению, такие истории в настоящее время случаются все чаще. Еще один пример полицейского беззакония — избиение подростка Грегори Хилла во время его задержания из-за отказа показать документы.

Следует различать задержание (административное или уголовное) и доставление, то есть принудительное препровождение лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным. Полагаю, что в вышеописанной ситуации с «арбатским мальчиком» полицейские не задерживали несовершеннолетнего, а именно доставили его в отдел полиции. Согласно действующему законодательству о доставлении составляется отдельный протокол либо делается пометка в протоколе административного задержания.

В соответствие со ст.

20 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции вправе применять физическую силу (как лично, так и в составе группы) для доставления в отдел полиции лиц, совершивших административное правонарушение или преступление, в том числе доя задержания указанных лиц.

Единственное ограничение закон содержит в отношении малолетних: в отношении лиц, не достигших 14 лет, запрещается применять специальные средства, за исключением случаев оказания малолетними вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, также в случаях, когда применение специальных средств необходимо доя освобождения заложников, для пресечения побега, для задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Как следует из изложенного, действующее законодательство хоть и содержит определенные дополнительные требования в целях обеспечения прав несовершеннолетних, однако эти исключения довольно-таки незначительны и сводятся к необходимости уведомления законных представителей о всех случаях применения принудительных мер к несовершеннолетним, а также к установлению минимального возраста в 16 лет, по достижении которого допускается задержание, законодательно пониженного до 14 лет при подозрении подростка в совершении отдельных наиболее тяжких и распространённых преступлений, перечисленных в законе (при подозрении в совершении убийства, кражи, разбоя, вымогательства, захвата заложников и др.)

Если произошло задержание, то родителям или другим законным представителям следует немедленно явиться к сотрудникам полиции.

Сильно взволнованные родители, к тому же не сталкивавшиеся ранее с правоохранительными органами, объективно не могут руководить ситуацией, и поэтому лучшим выходом может стать помощь специалиста.

Срочный выезд адвоката может быть осуществлен и в дневное, и в ночное время, следовательно, вам не придется оставаться со своей проблемой один на один. Адвокат при задержании несовершеннолетнего сделает все возможное, чтобы ребенок как можно скорее оказался на свободе.

Источник: https://www.advo24.ru/publication/osobennosti-zaderzhaniya-nesovershennoletnikh.html

Кто имеет право досматривать сотрудника полиции

Под медицин­скими повязками могут прятаться режущие предметы, пилки, проволока для открывания наручников, наркотические вещества, драгоценности, деньги и т. п. Для осмотра повязок целесообразно привлекать врача.

Если ничего не изымалось, в рапорте производится соответствующая запись. При проведении осмотра необходимо внимательно осматривать (прощупывать) всю одежду задержанного. Опытные преступники специ­ально готовят свою одежду для укрытия запрещенных предметов.

Местами укрытия запрещенных предметов могут являться: 1. Одежда: карманы, замаскированные карманы в рукавах, на

gavrik-1971 › Блог › Полицейский стучится в дверь, Полицейский досмотр, Полицейский остановил на улице – что нужно знать гражданину?

Судья в таких случаях уведомляется о произведенных действиях постфактум, в течение 24 часов, получая постановление и протокол. Он проверяет их на законность.

В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе него, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК РФ.

В случаях, когда у полиции есть основания для проникновения в жилище без согласия собственников и жильцов, которые в нем проживают, могут быть законно использованы и силовые методы, например, полицейские могут взломать дверь.

При этом не стоит забывать, что неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции как и воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей влечет ответственность по ст.

19.3 КоАП РФ (штраф – от 500 до 1 000 рублей или административный арест до 15 суток).Какие формальности должны быть соблюдены?Согласно ст.

5 Федерального

Как поступать, если на улице полицейский или человек с удостоверением требует «предъявить документы» или «совершить досмотр»,не имея законных оснований?

Поэтому он имеет полное право, руководствуясь одними своими предположениями, задержать человека без всякого суда на определенное законом время – это, вроде бы, двое суток.

Согласно закона о полиции имеют право «осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять

Имеет ли полиция право обыскивать машину?

В новом законодательстве, представленном в виде Закона «О национальной полиции», поводов для остановки автомобилей патрульными всего 9. Так, в указанном документе имеется целая статья (№35), которая посвящена вопросу остановки транспортных средств.

Согласно ей, полицейские могут останавливать водителей в ситуациях, когда: — были нарушены правила ПДД; — есть явные признаки технических неполадок автомобиля; — получена информация, указывающая на то, что водитель или его пассажиры имеют отношение к , уголовному либо административному правонарушению, а также данные, свидетельствующие о том, что само транспортное средство или перевозимый им груз могут выступать объектом/орудием совершения ДТП, уголовного или административного нарушения; — автомобиль числится в списке разыскиваемых транспортных средств; — нужно провести опрос водителя либо пассажиров об обстоятельствах ДТП, а также других правонарушений (криминальных и административных), которые они видели или могли видеть;

Имеет ли право сотрудник полиции

проводить осмотр содержимого её сумки?

Хотим писать жалобу в полицию, какая статья закона есть, что он не имеет право без настоящих обстоятельств её осматривать. Заранее огромное спасибо. Ответ юриста на вопрос : имеет ли право сотрудник полиции что он не имеет право без настоящих обстоятельств её осматривать. Статья 13. Права полиции 1.

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: 1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений; 2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об , а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Личный досмотр сотрудниками полиции

В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.5.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.6.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе

Каковы права и обязанности полиции в 2019 году?

Действия, направленные на сохранение жизни пострадавших должны продолжаться до приезда специализированного персонала скорой помощи; Выявление возможных причин будущих правонарушений; Обеспечение общей безопасности для граждан, а также соответствующего порядка на улицах родного города, на стадионах, на площадях, в общественных парках, вокзалах и различных других местах, где имеется большое скопление людей; Обеспечение правопорядка и безопасности, совместно с органами исполнительной власти и с органами местных управлений, на митингах, демонстрациях и на других различного рода публичных мероприятиях; Принятие быстрых и качественных действий в неотложных ситуациях для спасения жизни граждан в чрезвычайных случаях; Исполнение постановлений и решений суда, поручения следователей в письменном виде, принятие участия в оперативно-розыскных мероприятиях, а также непосредственное задержание подозреваемых и самих преступников;

Имеет ли право полиция обыскивать машину?

Но все они производят досмотр транспортных средств лишь в связи с осуществлением своих полномочий, в том числе при производстве по делам об административных правонарушениях, относящихся к их компетенции.

В повседневных условиях более вероятно столкнуться с проведением досмотра сотрудниками Госавтоинспекции.Согласно статье 27.

9 Кодекса об административных правонарушениях РФ досмотр транспортного средства заключается в его обследовании без нарушения конструктивной целостности.

То есть, в ходе досмотра вы обязаны выполнить требования показать салон, багажник и т.д., но, например, вскрытие внутренней отделки автомобиля в ходе досмотра невозможно.Досмотр транспортного средства проводится в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Имеет ли право полицейский проводить личный досмотр без понятых

Личный досмотр – это осмотр непосредственно человека и вещей, в которые он одет.Личный досмотр не предполагает предварительного получения каких-либо документов, санкций (как ордер на обыск) и нарушения конструктивной целостности вещей (например, разрезание подкладки одежды).

При досмотре обязательно присутствие двух понятых того же пола.

Источник: https://ukpravoedelo.ru/kto-imeet-pravo-dosmatrivat-sotrudnika-policii-74558/

Имеет ли право полиция… Часть 2

Это продолжение темы, начатой нами ранее. Рассмотрим иные обстоятельства, при которых вам приходится общаться с полицией.

Итак, имеет ли право полиция обыскивать на улице?

Вопрос распространенный, но надо определиться с понятиями. Говоря «обыск», в повседневной жизни мы чаще всего имеем в виду «досмотр» (административная процедура) или «обыск» (следственное действие в уголовном процессе). Существует также такая процедура как «осмотр». Начнем с последнего.

Осмотр граждан

Осматривают, например, на публичных и массовых мероприятиях. Осматривают при входе (въезде) на объекты, охраняемые полицией. Ключевое отличие осмотра от досмотра и обыска – добровольность.

Вам предлагают пройти через рамку, открыть сумку, расстегнуть куртку и т.п.

От всего этого вы можете отказаться, и в таком случае вам грозит только то, что вы не будете допущены на территорию, где проводится массовое мероприятие, или на охраняемый объект.

Личный досмотр

Досмотр и обыск – мероприятия, не требующие вашего согласия.  Однако перед их применением вам должны быть разъяснены ваши процессуальные права и причина досмотра (обыска). Всегда в таких случаях ссылайтесь на часть 4 статьи 5 Федерального закона «О полиции».

Личный досмотр и досмотр находящихся при вас вещей проводятся, чтобы обнаружить орудия совершения либо предметы административного правонарушения. При этом досмотр вещей осуществляется без нарушения их конструктивной целостности.

В общем-то о правонарушении доподлинно может быть и неизвестно. Достаточно того, что у полиции есть некие данные, что вы имеете при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотики, психотропные вещества, ядовитые или радиоактивные вещества.

При досмотре обязательно присутствие двух понятых; если ведется личный досмотр – понятых одного с вами пола.  Однако в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей могут быть осуществлены без понятых.

О досмотре составляется протокол. Либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В любом случае в протоколе указываются дата и место составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

Если применялась фото- или киносъемка, видеозапись, иные способы фиксации досмотра и вещественных доказательств – об этом тоже указывается в протоколе, а сами такие материалы прилагаются к протоколу.

По окончании досмотра вам предложат подписать протокол. Внимательно прочитайте его. Если с чем-то не согласны – укажите об этом письменно в протоколе. Можете и не подписывать, но отсутствие вашей подписи не сделает его недействительным.

В него будет внесена запись о вашем отказе. Попросите копию протокола себе – вы имеет на это полное право (статья 27.7 Кодекса об административных правонарушениях). Иначе протокол  может пополниться неожиданными для вас подробностями.

Добавим также, что исходя из пункта 16 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции» досмотр (именно досмотр, а не осмотр) проводится сотрудниками полиции в отношении пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами. То есть если у полицейского возникают подозрения, что у пассажира метро есть запрещенные предметы, он имеет полное право провести досмотр, а пассажир, соответственно должен подчиниться.

Что из себя представляет личный досмотр? Никаких подробных нормативных актов по этому поводу в органах внутренних дел нет, по крайней мере в открытом доступе. А жаль. Было бы полезно иметь документ с описанием различных нюансов данной процессуальной меры на подобие того, который утвержден Минтрансом России – «Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров».

Можно лишь напомнить об одном из принципов, закрепленных в Кодексе об административных правонарушениях, который, безусловно, относится и к личному досмотру: при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство. Ссылайтесь на часть 3 статьи 1.6 КоАП РФ.

Личный обыск

Как мы уже упоминали выше, в рамках уголовного процесса проводится именно «обыск». Если говорить об обыске гражданина – «личный обыск».

У данного мероприятия есть общее с личным досмотром. Главное отличие – это основание проведения: личный обыск производится  при наличии достаточных данных полагать, что у какого-либо лица (подозреваемого или обвиняемого) могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

По общему правилу для личного обыска требуется постановление следователя. Но он может проводится и без оного — при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Не будем здесь углубляться в вопрос о том, как становятся подозреваемыми и обвиняемыми. В большинстве случаев, если лицо находится в этом статусе, то личный обыск уже не станет для него полной неожиданностью.

Но есть исключение: если лицо становится подозреваемым в результате его задержания по подозрению в совершении преступления.

Данное мероприятие оказывается сопряженным с личным обыском и проводится в следующих случаях:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Как видите, «достаточность данных» полагать, что у вас могут находиться орудия преступления, предметы и ценности, имеющие значение для уголовного дела — вещь  субъективная. Некие очевидцы могут указать на вас как на лицо, совершившее преступление, это станет основанием для вашего задержания, для оценки вас в качестве подозреваемого и одновременно – для личного обыска в отношении вас.

Чем вы можете себя обезопасить и предотвратить возможные злоупотребления? Повторим,  требуйте разъяснения вам ваших процессуальных прав и причин обыска (часть 4 статьи 5 Федерального закона «О полиции»).

С момента задержания вы имеете право на адвоката (статья 49 Уголовно-процессуального кодекса РФ), право знакомиться с протоколами и давать на них свои замечания (статья 46 УПК РФ).

По поводу протоколов – применимо всё то, что мы уже говорили в рамках личного досмотра.

Также как и личный досмотр, личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

К личному обыску применим общий для уголовно-процессуальных мероприятий принцип, сформулированный в части 1 статьи 9 УПК РФ:  в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.

Помните, что в случае, если личный обыск будет проведен с нарушением требований закона, доказательства, полученные в результате такого обыска, будут являться недопустимыми. А недопустимые доказательства не имеют юридической силы и в последующем не смогут быть положены в основу обвинения.

Источник: https://www.vvcl.ru/2013/09/imeet-li-pravo-politsiya-chast-2/