Положение о порядке проведения технического расследования. О порядке проведения технического расследования причин инцидентов

Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах (Порядок расследования инцидентов) – это нормативный документ, декретирующий регламент установления и выяснения первопричин инцидентов и аварийных ситуаций на опасных объектах, а также устанавливающий порядок их исследования и оформления. Разработаем и согласуем положение о порядке технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах. Стоимость – от 25 т.р. Сроки разработки – от 14 дней.

Необходимость наличия на предприятиях, применяющих ОПО, разработанного и согласованного ПРИ установлена статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ. Статья предписывает данным эксплуатирующим организациям следующие обязанности:

  1. Исследовать факторы, спровоцировавшие аварийную ситуацию на ОПО и предпринимать действия направленные на их искоренение и профилактику аналогичных аварий.
  2. Вести учет аварийный и нештатных ситуаций на опасных производственных объектах.
  3. Своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти о числе случившихся на ОПО аварийных ситуаций, источниках их происхождения и предпринятых действиях по их устранению.

Содержание

Каким предприятиям необходимо разрабатывать ПРИ?

Положение о порядке расследования инцидентов является обязательным документом для всех предприятий, использующих в своей производственной деятельности опасные объекты, вне зависимости от установленного класса опасности для применяемых опасных производственных объектах.

Для каких целей составляется и утверждается Положение о расследовании причин инцидентов?

  1. Реализация неукоснительных требований законодательства в области промышленной безопасности.
  2. Документальное закрепление требуемого регламента определения и расследования причин инцидентов на ОПО предприятия.
  3. Оказание содействия государственным структурам в установлении причин инцидентов на эксплуатируемых опасных производственных объектах.
  4. Выявление и исследование всех обстоятельств и факторов, послуживших причиной происхождения аварии или производственного травматизма на опасных объектах предприятия.
  5. Определение размеров причиненного ущерба и установление перечня должностных лиц предприятия, виновных в случившемся инциденте.
  6. Детализированный учет и фиксация всех аварийных (нештатных) ситуаций, произошедших на ОПО.
  7. Составление плана мероприятий, направленных на заблаговременное упреждение аналогичных аварий и инцидентов.

Перечень основных разделов ПРИ и их содержание

  1. Основные положения.
    1. Перечень применяемых нормативных законодательных актов.
    2. Используемые термины, понятия и определения.
    3. Общие сведения:
      • информация о должностном лице предприятия, разработавшем Положение;
      • определение целей и задач порядок расследования инцидентов.
  2. Перечень потенциально вероятных инцидентов на опасных объектах предприятия:
    1. Изложение наиболее вероятных сценариев аварийных (нештатных) ситуаций и случаев производственного травматизма для каждого ОПО предприятия.
    2. Информационные данные, характеризующие технические (производственные, технологические) особенности опасных объектов.
  3. Регламент проведения процедуры установления причин аварий, их анализа и учета:
    1. Задачи технического исследования.
    2. Принципы оперативного информирования о случившемся инциденте.
    3. Условия формирования комиссии для выяснения причин произошедшего инцидента (аварии, несчастного случая).
    4. Критерии оценки корректности и объективности результатов работы комиссии.
  4. Правила оформления и регистрации результатов установления и рассмотрения причин аварий и инцидентов:
    1. Перечень сведений, подлежащих обязательному рассмотрению комиссией по техническому расследованию.
    2. Фиксация результатов работы комиссии.
  5. Порядок исследования и регистрации аварий и инцидентов на предприятии.
  6. Приложения:
    1. Приложение № 1 – установленный режим оперативного извещения об аварии (инциденте) на опасных производственных объектах.
    2. Приложение № 2 – способы оперативного информирования о случаях повреждения здоровья работников опасных производственных объектах, подлежащих расследованию и учету (групповые, тяжелые, смертельные), возникших вследствие аварии на ОПО.
    3. Приложение № 3 – заключительный акт технического установления и исследования причин аварии, произошедшего на предприятии.
  7. Журнал регистрации аварийных ситуаций (инцидентов), возникших на опасных объектах предприятия.

Кем может разрабатываться ПРИ, порядок его согласования и утверждения

Действующая законодательная нормативная база в области промышленной безопасности обязывает все предприятия, эксплуатирующие ОПО, иметь разработанное Положение о порядке расследования причин инцидентов, не устанавливая определенных условий и требований к его разработчикам. Следовательно, любое предприятие при возникновении трудностей в процессе разработки порядок расследования инцидентов вправе обратиться за помощью в данном вопросе к специализированной компании.

Также, привлечение специализированной организации, профессионально занимающейся разработкой документации по промышленной безопасности, актуально в целях экономии времени. После составления ПРИ необходимо в обязательном порядке согласовать с органами Ростехнадзора (РТН).

Данная процедура длится в течение 30 рабочих дней, и в случае обнаружения сотрудниками РТН каких-либо недоработок предприятие получает отказ в согласовании предоставленного Положения.

Подобных нежелательных потерь временных ресурсов предприятия можно избежать, обратившись за помощью к профессионалам.

Перед тем, как направить на согласование порядок расследования инцидентов, его следует подписать должностным лицом, ответственным за реализацию производственного контроля и утвердить директором предприятия.

На что следует обратить внимание?

Предприятиям, эксплуатирующим ОПО, в процессе производственной деятельности которых имелись случаи возникновения аварий, необходимо с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца предоставлять в органы РТН следующие информационные сведения:

  1. Число произошедших аварий (инцидентов).
  2. Специфика произошедших аварий.
  3. Выявленные факторы, ставшие причиной аварии (инцидента).
  4. Проведенные мероприятия, направленные на искоренение факторов, спровоцировавших аварию.

Ответственность, предусмотренная за отсутствие ПРИ

Организации, применяемые в работе опасные объекты, не имеющие составленного и утвержденного ПРИ, могут понести финансовые издержки в виде административных штрафов в соответствии со статьей 9.1 КоАП РФ. В частности,

  1. Граждане – от 2000 до 3000 рублей.
  2. Должностные лица организации – от 20000 до 30000 рублей (либо лишение права занимать данную должность сроком от 6 до 12 месяцев).
  3. Юридические лица – от 200000 до 300000 рублей (либо запрет на осуществление производственной деятельности продолжительностью 90 дней)

Выявленные аналогичные повторные нарушения интерпретируются как грубые и предполагают наложение штрафов повышенных размеров, а именно:

  1. На работников предприятия, курирующих вопросы обеспечения промбезопасности – от 40000 до 50000 рублей (или освобождение от занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет);
  2. На организации – от 500000 до 1000000 рублей (либо запрет на осуществление деятельности сроком до 3 месяцев).

Источник: http://sot1.ru/prombezopasnost/polozhenie-poryadke-rassledovaniya-prichin-intsidentov

Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов и аварий

/ Услуги / Промышленная безопасность / Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов и аварий

Эксплуатация опасного производственного объекта связана с оформлением множества документов. В частности, необходимо составить положение о порядке технического расследования причин инцидентов и аварий (упрощенно ПТР). При этом не имеет значения, какой класс опасности присвоен конкретному объекту.

Разработка ПТР – требование закона

О необходимости составления указанного документа сообщается в ст. 9 ФЗ-116. Закон обязывает предприятия с действующими ОПО выполнять следующее:

  • выявлять, всесторонне анализировать и оперативно устранять факторы, которые привели к аварии;
  • сводить к минимуму риск возникновения инцидентов, предпринимая профилактические меры;
  • без промедления информировать органы власти о случившемся на производственном объекте.

Для предприятий, игнорирующих требование о разработке документа по расследованию причин аварий, предусмотрена ответственность.

Это крупные финансовые издержки, которые еще больше увеличиваются при повторных нарушениях (к примеру, для юридических лиц изначально назначается штраф до 300 тыс. рублей).

Наказание также может заключаться в отстранении от должности конкретного лица или приостановлении деятельности ОПО на определенный срок.

Положения о расследовании инцидентов

В каждом случае положение, касающееся возникновения нештатных ситуаций, имеет свои нюансы. Оно разрабатывается согласно установленной форме с учетом специфики производственного объекта. В документе присутствуют разделы:

  1. Основные положения. Здесь перечисляются сопутствующие нормативные акты, объясняется значение терминов. Дается информация о лице, ответственном за составление документа, обозначаются цели исследования инцидентов.
  2. Перечень опасных ситуаций, с которыми существует риск столкнуться. Предположения строятся на основе информации об особенностях производственного объекта. Излагаются вероятные сценарии неблагополучного развития событий. Просчитываются последствия теоретически возможных аварий.
  3. Регламент мероприятий по выявлению причин произошедшего. Описываются условия создания соответствующей комиссии. Устанавливается последовательность проведения расследования. Целью процедуры является не только выяснение причин, но и нахождение виновных ответственных лиц, а также определение размеров нанесенного ущерба. Называются критерии, позволяющие оценить корректность и объективность полученных результатов.
  4. Требования по оформлению выводов и заключений по окончанию проделанной работы.
  5. Порядок регистрации несчастных случаев и аварий, происходящих на предприятии.
  6. Приложения. В них содержится информация о режиме аварийного оповещения, называются способы информирования о травмах персонала и прочее.
  7. Журнал регистрации инцидентов и чрезвычайных ситуаций. Этот раздел ПТР необходим для ведения статистики событий на производстве.

Необходимые документы для разработки Положения о техническом расследовании причин инцидентов

  1. Свидетельство о регистрации ОПО в госреестре ОПО, карты учёта, сведения об ОПО.
  2. Карточка предприятия.
  3. Организационная структура предприятия.
  4. Состав комиссии по расследованию инцидентов (должности, ФИО) – образец Приказа может быть предоставлен.

Обращение к профессионалам – разумное решение

Законодательная база в сфере промышленной безопасности содержит требование о том, чтобы в каждом случае эксплуатации ОПО было составлено положение о порядке расследования причин инцидентов и аварий. Однако отсутствуют условия относительно разработчиков такого документа. При любых затруднениях предприятие вправе прибегнуть к услугам специалистов в этом вопросе.

Мы разрабатываем указанный документ в соответствии с нормами закона. Положение оформляется согласно установленным правилам.

Привлечение сотрудников нашей организации, способных оказать профессиональную помощь в составлении ПТР, поможет избежать ошибок и значительно сэкономить время.

Для получения более подробной информации, Свяжитесь с нами по ExpertVR@mail.ru, по тел. 8(499)390-06-20 , или Заполните форму ниже:

Для консультации или расчета стоимости напишите нам:

Мы благодарим Вас за обращение!

Наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время. Режим работы нашей компании: пн.-чт. с 9 до 18, пт. с 9 до 17 часов (время московское).

Также Вы можете позвонить нам по телефону в Москве: +7 (499) 390-06-20

Источник: https://expertvr.ru/uslugi/promyshlennaya-bezopasnost/polozhenie-o-poryadke-provedeniya-texnicheskogo-rassledovaniya-prichin-incidentov/

Положение порядке проведения технического расследования инцидентов. Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов и аварий

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 г.

N 480 “Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору” (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 г. N 480
“Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору”

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.

N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст.

3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

2.

Считать не подлежащей применению Инструкцию о порядке технического расследования и учета утрат взрывчатых материалов в организациях, на предприятиях и объектах, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России, утвержденную постановлением Госгортехнадзора от 18 июня 1997 г. N 21 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 1997 г., регистрационный N 1374; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, N 16).

Регистрационный N 22520

Установлен новый порядок технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, подконтрольных Ростехнадзору.

Об аварии или инциденте руководство организации, эксплуатирующей объект, оперативно сообщает в территориальный орган Службы, вышестоящую организацию, местным властям, в региональную трудовую госинспекцию, профсоюз, страховщику, а также в прокуратуру.

Об утрате взрывчатки следует в течение суток проинформировать территориальные органы Ростехнадзора, ФСБ России, МВД России и прокуратуру.

Если имел место несчастный случай (тяжелый, групповой, а также со смертельным исходом), направляется отдельное оперативное сообщение.

Принимаются меры по сохранению обстановки на месте аварии (инцидента, утраты), локализации и ликвидации ее негативных последствий.

Для расследования причин аварий и случаев утраты промышленной взрывчатки создается специальная комиссия во главе с представителем Ростехнадзора или его территориального органа. Регламентированы ее состав и порядок работы.

Срок расследования зависит от характера происшествия, но не может превышать 30 рабочих дней. До выяснения обстоятельств утраты взрывчатки и устранения ее причин может быть приостановлено действие выданной лицензии.

По результатам расследования составляется акт. Определяются меры по устранению причин и последствий аварии (утраты), обеспечению безаварийной и стабильной работы объекта. Виновные привлекаются к ответственности.

Порядок расследования причин инцидентов регламентируется внутренними документами организации, согласованными с территориальным органом Ростехнадзора. Ежеквартально ему подаются сведения о произошедших инцидентах.

В особом порядке расследуются причины аварий и происшествий на объектах электроэнергетики, нарушений законодательства о градостроительной деятельности.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 г. N 480 “Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору”

Разрабатывать положение о порядке технического расследования причин инцидентов должны все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I, II, III и IV классов опасности.

Когда ПТР необходимо разрабатывать заново?

ПТР разрабатывается заново в нескольких случаях:

1. В случае изменения данных юридического лица (индивидуального предпринимателя)

2.

В случае изменения технических данных опасного производственного объекта

3. В случае изменения регламентирующих документов

Какие документы регламентируют разработку ПТР?

1. Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21.07.1997 N 116-ФЗ

Источник: https://buhconsul.ru/polozhenie-poryadke-provedeniya-tehnicheskogo-rassledovaniya-incidentov/