Право и мораль черты сходства и различия. Соотношение между правом и моралью

Известно, что любые правовые нормы являются порождением морали и нравственных принципов. Но как сегодня соотносятся мораль и право? Сходства и различия этих двух категорий будут обозначены в нашей статье.

Понятие права

Что следует знать перед тем, как начать изучение сходств и различий морали и права? Краткая характеристика обеих этих категорий поможет более качественно разобраться в вопросе.

Правом называют систему общественных отношений, урегулированных законом. Ни одно государство не может существовать без права. Власть устанавливает определенные правила поведения в обществе, которые имеют обязательный для исполнения характер. В свою очередь, само общество добровольно формирует государственную власть, наделяя ее полномочиями.

Какими признаками обладает право? Во-первых, это нормативность. Создаются специальные сборники правил и норм, именуемые законами и подзаконными актами. Второй признак права – общеобязательность.

Все без исключения государственные акты должны исполняться всеми членами общества. Гарантированность и формальность составляют третий признак права.

Официальная форма, в которую заключены законы, служит неким гарантом их исполнения.

Понятие морали

Мораль является философской категорией. Существует даже целая дисциплина, посвященная этому понятию: называется она этикой.

Этика изучается как в вузах, так и в школах (характерно изучение понятийного аппарата и таблиц в 6 классе). Сходства и различия морали и права уже можно обнаружить.

Как известно, философия является “матерью” всех наук. Правовые дисциплины также тесно связаны с некоторыми философскими категориями.

Мораль образует собой систему норм, принципов, идеалов и прочих элементов, которые находят выражение в реальной жизни человека. Основными категориями морали являются добро и зло. Добро является гармоничной целостностью, а зло есть разрушение гармонии.

Основными функциями морали как философского понятия является оценочная, контролирующая и воспитательная деятельность. Мораль указывает наиболее общие правила поведения, а право расширяет и систематизирует их. К слову, именно в функциях обеих категорий кроются основные сходства и различия права и морали.

Философы о соотношении морали и права

Первые зачатки права появились несколько тысяч лет назад. Многим известны Законы Хаммурапи Месопотамии, писаные древнеегипетские нормы, римские 12 таблиц и прочие знаменитые источники.

О сходствах и различиях морали и права спорили такие мыслители, как Платон, Аристотель, Демокрит, Цицерон и многие другие. Философы старались отграничить право от морали и тем самым показать особую значимость социальных норм.

Вынося право как нечто особенное, более важное, чем мораль, можно было обозначить особую важность юридических норм.

И все же, что является основным отличием права от морали? Философы смогли догадаться, что разработка государством санкций за нарушение элементов морали стало первым шагом к появлению права. Выражаясь современным научным языком, юридическая норма права обрела целостную структуру.

Диспозиция – правило поведения – стала связанной с санкцией, наказанием за нарушение диспозиции. Окончательное развитие право получило, когда стало письменным.

Закрепленные на материальных носителях нормы передавались из поколения в поколения, постепенно совершенствуясь и приобретая более целостную структуру.

Таким образом, нельзя говорить о полном несоответствии права и морали. Это две взаимосвязанные системы, равнозначно действующие и по сей день.

Единство понятий

Необходимо разобраться, что же общего существует между нравственностью и правом. Все-таки, право – относительно молодая категория, появившаяся всего несколько тысяч лет назад. Гораздо большее количество времени люди руководствовались соображениями альтруизма – родоначальника морали.

Именно благодаря альтруизму люди жили на общинных началах, объединялись в группы и совместно трудились. Можно сказать, что создавались предпосылки к будущей социально-экономической системе.

Это и является первым сходством рассматриваемых категорий: и право, и мораль представляют собой надстроечное явление над общественным и экономическим базисом.

Мораль включает в себя все общечеловеческие ценности. Право базируется на системе морали. Здесь можно обнаружить второе объединяющее звено: и право, и мораль имеют своей целью утверждение нравственности в обществе. Под нравственностью понимается гуманное отношение людей друг к другу, взаимопомощь и верховенство справедливости.

Сферы действия

Следует ненадолго отвлечься от разбора сходств и различий права и морали и посмотреть на области функционирования обеих категорий.

Известно, что право выражает волю государственной власти, народа и различных социальных групп. Мораль же не имеет столь четкой классификации. Она распространяется на все группы общества – независимо от слоев и классов.

Мораль не бывает федеральной и региональной – все ее нормы известны большинству людей.

Нормы права содержатся в нормативных актах. А где содержатся нормы морали? Существует ли сборник, где они зафиксированы? На самом деле, нравственных норм так много, что уложить их все в письменном виде попросту невозможно.

Каждый человек сам поймет, что морально, а что нет. Кто-то приходит к нравственности через религию, а кому-то хватает принципов социального гуманизма. Одни люди руководствуются только законами, но жизнь их можно назвать безнравственной.

Другие же считают, что мораль превыше любого права.

Сфера действия является первым и основным отличием права от морали. Так, совокупность юридических норм является лишь частью нравственности. При этом законы императивны, обязательны для исполнения, а нормы морали – нет.

Различия между моралью и правом

Сходства и общие признаки рассматриваемых категорий очевидны. Связаны они с эволюцией нравственности, преобразованием ее в право. В случае же с отличиями все несколько сложнее.

За нарушение норм морали не установлены формальные наказания. Объяснить это очень просто: не каждая норма морали считается правовой, но каждая норма права – моральная. Невозможно собрать и систематизировать абсолютно все нравственные правила, и установить за их нарушение санкции. Тем не менее, рассматриваемая сфера постоянно совершенствуется.

Правовые нормы более детализированы. Философы, а после юристы брали одно правило морали, после чего придавали ему более четкую и конкретную форму. Так появлялись нормы права.

Взаимодействие категорий

В чем заключается взаимосвязь права и морали? На этот счет есть много теорий, но самая простая связана с понятием взаимопроникновения. Законы воплощают в себе мораль. Это значит, что закон является порождением нравственности. Но как происходит эволюция морали в право?

Одна из тем учебной программы 10 класса – “Сходства и различия морали и права”. Таблицы, иллюстрации, определения – все это включено в курс изучения обществознания. Здесь же познается соотношение этих двух категорий. Иногда приводится иллюстрация.

Например, в обществе была обнаружена существенная проблема. Чтобы ее решить, необходимо сформировать правило поведения, которое должно соответствовать морали. Выстраивается диспозиция. За ее нарушение вводится определенная санкция.

Так появляется норма права.

Таким образом, характерной чертой взаимодействия права и морали является вычленение одной категории из другой, а также дальнейшая ее эволюция.

Таблица сходств и различий

В 7 классе мораль и право соотносятся в виде таблицы. Схемы и рисунки играют важную роль в школьном обучении. Они помогают качественно усвоить пройденный материал.

Таблица отличительных особенностей рассмотренных категорий выглядит следующим образом:

Мораль Право
Отличия
  • возникает раньше государства;
  • широкое содержание;
  • выражение общественного мнения;
  • оценивание поведения людей.
  • возникновение вместе с государством;
  • юридическое закрепление;
  • регламентированность;
  • детализированность, систематизированность.

Сходства морали и права в таблице выглядят следующим образом:

Мораль и право
Сходства
  • обусловленность социальными интересами;
  • нормативность;
  • регулированность;
  • воздействие на поведение;
  • преобладающая диспозитивность (в основном, добровольность реализации).

Таким образом, мораль и право – это родственные категории, которые, тем не менее, имеют больше отличий, нежели сходств.

Источник: https://FB.ru/article/362664/moral-i-pravo-shodstva-i-razlichiya-sravnenie

Соотношение права и морали

Изначально, с момента появления первобытных общин, возникли нравы. Обычаи или нравы близки к инстинктам, следуя которым индивиды не раздумывали для чего и зачем их соблюдать, потому что так издавна было заведено. Нравы сплотили социум, но развитие застыло в «мертвой точке», так как нравы «сдавливали» порывы творчества, фантазии и стремления к переменам.

Соотношение морали и права тождественны в социуме и сознании личности, и подразумевают нормативный строй, поскольку объединены социальным назначением, управляющим поступками, поведением и культурой. Нормы государства пронизывают фундамент нравственности взаимоотношений между людьми.

Законодательство, как способ воплощения идеалов нравственности и гуманизма социума, этика же – система эпохально-предопределенных воззрений, признаний и порядка, правил и убеждений, указывающих на образ действий, со стороны аспектов добра и зла. Этические принципы, являющиеся социальным институтом, выражают важный аспект представления о добре и зле, одна из конфигураций сознания социума.

Законодательство исключено без нравственности и этики, предопределяясь юридическим и общеобязательным строем указаний.

Государство создает необходимые условия для существования, выражая волю и требования государства.

Принятые законодательные и нравственно-этические принципы, отмеченные в обычаях людей, отражают социально-историческую потребность социума, сознательно и добровольно придерживающиеся социумом.

Система права

Делится на три составляющих компонента:

  1. Нормы закона – общеобязательные, формальные и теоретические модели и критерии оценок законного или незаконного поведения, зафиксированные государством.
  2. Институт права демонстрирует небольшую, устойчивую и изолированную группу юридических понятий, управляющих разновидностью общественных отношений (заключение трудового договора на выплату заработной платы или соблюдения трудовой дисциплины).
  3. Законодательная отрасль координирует связи общественности. Данная отрасль взаимосвязана с устройством обширной сферы деятельности социума, государства и иных субъектов права. Современное общество объединяет следующие основные отрасли: конституционное (государственное) и административное, финансовое и земельное, гражданское и трудовое, семейное и гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое права.

Определение сущности морали

Социальные стандарты тесно связаны с этикой и общепринятыми нормами. Этика основывается на понятиях о добре и зле. Этика с латыни переводится, как нравственность. Обязательные правила устанавливаются законодательством и государство должно охранять их.

Этика — это форма сознания общества и социальных групп. Она не является обязательной, формировалась на протяжении долгого времени.

В ходе истории моральные принципы обретали общепринятое распространение и сохранялись, как негласные нормы поведения, отношения между отдельными индивидами и убеждения.

Государство не имеет власти над контролем данного понятия и принуждать вести себя по тем или иным принципам. То есть социальные правила общепринятые, но необязательные, каждый решает сам для себя, какие этические принципы применять в жизни.

Общие черты права и морали

  • Этика и закон – многофункциональные вариации социальных норм, распространяющиеся на всех людей;
  • Регулируют порядок, налаживают поведение человека и жизни социума;
  • Допускают свободу и справедливость индивида с учетом ответственности за содеянное;
  • Основаны на культуре и социально-экономических интересах;
  • Поступки субъекта, порицаемые или поддерживаемые законом, критикуются и одобряются моралью;
  • Воспитывают в социальной среде возвышенные гражданские качества;
  • Законодательные нормы – фиксируют и защищают ценности морали;
  • Мораль обозначается качеством ценности критерия закона;
  • Компенсируют моральный вред со стороны права.

Различия между правом и моралью

Закон и нравы стремятся к одной единственной цели – координации интересов социума и личности, обеспечению и поддержанию порядка в обществе. Исполнение норм права во многом детерминировано нормами морали. Для эффективного действия, закон не должен возражать ценностям этических устоев. Ряд норм права, единовременно, фиксирует в законе нормы морали, подтверждая их юридическим позволением.

  • Закон – свод правил, возникающий с государством, своего рода, письменное принуждение со стороны государства, мораль – не принуждается и располагается в сознании;
  • Мораль – формируется и выражается с помощью права;
  • Закон не способен упорядочивать вкус, моду, любовь и дружбу, но без этого невозможно существование мораль;
  • Нормы морали вводятся в действие по мере их осознания, а нормы права – установленный срок;
  • Определенная законодательная система существует только в пределах одной страны, а мораль относится ко всему обществу, классам, социальным группам и профессиональным слоям.

Невзирая на различия, закон и мораль взаимосвязаны и тесно переплетены в своей структуре. Одно без другого не существует, потому противопоставлять и разделять их нет смысла. Высокая степень этики укрепляется законодательным режимом в обществе, благодаря чему выражается целостное их взаимодействие.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/pravo-i-moral.html

Введение

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры принадлежит праву и морали как наиболее важным социальным регуляторам, включенным в систему общественных отношений и непосредственно воздействующим на их развитие.

С момента сосуществования государства и общества люди (в частности, философы) начали задаваться вполне закономерными вопросами о том, «как право, созданное человеком соотносится с системой ценностей, придающих смысл и цель человеческой жизни и наделяющих ее именно теми качествами, которые отличают род людской от других живых существ». И это не случайно…

Общественные отношения динамичны – это результат постоянного воздействия на них ряда факторов (как субъективных, так и объективных), а потому нельзя отрицать и развитие системы социальных норм, в том числе права и морали, их изменчивость. С этой точки зрения интересны не столько механизмы влияния морали и права на общественные отношения, сколько, главным образом, взаимодействие этих понятий.

Итак, взаимосвязь морали и права как важнейших факторов общественной эволюции – один из ключевых вопросов, который и на сегодняшний день остается актуальным с точки зрения истории, права, философии.

Поэтому целью данной работы является изучение и анализ проблем, связанных с моралью и правом, а промежуточными задачами – выявление их соотношения по трем основным направлениям: сходства, различия, взаимодействие (взаимное влияние и противоречия, их причины и пути преодоления).

Для более глубокого исследования заданной темы необходимо сравнить разные точки зрения теоретиков права и государства и на основе анализа подходов сделать некоторые выводы, которые помогут в дальнейшем при написании курсовой работы.

1.1.1. Понятие права

Определений права, различающихся как отдельными нюансами, так и весьма существенно, в современной юридической науке предложено великое множество.

Например. «Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений»

«Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально- экономической, политической и духовной жизни»[1].

«Право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами или принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере демократизации общества, большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством».

Право – это система норм (правил поведения) и принципов, установленных или признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами населения страны, обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть до принуждения.

Право уже самим фактом своего существования избавляет общество от конфликтной ситуации своеволия и насилия, которой присуща «борьба всех против всех», и подсказывает людям наиболее приемлемые для всех (то есть наиболее бесконфликтные) модели поведения. В этом и представляется функция права как системы норм, направленных на предотвращение социальных конфликтов.

Право обладает достаточно эффективными способами и процедурами, необходимыми для регулирования и решения конфликтов. Именно ему принадлежит ключевая роль в системе выработанных с этой целью обществом социальных институтов.

1.1.2. Понятие морали

Мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе.

Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения).

Правовой морали соответствуют четыре проявления:

1. Мораль как знак, символ, миф. На этой ступени в символическом и мифическом сознании человека присутствуют в свернутом виде все последующие проявления морали и права.

2. Мораль и право как ценности. На этой ступени формируется феномен морально-правового сознания. Появляется «человек моральный».

3. Правовая мораль как социальная норма. На этой ступени человек приобретает новое качество, он становится «социальным»

4. Правовая мораль как знание. На этой ступени «человек социальный» превращается в «человека рационального». На смену морали приходят правила, этикет, юридические законы, освобожденные от нравственного содержания.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

«Золотым правилом» морали, известным с древнейших времен, является следующее: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»[2].

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания.

Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность.

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т.д.

) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности.

В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами

(совесть, гордость, стыд, раскаяние и т.п.).

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами.

Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т.д.

), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности.

Поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т.д. но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т.д.

2.1. Сходство права и морали

Некоторые авторы (в частности А.В.

Малько) выделяют конкретный перечень черт, определяющий сходство права и морали: во-первых, нормы, как моральные, так и правовые, в системе социальных норм являются универсальными регуляторами, распространяющимися на все общество; во-вторых, обладают единым объектом регулирования – общественными отношениями; в-третьих, имеют общую цель – урегулировать общественные отношения; в-четвертых, так или иначе, определяют границы свободы личности; в-пятых, являются достижениями цивилизации и культуры, кроме того, базируются на единых социально-экономических и духовных отношениях, именно общественных отношениях. С последним пунктом трудно поспорить. Так, А.В. Поляков пишет: «Мораль, как и право, имеет не государственную, а социальную природу»[3]. На этом основывано главное сходство морали и права, которые, являясь разновидностями социальных норм, имеют объективный характер, то есть зависят не от государственной воли, а от особенностей существующих в данном обществе отношений.

М.Н. Марченко выделяет следующие черты сходства двух исследуемых категорий: право и мораль «входят в содержание культуры общества», являются формами сознания, носят нормативный характер, преследуют общую цель – обеспечение и согласование интересов личности, общества, поддержание общественного порядка.

Л. И. Петражицкий, например, рассуждая о сходствах права и морали, утверждает: «Правовые переживания… по своему интеллектуальному составу ничем не отличаются от нравственных». То есть совершенно ясно, что как право, так и мораль, по Петражицкому, основываются изначально на «императивно-атрибутивных эмоциях» эмоциях, неких переживаниях – в этом их безусловное сходство.

Итак, среди всех точек зрения, безусловно, есть нечто общее. В частности, неоспорим тезис о важности морали и права для нормального, «здорового» функционирования общества и развития общественных отношений.

Кроме того, совершенно ясно, что как мораль, так и право, имеет определенную ценностную и нормативную окраску, а также развивается в одинаковых условиях – социально-экономических, политических, культурных – все зависит от хода истории.

Расходятся взгляды лишь на целевую направленность морали и права, но это более узкий подход, в широком смысле – конечная цель едина: «В обоих случаях речь идет о стремлении ввести определенные стандарты поведения, без соблюдения которых человеческое общество вряд ли сможет выжить.

И в большинстве этих основополагающих стандартов право и мораль дополняют и усиливают друг друга, сплетая надежную ткань общественной жизни».

2.2. Различие между правом и моралью

Большинство правоведов-теоретиков говорит о необходимости выявления различий морали и права, как «важных явлений социальной жизни». «История правовой мысли показывает, как часто имело место смешение права и морали, их отождествление, обусловленное нежеланием или неумением эти явления разграничивать», – и в этом А.В.

Поляков видит научную проблему, точнее проблему, которую можно разрешить лишь посредством научного исследования[4]. «Внешнее – право, внутреннее – мораль» и «свободное – мораль, принудительное – право» – этот подход, с точки зрения автора, примитивен, так как не способен в полной мере раскрыть сущность столь сложных явлений.

Мораль, по выражению А.В.Полякова, носит «интимный» характер, то есть определяет индивидуальное отношение личности к окружающей социальной действительности с точки зрения «должного». Естественно, как и многие исследователи, автор не может не согласиться с тем фактом, что мораль основана на совести человека.

Но принципиальное отличие морали от права заключается, по мнению автора, в том, что она как бы носит односторонний характер, то есть предполагает, что индивид лишь реализует свою моральную обязанность по отношению к другому индивиду, при этом возможности заставить его соблюдать нормы морали не предполагается – мораль лишена «элемента притязательности».

Мораль характеризуется универсальностью, так как регулируют весь спектр общественных отношений, а право – лишь наиболее важные из них, которые носят регулярный характер и объективно нуждаются в упорядочивании.

Наиболее полная классификация различий морали и права дана А.В. Малько.

В соответствии с ней мораль и право различаются по происхождению (мораль возникает вместе с обществом, а право – вместе с государством); по форме выражения (мораль содержится в общественном сознании, а право – в специальных актах), по сфере действия (в то время как мораль может регулировать практически все общественные отношения, право, как упоминалось ранее, лишь наиболее важные), по времени введения в действие (нормы морали – с момента осознания их членами общества, а нормы права – в строго установленный срок), по способу обеспечения (моральные нормы обеспечиваются общественным воздействием, а правовые – мерами государственного принуждения), по критериям оценки общественных отношений (мораль – с точки зрения справедливости и несправедливости, добра и зла и др., а право – с позиции законности и незаконности.

Однако данная классификация условна и потому требует дополнения и пояснения.

С.С.

Алексеев, например, выделяет лишь три характерные черты, отличающие мораль от права: во-первых, мораль нацелена на то, чтобы общечеловеческие ценности воздействовали на человека «изнутри», право же – внешний регулятор, во-вторых, под моралью всегда подразумевается некая «область чистого сознания», которая не требует обязательного внешнего выражения и закрепления, напротив, право – прежде всего, писаное право – это регулятор институционного характера, и, в-третьих, (это схоже с мнением А.В. Полякова) сущность морали сосредоточена на долге, обязанности, ответственности, а право в первую очередь ведет речь о дозволениях, субъективных правомочиях. Руководствуясь последним пунктом, можно утверждать, что именно мораль носит более суровый характер. Однако О.Э. Лейст считает по-другому: «Право грубее и злее морали, оно чаще подвержено злоупотреблениям, особенно власть имущих, составляющих законы и применяющих их на практике». Исследователь в данном случае ставит ударение на негативном воздействии на общество государственной воли, которая выражена в позитивном праве.

Источник: http://student.zoomru.ru/gospravo/sootnoshenie-prava-i-morali/123114.970683.s1.html