Приказы определение в истории. Приказы

приказы

— органы центрального управления в России XVI—начале XVIII вв. Местные органы дворцового управления в XVI—XVII вв. Название стрелецких полков в XVI—XVI! вв. Словарь исторических терминов

:

См. в других словарях

1.

  1) органы центрального управления в России XVI нач. XVIII вв; 2) местные органы дворцового управления в XVI-XVII вв; 3) название стрелецкого полка в XVI-XVII вв. …

Краткий терминологический словарь по курсу “Отечественная история”

2.

  органы центрального управления в России XVI начала XVIII в. Их наименование произошло от термина “приказ”, употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. XVI в. Складывание приказной системы управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства и было вызвано усложнением задач, стоявших перед молодой самодержавной монархией. Приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Для многих приказов было характерно совмещение судебной, административной, финансовой функций, а также соединение функционального управления с территориальным. К середине XVII в. общее число приказов достигло 60. В начале 1720 -х гг. приказы были заменены коллегиями. …

Краткий исторический словарь

3.

  орган центрального отраслевого управления в России в XVI нач. XVIII в. …

Краткий словарь историко-правовых терминов

4.

  органы центрального управления в России XVI начала XVIII в. Их наименование произошло от термина “приказ”, употребляемого в смысле особого поручения. Применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. XVI в. Первые приказы (Дворец и Казна) появились при Иване III. Складывание приказной системы управления завершилось при Иване IV. Формирование системы центрального управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства. Приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Для многих приказов было характерно совмещение судебной, административной, финансовой функций, а также соединение функционального управления с территориальным. К середине XVII в. общее число приказов достигло 60. В начале 1720-х гг. приказы были заменены коллегиями. (См. также схему «Органы власти и управления во второй половине 16 в.»)   …

История России с древнейших времен до 1917 года

5.

  Центральные органы государственного управления и контроля. Начинают формироваться при Василии III и окончательно складываются при Иване Грозном. Это начало отраслевого принципа в системе российского управления. Позже они получили право суда и принятия законов в рамках их компетенции. Приказы обеспечивали управление централизованным государством. Одним из первых приказов была Челобитная изба во главе с А.Адашевым. По сути это был высший контрольный орган государства. Иностранными делами ведал Посольский приказ во главе с дьяком Иваном Висковатым. Он руководил внешней политикой страны 20 лет, был казнен в годы опричнины. Поместный приказ распределял поместья и вотчины. Разрядный приказ был прообразом генерального штаба, т.к. вместе со Стрелецким приказом ведал вооруженными силами и их обеспечением. Борьбой с преступностью занимался Разбойный приказ. Сибирский управлял присоединенными сибирскими территориями. Приказная система просуществовала почти 200 лет и была реорганизована в период петровских реформ. …

Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

6.

  1) органы центрального управления в России в 16 начале 18 вв. В основном имели судебную функцию (Земский П., Поместный П., Казенный П., Посольский П. и др.). Наряду с общегосударственными были П. с областной компетенцией (Казанского дворца П., Сибирский П. Новгородская четь и др.). Структурно подразделялись на столы и повытья. Стоявшие во главе П. лица в 17 в. получили название судей, наиболее крупные П. возглавляли судьи в чине боярина или окольничего. Непосредственное делопроизводство велось дьяками. В начале 18 в. заменены коллегиями. 2) Местные органы дворцового управления в 16-17 вв. (Новгородский, Псковский дворцовые П.). 3) Название стрелецких полков в 16-17 вв. …

Энциклопедия “История отечества”

Вопрос-ответ:

Определение термина приказы

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

Источник: http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B

Классификация приказов по видам и срокам хранения – СИЗ, нормы, инструкции

   Приказы относятся к распорядительным документам фирмы. Виды приказов в организации делятся только на два типа – по основной деятельности и по личному составу.

Вместе с изменением трудового законодательства претерпело изменение и отношение к применению некоторых форм документов, в том числе и приказов. Так что, можно теперь не применять принятые формы Т-1, Т-2 и т.д.

? Как их систематизировать, хранить и менять форму сейчас разберёмся.

Немного истории

Вплоть до конца 2010 года законодателями скрупулёзно собирались статистические данные по всем видам деятельности, на основании которых разрабатывались формы приказов. Основные документы, связанные с трудовыми отношениями, индексированы литерой «Т».

С начала 2013 года унифицированные формы документов, которые обязаны были применять все делопроизводители, утратили свой титул обязательности. Но актуальными они быть не перестали, ведь зачем изобретать новые виды или формы документов, если есть уже адаптированные под каждый вид деятельности? Можно либо пользоваться уже принятыми, либо утвердить свои формы документов.

То есть можете уже без опаски применять произвольные формы приказов вместо утверждённых ранее, но суть они должны отражать чётко.

Классификация приказов по видам и срокам хранения

Во всех организациях приказы делятся на два вида:

  • по основной деятельности;
  • по личному составу (или по персоналу).

Каждый вид можно разбить ещё на несколько подкатегорий, но тут всё зависит от направления компании.

Важная рекомендация

Дабы не перегружать себя лишними делами, утверждайте только те формы, которые действительно вам нужны, ничего лишнего.

Приказы по основной деятельности можно разделить:

  • на общие по организации;
  • по отделам;
  • по хозяйственной или административной деятельности.

А по личному составу приказы можно разбить на такие виды:

  • о приёме;
  • переводе;
  • увольнении;
  • по дисциплине;
  • об отпусках.

   И, чтобы не теряться в бумагах, приказы нужно индексировать. Индексы вы можете применять любые, но чаще всего приказу задают индекс по первой букве его объекта.

Например, приказы о приёме индексируются буквой «П», об увольнении – «У» и т.п. После индекса ставится его регистрационный номер. Приняли первого работника в этом году, номер его приказа будет 1-п; у второго 2-п.

Так они и будут располагаться и в деле (в папке с приказами), и отражаться в журнале регистрации.

Классификация приказов по срокам хранения зависит от их видов. Почти все приказы по персоналу должны храниться 75 лет! Такой срок, по мнению законодателей, необходим для уточнения в любой момент стажа, а поэтому правильного расчёта пенсии. Сроки, например, такие:

  • приказы о приёме, переводе, увольнении – 75 лет;
  • по основной деятельности – 1 год;
  • об отпусках, командировках – 5 лет;

Соответственно и журналы учёта приказов хранятся столько же. Перечень документов велик, поэтому часть его для примера можете посмотреть вот тут.

Как оформить приказ

Если вы не хотите пользоваться принятыми формами, а разработать свою, или адаптировать унифицированную под себя, нужно придерживаться правил. Согласно Инструкции ФТС, приказы должны содержать:

  • название фирмы;
  • дату и номер приказа;
  • заголовок (например, «Об утверждении штатного расписания»);
  • текст;
  • подпись директора;
  • отметки о согласовании или ознакомлении;
  • отметка об исполнителе (обычно пишется мелким шрифтом внизу страницы).

При этом нужно иметь в виду:

  • сначала пишется преамбула (это изложение событий, в связи с которыми и издаётся приказ. Можно начать словами «во исполнение» или «в целях». Если основание приказа – другой документ, например, соглашение о переводе на другую работу, то указывается его название, номер и дата);
  • затем идёт слово «приказываю»;
  • готовится распорядительная часть (должна содержать требование. Если оно не одно, нужно разделить их на пункты или подпункты);
  • одним из пунктов распорядительной части будет перечисление исполнителей приказа;
  • последний пункт – данные о том, кто будет контролировать исполнение приказа;
  • если документ отменяет действие другого документа, то должен включаться пункт об этом. Например такой: «Признать утратившим силу….»;
  • все согласования и ознакомления оформляются так: подпись, должность, расшифровка, дата;
  • подпись директора оформляется так: должность, личная подпись, инициалы, фамилия;
  • проекты приказов обязательно согласуются с юристом;
  • если затронута финансовая составляющая, то с главбухом тоже нужно приказ согласовать.

После того, как по вышеуказанным правилам вы составили проект приказа, согласуйте его и утверждайте директором. По этому плану вы будете готовить остальные приказы.

Внимание!

Важно: в унифицированных приказах по персоналу нет ни преамбулы, ни констатирующей части. Поэтому, если будете утверждать свою форму таких приказов, об этом не забудьте.

Как регистрировать приказ

   Прежде чем начать регистрацию, удостоверьтесь, что начальство одобряет вашу форму. Унифицированную форму утверждать не надо, она Госкомстатом уже утверждена.

Для начала в журнале регистрации приказов ставим номер и дату, основание и название приказа. Если приказ по личному составу, то и фамилию, и должность сотрудника пишем.

Оформляем сам приказ – вносим все данные, которые нужно вносить. К приказу подкалываем основание, например, заявление. Если заявления у вас в другом деле хранятся, то к приказу нужно подшить копию заявления. Хотя, чтобы не перегружать дела, всё же не заводите лишних папок.

Приказ подписываем директором и указанными в нём лицами. После этого документ помещается в дело, а копии раздаём всем заинтересованным. Если документ по персоналу, то его копию отправляем в личное дело работника.

Выписка из приказа

Иногда проверяющие ГИТ или прокуроры требуют предоставить какой-то приказ. Если документ касается нескольких работников, а вопрос рассматривается только в отношении одного, то можно сделать выписку.

Выписка из приказа — это, по сути, выдержка из распорядительной части приказа, но по назначению – отдельный документ. Вот как оформляется выписка (пример выписки):

  • полностью копируется шапка и преамбула приказа, его номер и дата (только слово «Приказ» заменяют на «Выписка из приказа»);
  • в распорядительную часть переносится только нужный фрагмент;
  • указывается должность, инициалы и фамилия подписавшего приказ (без личной подписи!);
  • выписка заверяется (словом «Верно», дата, подпись, должность и печать).

К сведению

Так как виды приказов в организации различаются, то и выписки будут различаться. Отдельного дела под выписки можно не заводить, регистрируйте их в исходящей документации.

Источник: http://pravo-v-dele.ru/deloproizv/prikazy/kak-sostavit.html

Классификатор приказов | Статьи | Журнал «Кадровое дело»

На каждом предприятии руководителем подписывается большое число различных видов документов. Для их удобного хранения и учета они должны быть систематизированы и классифицированы.

В первую очередь это касается таких распорядительных документов, как приказы руководителей.

В сегодняшней статье мы расскажем на какие виды делятся приказы, сколько времени хранится каждый из видов, а также для чего необходимо использовать классификатор приказов.

Итак, из этой статьи вы узнаете:

  • что такое классификатор приказов;
  • какие виды распорядительных документов бывают;
  • как систематизировать приказы на предприятии.

Документы, с которыми работает кадровая служба, называются кадровыми документами. Их традиционно делят на три группы:

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедия кадровых приказов от Системы Кадры.

Скачать все приказы

  • организационные;
  • распорядительные (приказы по основной деятельности и личному составу, распоряжения, указания, решения);
  • информационно-справочные.

Приказ представляет собой локальный нормативный распорядительный акт организации. Его действие распространяется только на сотрудников этой организации. Каждый из приказов должен храниться в соответствующей папке.

Чтобы было удобнее находить нужный документ и пользоваться им, применяют классификатор.

Классификатор приказов представляет собой систематизированный перечень правильно сформулированных заголовков приказов, которые издаются в организации.

Классификатор приказов

Когда руководитель издает приказ, этот документ, как и все остальные локально-нормативные акты, не должен противоречить российскому федеральному законодательству или законодательству субъектов Российской Федерации. Приказами в первую очередь оформляются решения нормативного характера, а также решения по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам внутренней работы предприятия.

Источник: http://rossiz.ru/klassifikatsiya-prikazov-po-vidam-i-srokam-hraneniya/

Приказы определение в истории. Приказы

Итак, что это было за ведомство? Поместный приказ в 16-17 вв., или поместная изба в более позднее время, занимал центральное место в управлении Московского государства.

Это было второе по значимости после Разрядного ведомство. Если последний распределял ключевые должности и посты, то Поместный приказ управлял поместным и вотчинным землевладением.

Чтобы понять по-настоящему его значимость, перейдем к ключевым понятиям видов землепользования.

Что такое вотчина

В 16-17-м вв. Московия было единым Однако этот процесс был очень долгим. До этого на Руси существовал только один вид землепользования — вотчина. Дословно «от отца». Сравним современное «отчим» — слова имеют общий корень.

Вотчина — это владение, которое передавалось от отца к сыну. Традиция была настолько сильна, что это право считалось священным. Даже при захвате вражеских земель никто не мог подумать о том, чтобы забрать землю у владельца. Государство, в нашем понимании этого слова, не претендовало на это.

Владельцем такой земли назывался боярин. Это был высший титул в нашей стране от образования государства до реформ Петра Великого, т. е. тысячелетняя традиция. Особенностью такого держания было то, что боярин мог примкнуть со своей землей к любому государству, создавая некий анклав.

Представим ситуацию, когда, скажем, владелец земельного участка в Новосибирской области решил примкнуть к США или Франции. По законам 15-16-го вв. это было вполне возможно. Так, Москва перетянула на свою сторону почти всех бояр Рязани, сделав из этой земли подобие бублика.

Рязанским князьям ничего не оставалось делать, как влиться в Московское княжество.

Что такое поместье

Поместье — это принципиально другое владение. Помещик — это не боярин, а дворянин.

Он выполняет функции государственной военной службы. За это и получает землю. Если князю не нравился тот или иной помещик, он спокойно мог забрать у него землю. В этом принципиальное отличие от вотчины.

Роль Поместного приказа

Исходя из понятий землепользования, можно сделать вывод, какую роль играл Поместный приказ:

  • Распределение поместий.
  • Подтверждение прав собственности.

Распределение поместий

Даже непосвященному в нашей стране можно понять, какой властью пользовался чиновник, который назначал землю. Московский князь, а с началом правления Ивана Грозного царь, как правило, не занимался распределением кусков земли своим будущим воинам.

Право на владения выдавал Разрядный, однако Поместный приказ — это приказ, который мог определить как лучшие земли, так и болотистые. От этого ведомства зависело очень много для будущей судьбы человека. Как ни странно, но взятки и подкупы играли малую роль в распределении.

Лишние деньги просто не нужны в феодальном обществе, которое кормится от продуктов сельского хозяйства. Принципиальное значение имело происхождение, род. Если дворянин был выходцем из знатных боярских фамилий, то ему доставались лучшие поместья. Для «холопов», т. е.

выходцев из крестьян, предназначались самые «худые» наделы.

Подтверждение прав собственности

До 16-17-го вв. проделало сложный путь централизации. Раздробленность, постоянные войны, переход одного княжества в другое породили массу проблем среди бояр. Их вотчины порой невозможно было подтвердить документально. Поместный приказ имел в распоряжении книги, в которых хранились династии с землепользованием.

Однако переход в единое управление порождал проблемы бюрократического характера. Не все данные со всех земель дошли до единой канцелярии. Таким боярам приходилось долго оббивать пороги Поместного приказа. Некоторые переходили в статус «детей боярских», т. е. обезземеливших бояр, чьи предки когда-то владели огромными землями.

Многие из них и пополняли ряды дворян.

Землю, конечно, они получали, но это уже была не собственность, а оплата за службу.

Конечно, главнее был Разрядный приказ. Именно он назначал поместья и вотчины, однако межеванием занимался именно Поместный.

Впоследствии роль ведомства возрастала. Помимо традиционных функций архива и канцелярии при Разрядном приказе, в его задачу стал входить сбор всех налогов и податей с земель, перепись и межевание, а также набор рекрутов в армию.

Численность

Поместный приказ — это второе по значимости ведомство, как было сказано выше. Людей «с улицы» в него не брали. Во главе приказа был боярин, который, как правило, входил в думу. Иногда его заменял думный дьяк, что, в принципе, было равнозначно. У него было в помощниках два дьяка и около 200 сотрудников — подьячих. С ростом функций штат доходил до 500 человек.

Виды приказов в организации

Обычно весь массив приказов организации принято разделять на два потока: по основной деятельности и по личному составу. За первые отвечает служба ДОУ, вторые, как зеницу ока, бережет отдел кадров. Помимо функционального назначения между этими видами приказов есть еще одно существенное различие, а именно – срок их хранения.

Обратимся к Перечню типовых управленческих архивных документов (см. ниже по тексту его фрагмент со статьей 19; далее – Перечень 2010 года).

И увидим, что приказы по основной деятельности хранятся постоянно, тогда как по личному составу, за редким исключением, 75 лет.

И тут же обнаруживается, что Перечень выделяет третий вид приказов – по административно-хозяйственным вопросам, хранить которые предлагается в течение 5 лет.

При этом ни один из российских нормативных актов по ДОУ не содержит информации, касающейся различий между приказами по основной деятельности и приказами по административно-хозяйственным вопросам.

Приказы по личному составу тоже не всегда легко отделить от приказов по основной деятельности.

У делопроизводителей возникает закономерный вопрос: к какой категории отнести тот или иной приказ? Ведь от этого зависят срок, место и условия хранения документа.

Вновь обратимся к Перечню 2010 года. Его раздел 10 целиком посвящен административно-хозяйственным вопросам. Целесообразно определить круг тем соответствующих приказов на основе этого раздела.

Фрагмент документа ПоказатьПеречень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Министерства культуры от 25.08.2010 № 558)

Перечень к ним относит:

  • соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности;
  • эксплуатацию зданий, помещений;
  • транспортное обслуживание, внутреннюю связь;
  • обеспечение безопасности организации.

При этом не стоит забывать, что первый пункт данного списка тесно связан с трудовыми отношениями с работниками. Так, если решено привлечь работника к дисциплинарной ответственности за нарушение упомянутых правил, то приказ об этом уже будет относиться к категории «по личному составу».

Задача приказов по личному составу – отразить решения руководителя, касающиеся кадровой политики организации. Все приказы по трудовым отношениям с работником (работниками), являются приказами по личному составу, они отражают прием, перемещение и увольнение, поощрения и наказания, персональные данные и т.п.

Обратите внимание на один важный момент:

  • До 2013 года многие кадровые приказы составлялись по утвержденным Госкомстатом унифицированным формам (постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»). Если утвержденной формы не было, то такой приказ оформлялся в произвольной форме.
  • Но с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (за малым исключением). В этой ситуации унифицированные формы кадровых документов подпали под общий порядок и более не действуют. Многие организации, понимая, что специалисты по кадровому делопроизводству привыкли к используемым ранее формам, просто утвердили их для дальнейшего применения в своих организациях. Таким образом, данные формы продолжили свою легальную жизнь, только поменяли утверждающий документ в своей «шапке». Мы всем рекомендуем поступить аналогичным образом!

См. статью «Как утвердить формы документов внутри организации?»

А далее в статье речь пойдет только об оформлении приказов по общим правилам, сложившимся для организационно-распорядительных документов. По ней всегда составлялись приказы по основной деятельности и административно-хозяйственным вопросам. Эту форму в отношении кадровых приказов называли раньше «произвольной» (ведь часть из них и до 2013 года составлялась по ней).

Источник: https://pozakonu.site/sud/prikazy-opredelenie-v-istorii-prikazy.html