Разница между активным и пассивным избирательным правом. Пассивное и активное избирательное право

В данной статье представлено определение и характеристика таких понятий, как активное и пассивное избирательное право. Будет дана оценка их принципам, сущности и гарантиям. Также будет охарактеризовано понятие избирательных прав в объективном и субъективном смысле.

Содержание

Конституционные гарантии прав и свобод граждан

Все принципы демократии, которые относятся к проведению и организации выборов, закреплены в таком нормативном акте, как Конституция.

Избирательное право представлено законодательной системой, закрепляющей организационную систему государственной власти, которая направлена на стабилизацию политико-правовых и социально-экономических процессов.

Также этот вид права представлен в форме юридической базы для проведения всех типов демократических реформ.

Приоритетным направлением осуществления реформы государственно-правового значения считается оптимизация избирательной системы и права в целом. Избирательная система является гарантом прав граждан, также она направлена на обеспечение соответствующего уровня выборных процессов.

Гарантиями свободных выборов считаются средства и условия, которые предоставляют избирателям осознанную и реальную свободу волеизъявления, защиту их интересов и избирательных прав, охрану избирательных блоков и объединений.

Понятие

Избирательные права граждан занимают значительное место в жизни государства. Свободные выборы — один из правовых способов легитимации власти государства. Для успешного решения поставленных избирательных задач особое значение представляет качество соответствующего законодательства и практики проведения выборов в целом.

Избирательные права граждан РФ — это закреплённая Конституцией возможность избирать, а также быть избранными для работы в органах государственной власти, участвовать в предвыборной агитации, выдвижении кандидатов, в наблюдении за избирательным процессом и работой избирательной комиссии. Также это право предоставляет возможность устанавливать итоги ания и определять результаты выборов.

Избирательные права в субъективном смысле

В определение данного понятия входят конституционные права граждан РФ, которые предполагают участие в проведении и установлении результатов выборов, выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации и работе избирательных комиссий.

Все свободные и дееспособные граждане, независимо от оснований приобретённого гражданства, национальной и расовой принадлежности, имущественного и социального положения, языка и образования, характера политических убеждений и занятий, отношения к религии, обладают равными избирательными правами. В выборах не участвуют лица, признанные судом как недееспособные, и те, которые содержатся по приговору суда в местах лишения свободы.

В объективном смысле

Объективное избирательное право — одна из подотраслей конституционного законодательства, представленная в виде совокупности юридически значимых норм, направленных на регулирование отношений и действий, возникающих в процессе выборов.

Источниками избирательных прав являются:

  • Федеральные законы.
  • Конституция РФ.
  • Законодательство субъектов РФ: уставы краёв, конституции республик, городов с федеральным значением.
  • Кроме того, понятие избирательного права охватывает совокупность нормативных актов (регулируют выборы президента и депутатов), а также сложившиеся обычаи, на основании которых проводятся выборы. Обычное право также считается составной частью системы избирательного законодательства.

    Активное право

    Активное и пассивное избирательное право призвано регулировать правоотношения, которые складываются между государством, избирателями и кандидатами. Активное право – это неотъемлемое право народа участвовать в выборах и избирать кандидатов в органы власти. Активными избирательными правами наделены граждане, которые территориально закреплены в пределах одного из избирательных округов.

    Пребывание человека вне места фактического проживания во время проведения выборов не может служить основанием для лишения его законного права участия в них. Законодательно предполагается активное участие в процессе граждан, которые во время избирательного процесса находятся за пределами своего округа.

    Пассивное право

    Активное и пассивное избирательное право имеет общую черту, которая направлена на осуществление человеком своих избирательных полномочий.

    Пассивное право закрепляет возможность лица быть избранным в государственные органы власти. Для реализации пассивных избирательных прав законодательством предусмотрены определённые условия, к которым относятся состояние здоровья кандидата, срок проживания на территории страны. Пассивное право ограничивается более высоким возрастным критерием, чем активное.

    Таким образом, право гражданина баллотироваться в депутаты наступает после достижения им 21 года, избираться в президенты возможно с 35 лет. Избирательные права осуществляются на базе принципов, которые были установлены на основании всемирно разработанных норм.

    Принципы

    Активное и пассивное избирательное право реализуются на базе определённых принципов, которые установлены и закреплены законом.

    Конституция закрепляет четы­ре основополагающих принципа для избирательного права:

  • Равенство.
  • Всеобщность.
  • Тайное ание.
  • Прямые выборы.
  • Принципы избирательного права, выраженные в равенстве, подразумевают такие черты:

    • все избиратели выражают право голоса на равных основаниях, при этом составляют единый избирательный корпус;
    • избиратели имеют равное количество ;
    • каждый депутат может быть избран от одинакового количества избира­телей, это означает, что каждый из имеет равнозначный вес.

    Одномандатные округа имеют равное количество избирателей. Многомандатные формируются с раз­ным количеством кандидатов — оно соответствует по пропорциям числу избирателей.

    Принципы избирательного права, которые выражены во всеобщности, означают, что участие в выборах предоставлено гражданам РФ, достигшим установленного законом возраста, для осуществления своих активных и пассивных прав избирателя.

    Тайное ание – принцип, закрепляющий право граждан оставить свою избирательную волю втайне. В России все уровни выборов происходят путём выдачи бюллетеней. Прямые выборы означают осуществление избирательных прав путём прямого ания. Примером могут служить выборы в Государственную думу.

    Сущность выборов

    В современном обществе выборы считаются процедурой, благодаря которой обеспечивается участие народа в формировании законодательных, представительных, исполнительных и судебных органов. С выборами тесно связана реализация всех существующих политических прав народа. Выборы — это один из способов существования демократии, передачи власти посредством волеизъявления народа.

    Существуют выборы президента, парламентские, общенациональные президентские, в Законодательные собрания, в органы местного самоуправления. Люди избирают в первую очередь представителей, которые пользуются их доверием. Таким образом, власть, избранная народом, является признанной и легитимной.

    Выборы рассматриваются в виде формы контроля массы населения за правящей элитой.

    Если власть не оправдывает интересы избирателей, они предоставляют возможность заменить её и допустить к власти оппозицию (она, как правило, является критиком существующего правительства).

    С другой стороны, правительство тоже вправе изменить сложившуюся политическую ситуацию под непосредственным давлением избирателей.

    Гарантии избирательного права

    Избирательные права народа защищены законодательно от любых проявлений дискриминации. Предполагается, что гражданин РФ вправе не только избирать, но и быть избранным вне зависимости от национальности, расы, пола, происхождения, языка, должностного и имущественного положения.

    Выборы являются обязательными, поэтому проводятся в установленные законом сроки. Российское законодательство касательно выборов не предусматривает языкового, образовательного, имущественного ценза.

    Ценз, выраженный в предыдущем избрании, означает, что в государственные органы не может выбираться лицо, которое исполняло свои властные полномочия два созыва подряд.

    Таким образом, Конституции устанавливает порядок избрания президента, при котором он не может занимать должность больше чем два срока подряд.

    Ценз неизбираемости означает, что некоторые должностные лица не вправе выдвигаться кандидатами на выборы, пока не ушли в отставку с занимаемых должностей, которые могут противоречить исполнению государственных полномочий (прокуроры, судьи, губернаторы).

    Несовместимость означает запрет на занятия выборной и государственной должности одновременно. Она не может исключить возможности избрать лицо, которое занимает государственную должность, в одно из представительных учреждений.

    Заключение

    Избирательное право — важная отрасль конституционного права, содержащая нормы, которые регулируют порядок реализации избирательного процесса. При нем граждане могут избирать, а также быть избранными. Избирательные права находятся в очень тесной взаимосвязи с правом на участие в управленческих делах государства.

    Реализация прав избирателя взаимосвязана с другими конституционными свободами и правами:

    • со свободой слова и мысли;
    • свободой получать, искать, передавать, распространять и производить информацию всеми законными способами;
    • свободой мирных собраний, митингов, демонстраций.

    Ограничения в пассивном избирательном праве устанавливает Конституция и федеральные законы.

    Фотогалерея (7 фото)

    16.12.2016

    Источник: http://bookshunt.ru/stati/aktivnoe-i-passivnoe-izbiratelnoe-pravo/

    Избирательное право активное пассивное

    Пребывание человека вне места фактического проживания во время проведения выборов не может служить основанием для лишения его законного права участия в них. Законодательно предполагается активное участие в процессе граждан, которые во время избирательного процесса находятся за пределами своего округа.

    Кроме того, понятие избирательного права охватывает совокупность нормативных актов (регулируют выборы президента и депутатов), а также сложившиеся обычаи, на основании которых проводятся выборы. Обычное право также считается составной частью системы избирательного законодательства.

    Обратная связь

    Если в отношении гражданина Российской Федерации имеется вступившее в силу решение суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока, этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если ание на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

  • осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями [1] ;
  • осужденные за совершение преступлений, а также подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.20.3 и 20.29) [2] ;
  • в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, связанных с осуществлением действий экстремистской направленности (предусмотренных п.1 ст.56 [3] Федерального закона).
  • Избирательное право граждан

    Одним из индикаторов того, насколько население способно к самоорганизации и взаимодействию, является различие в активности избирателей на федеральных и местных выборах, когда избираются органы власти, наиболее близкие непосредственно к конкретному жителю.

    Именно отношение населения к местным выборам может служить лучшей иллюстрацией состояния взаимоотношений власти и общества, отражать реальную степень развитости социальных сетей на той или иной территории. Оно характеризует реальное состояние массового сознания, особенности политической культуры, реальную легитимность институтов управления.

    Именно по этому показателю особенно ярко видны глубокие социокультурные различия между регионами страны. А уже они ведут к применению в разных регионах разных предвыборных технологий.

    Конституция Российской Федерации и федеральные законы устанавливают повышенные возрастные требования для кандидатов и некоторые другие условия для осуществления гражданами пассивного избирательного права.

    Так, согласно статье 81 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

    В соответствии со статьей 97 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.

    Гражданам об их политических правах

    Около миллиона граждан работают в составе избирательных комиссий. Миллионы участвуют в различных избирательных действиях: поддерживают своими подписями выдвижение кандидатов, проводят предвыборную агитацию, наблюдают за проведением ания и подсчета и т.п.

    Что же такое избирательные права граждан? Конституция РФ в части 2 статьи 32 говорит о праве граждан «избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления». Право избирать обычно называют активным избирательным правом, право быть избранными — пассивным избирательным правом.

    Разница между активным и пассивным избирательным правом

    Активное избирательное право выражается в наличии у человека возможности ать на различных выборах — общенациональных, региональных, муниципальных. Как правило, оно есть у совершеннолетних жителей государства. В России данным правом обладают все граждане в возрасте 18 лет и старше. Можно отметить, что в некоторых странах ание на выборах — не право, а обязанность.

    Так, например, если гражданин РФ намеревается стать депутатом Госдумы, он может подать заявку на участие в парламентских выборах только по достижении 21 года. Аналогичный ценз установлен для выборов на муниципальном уровне. Президентом имеет право стать гражданин РФ в возрасте 35 лет и старше, который к тому же должен постоянно проживать в своей стране 10 лет и более.

    Пассивное и активное избирательное право

    Избирательное право – это установленные юридические нормы, которые направлены на регулирование участия граждан в такой процедуре, как выборы.

    Кроме того, рассматриваемые законы затрагивают правила проведения выборов, порядок отзыва должностных лиц, взаимоотношения между представительными организациями и избирателями.

    Юридические нормы также определяют последовательность проведения выборов и правила окончательного подведения итогов ания.

    Активное избирательное право может быть как прямым, так и косвенным. В первом случае предполагается, что депутаты будут избираться непосредственно гражданами. Косвенное право подразумевает, что люди выдвигают выборщиков, которые обязаны решать, кого необходимо избрать. Подобная система наиболее популярна в развитых странах.

    Чем различаются активное и пассивное избирательные права

    Избирательное право – это одно из политических прав, которые гражданам гарантирует Конституция. Это право имеет две стороны – право самостоятельно выбирать представителей в органы представительной власти и право быть избранным.

    Таким образом, избирательное право дает гарантию каждому гражданину участвовать в выборах в виде избирателя и в виде кандидата. Регулируется это право не только Конституцией, но и другими Федеральными законами и нормативными актами.

    Пассивное избирательное право доступно не для каждого. Чтобы иметь возможность реализовать его, необходимо обладать всеми цензами (например, возрастным и финансовым). Оно проявляется в возможности быть кандидатом и получать за себя голоса на выборах. Ограничения и цензы зависят от того, какие выборы проходят.

    Для того чтобы стать кандидатом в депутаты Госдумы или областного (городского) совета, необходимо достичь 21 года. Кандидат в Президенты должен быть не младше 35 лет. Также, для кандидата в президенты существует так называемый «ценз оселости» – необходимо проживать на территории России не менее 10 лет до выборов.

    2.Образование одномандатных избирательных округов и формирование окружных избирательных комиссий. Определение территории избирательных округов является прерогативой ЦИК. Они образуются в соответствии с численностью населения и необходимостью существования 225 округов.

    Схема избирательных округов утверждается и публикуется ЦМК не позднее чем за 60 дней до выборов. Центральная избирательная комиссия образует окружные избирательные комиссии.

    В каждую входят Председатель и 12—18 членов из числа кандидатур, предложенных представительными и исполнительными органами соответствующих субъектов РФ.

    При этом кандидат должен получить поддержку не менее, чем 100 тысяч граждан (подписные листы, где граждане, поддерживающие данную кандидатуру, проставляют свою фамилию, место жительства, номер паспорта или документа, удостоверяющего личность, и расписываются). Листы направляются в Центральную избирательную комиссию не позднее, чем за 22 дня до выборов.

    Согласно ч. 2 и 3 ст. 33 Конституции граждане имеют пра­во избирать и избираться в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республикан­ском референдуме. Этих прав лишаются граждане, которые признаны судом недееспособными или содержатся в местах лишения свободы по приговору суда.

    Как упоминалось нами выше, в Казахстане основным нор­мативно-правовым актом, регулирующим избирательное пра­во, является Указ Президента Республики Казахстан, имею­щий силу конституционного закона, “О выборах в Республи­ке Казахстан” 1995 г . (с последующими изменениями).

    Активное и пассивное избирательное право в РФ

    Ценз оседлости означает требование закона проживать в местности, где проводятся выборы, в течение определенного времени. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, проживающий в РФ не менее 10 лет. В отношении ценза оседлости законодательством установлены определенные ограничения.

    В частности, согласно Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” избирательные законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления лицам, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта или муниципального образования. Однако, согласно Закону, ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут быть установлены исключительно Конституцией РФ (п. 4 ст. 4).

    Избирательное право определяет наличие у гражданина избирательной правосубъектности. Она представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право.

    Активное избирательное право – это прямое или косвенное право граждан обладать при достижении установленного законом возраста решающим голосом в избрании членов выборных органов государственной власти и местного самоуправления или принимать участие в отзыве членов и руководителей выборных органов.

    По общему правилу оно возникает по достижении гражданином возраста 18 лет и отсутствии обстоятельств, исключающих его участие в выборах:

    Интересное:  Ветеран труда когда присваивается

    30 Июл 2018      yslygiur         109      

    Источник: https://urist-yslugi.ru/test_category/izbiratelnoe-pravo-aktivnoe-passivnoe

    Разница между активным и пассивным избирательным правом

    Активное избирательное право выражается в наличии у человека возможности ать на различных выборах — общенациональных, региональных, муниципальных. Как правило, оно есть у совершеннолетних жителей государства. В России данным правом обладают все граждане в возрасте 18 лет и старше. Можно отметить, что в некоторых странах ание на выборах — не право, а обязанность.

    Что такое пассивное избирательное право?

    Пассивное избирательное право выражается в наличии у гражданина возможности становиться кандидатом на тех или иных выборах. Как правило, ограничений на его реализацию существенно больше, чем в предыдущем случае.

    Так, например, если гражданин РФ намеревается стать депутатом Госдумы, он может подать заявку на участие в парламентских выборах только по достижении 21 года. Аналогичный ценз установлен для выборов на муниципальном уровне. Президентом имеет право стать гражданин РФ в возрасте 35 лет и старше, который к тому же должен постоянно проживать в своей стране 10 лет и более.

    Реклама

    Разбор термина

    Активное избирательное право — это право абсолютно любого гражданина избирать. Это право участвовать во всех общегражданских выборах власти — президента, депутатов в парламент, в органы местного самоуправления и проч.

    Именно активное избирательное право является одной из важнейших составляющих системы управления государством демократического строя. Оно позволяет прийти к власти именно тем лицам, за которых выступает большинство избирателей.

    Если мы посмотрим на мировые государства, то увидим, что в большинстве из них активным избирательным правом обладают все дееспособные и совершеннолетние граждане. Есть и исключения. В некоторых странах это право трансформировано в обязанность, долг. То есть за отклонение от его воплощения предусмотрено наказание, штрафы.

    Активное избирательное право гражданина — это результат общественного прогресса, длившегося столетия, одно из важнейших достижений мировой цивилизации.

    Многие века это право, например, не распространялось на женщин, представителей некоторых рас. Где-то был в ходу имущественный ценз.

    К сожалению, даже сегодня в мире активным избирательным правом не во всех странах граждане обладают наравне. Порой голоса одних «весят» тяжелее выбора других.

    Отметим, что активное избирательное право в РФ и других прогрессивных странах — не только выбор состава представительной и исполнительной власти. Это и принятие участия в референдумах — общенародных аниях по совместному решению важнейших для государства вопросов.

    Ограничение данного права в мире

    Если мы рассмотрим мировые законодательства касательно активного и пассивного избирательного права граждан, то можем столкнуться с таким понятием, как ценз — обязательное условие, соблюдение которого допускает лицо к участию в ании.

    Цензы можно разделить на несколько категорий:

    • Возрастные.
    • Образовательные.
    • Оседлости.
    • Религиозные.
    • Гражданства.
    • Имущественные.
    • Моральные.
    • Расовые.
    • Половые.

    Давайте рассмотрим каждую категорию подробно.

    Возрастной ценз

    Это ограничение предполагает, что гражданин, обладающий активным избирательным правом, достиг определенного возраста.

    Посмотрим на примеры:

    • Самый распространенный рубеж — 18 лет. Именно такой возрастной ценз характерен для России, Германии, Великобритании, Италии и проч.
    • 20 лет — с этого возраста допускается ать в Японии и Швейцарии.
    • 16 лет — ценз, характерный для государств Ближнего Востока.

    Какая планка наиболее верная — сложный вопрос. Ведь указанный возрастной ценз более основывается на традиционные, культурные особенности народа.

    Интересный факт: ни в одной цивилизованной стране мира не установлена верхняя планка — возраст, по достижении которого уже не допускается ни ать, ни быть избранным.

    Прямое и косвенное избирательное право

    Помимо разделения на активное и пассивное избирательное право, вы можете встретить и такую распространенную классификацию:

    • Прямое право. Это возможность гражданина отдать свой голос непосредственно за того кандидата, что ему кажется наиболее подходящим на определенную государственную роль. Так избирается президент РФ, представители местных органов власти.
    • Косвенное право. Здесь же избиратели своими отданными голосами формируют только коллегию, что признана проать за назначение на должность того или иного кандидата. Выборы такого типа могут быть многоступенчатыми — система направлена на избрание самого компетентного лица. Каков же пример этого? Именно данным путем избирается президент Соединенных Штатов.

    Основы избирательного права в России

    Главы муниципальных образований, субъектов федерации, депутаты советов и Госдумы, мэры, президент России – все они выбираются (если какие-либо федеральные и региональные законы при отсутствии противоречий с другими актами не допускают иного) гражданами на основе всеобщих, равных и свободных выборов при соблюдении тайны ания. Избирательное право в РФ базируется на специфическом законодательстве, которое подразделяют на несколько уровней. Это федеральные законы (ФЗ) об избирательном праве, региональные и муниципальные акты.

    Выборы в России всеобщие, то есть любой гражданин наделен правом избирать и быть избранным.

    Некоторый ценз есть, но он имеет вполне разумную основу: ать (то есть использовать активное или субъективное избирательное право) могут только совершеннолетние граждане (старше 18 лет), быть кандидатами (использовать пассивное или объективное право) – лица, которым исполнился 21 год.

    Законами не разрешается ать и быть избранными гражданам, признанным в судебном порядке недееспособными, а также отбывающим наказание в местах лишения свободы. Всеобщность права в России означает, что гражданин, которому компетентные органы отказали в допуске к выборам, может обжаловать это в суде и рассчитывать на получение ответа не позднее, чем через два дня.

    Главные источники избирательного права в России

    Избирательное право – это явление, опирающееся на законы. Ключевыми для России являются следующие. Во-первых, это Конституция РФ, главный закон страны. Во-вторых, это ФЗ «О референдуме», регулирующий механизмы общенационального волеизъявления по вопросам, связанным со статусом всей страны.

    В-третьих, это федеральные законы, которые регламентируют выборы в органы власти, а также разъясняют ключевые положения избирательного права граждан России.

    В числе таковых федеральный закон «О выборах Президента», «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

    В-четвертых, к источникам избирательного права в России относятся указы президента, локальные акты исполнительных лиц, возглавляющих региональные органы власти и муниципалитеты. Иногда реализация избирательного права становится прерогативой Госдумы и Центризбиркома, которые при необходимости выносят актуальные постановления.

    Виды избирательных систем в России

    Избирательное право – это своего рода механизм. Устойчивость его работы предполагает следование некоторым стандартам. В числе таковых, например, формат избирательных систем. В России их два – мажоритарный и пропорциональный.

    В рамках первого выборы проводятся по одномандатным либо многомандатным округам. Итоги ания подсчитываются, исходя из большинства , отданных за кандидата или кандидатов.

    Может применяться правило абсолютного большинства, когда для победы кандидату нужно набрать более 50% , или относительного, когда выигрывает тот, кто получает хотя бы на один голос больше, чем кто-либо из конкурентов.

    Пропорциональный формат – это когда избиратели голосуют за списки кандидатов, формируемые политическими объединениями (партиями или блоками).

    Мажоритарная система характерна для выборов президента России, глав субъектов федерации, мэров. Пропорциональный формат применяется при выборах в Госдуму или локальные представительные органы власти.

    Однако в некоторых регионах есть прецеденты избрания депутатов в органы местного самоуправления и по мажоритарной системе.

    Конкретные форматы избирательных систем устанавливаются законами разного уровня. Если речь идет о выборах президента или депутатов Госдумы, то здесь применяются нормы федерального уровня.

    В свою очередь при выборах, проводимых в субъектах РФ, в муниципалитетах на первый план выходят локальные нормы законодательства, но только в том случае, если они не противоречат федеральным законам и Конституции страны.

    Любые законы, касающиеся регулирования процедур проведения выборов, должны соответствовать ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», о котором говорилось выше.

    Кто и как меняет Конституцию

    Как было сказано выше, Конституция РФ – это главный закон страны. Все нижестоящие обязаны ему соответствовать. Конституция может быть пересмотрена частично (только в 1, 2, и 9 главах), в нее могут вноситься поправки (с 3-8 главы).

    Кто наделен полномочиями вносить предложения о поправках в текст Конституции или о пересмотре отдельных ее частей? Этим правом обладает множество органов власти: президент, Госдума, Совет Федерации, Правительство России, представительные органы регионов. Конкретный ход пересмотра частей Конституции будет зависеть от того, какой именно орган власти проявил инициативу. Факт: непосредственное участие в изменении Конституции страны могут принимать сами граждане.

    Например, если более 60% членов Совета Федерации и депутатов Госдумы высказались за пересмотр положений Конституции, то сразу же созывается Конституционное Собрание. Его участники могут принять одно из двух решений: оставить главный закон страны без изменений либо разработать новый проект.

    И здесь-то к процессу могут подключиться граждане России. Если две трети состава Конституционного Собрания не смогут определиться с решением, то это предлагается сделать россиянам. Для принятия нового проекта Конституции нужно, чтобы «за» проало более половины граждан, а явка превысила 50%.

    Избирательное право в РФ – это также и возможность жителей страны принимать или менять основной закон.

    Другой пример – рассмотрение законопроекта о внесении в Конституцию поправок в главы с 3 по 8 Госдумой. Это происходит в трех чтениях, что очень похоже на процедуру принятия федеральных законов. Одобрить поправки должно не менее двух третей депутатов.

    После прохождения трех чтений законопроект переходит на обсуждение в Совет Федерации и там проать «за» должны три четверти членов. Если это происходит, то законопроект публикуется в официальных изданиях, и с ним могут ознакомиться граждане. Одновременно он направляется в представительные органы субъектов Федерации.

    Чтобы законопроект стал полноценным законом, нужно, чтобы две трети региональных органов власти одобрили его. Если и это происходит, акт направляется на подписание президенту России.

    Выборы в Госдуму

    Российская система избирательного права подразумевает несколько разных видов выборов. Один них – избрание депутатов нижней палаты Парламента России (Государственной Думы). Эта процедура регулируется ФЗ «О выборах депутатов». Согласно данному акту, депутаты Госдумы избираются гражданами при соблюдении тайного ания.

    В нижнюю палату Парламента всегда избирается 450 депутатов. Выбор происходит на федеральном уровне пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов от партий. То есть нельзя проать за конкретного человека, а только за политическое объединение, в котором он зарегистрирован.

    Получив такой-то процент , партия получает пропорциональное от числа 450 количество мест в Госдуме.

    Выбирать депутатов могут граждане России, которым исполнилось 18 лет.

    Также совершеннолетние россияне могут участвовать в формировании партийных списков кандидатов, агитировать, наблюдать за тем, как идут выборы, как работают избиркомы (в том числе осуществляя контроль над подсчетом результатов). Граждане, которым исполнился 21 год, могут сами попробовать себя в качестве кандидатов на выборах в Госдуму.

    Выборы депутатов нижней палаты Парламента назначаются президентом страны. Глава государства должен дать добро не позднее, чем за 90 дней до даты ания (первое воскресенье того месяца, когда истек срок полномочий Госдумы текущего созыва).

    Важнейшую, если не ключевую роль в выборах депутатов Госдумы играют избирательные комиссии. Они реализуют ход ания на локальных участках – в городах и селах. При выборах в Госдуму любая партия может привлекать в избиркомы своих представителей.

    Их трое: член комиссии с правом решающего голоса, лицо, уполномоченное давать совещательный голос, наблюдатель. Каждый из них наделен определенным кругом функций. Права члена избирательной комиссии закреплены законом. Посмотрим, что может, к примеру, наблюдатель.

    Во-первых, он следит за корректностью подсчета . Во-вторых, он вправе рассматривать бюллетени на предмет их целостности, правильности отметок «за» или «против».

    Он может наблюдать за корректностью составления протокола, отражающего итоги ания, знакомиться с другими документами, относящимися к выборам.

    Источники

    • https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-aktivnoe-izbiratelnoe-pravo-ot-passivnogo/
    • https://www.nastroy.net/post/aktivnoe-izbiratelnoe-pravo—eto-chto-takoe-komu-ono-daetsya
    • http://.ru/article/147335/izbiratelnoe-pravo—eto-konstitutsiya-rf-izbiratelnoe-pravo-v-rf

    [свернуть]

    Источник: https://pozakonu.site/grazhdanskoe-pravo/raznitsa-mezhdu-aktivnym-i-passivnym-izbiratelnym-pravom.html

    24. Активное и пассивное избирательное право

    Активное избирательное право — право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов.

    Пассивное избирательное право — право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы.

    Активным избирательным правом наделяются граждане по достижении ими 18 лет (т. е. с наступления гражданского совершеннолетия).

    Право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставляется либо в 18 лет, либо позднее 21 год — для избрания в депутаты Государственной Думы (ч. 1 ст. 97 Конституции); 35 лет и постоянное проживание в РФ неменее 10 лет — для избрания в качестве Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 81 Конституции).

    Ограничения на граждан, не способных по своему психическому или умственному состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (в этом случае недееспособность лица должна быть признана в судебном порядке).

    Также не имеют право избирать и быть избранными лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

    Такое ограничение не распространяется на лиц, находящихся в местах заключения, если в отношении них еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, влекущем за собой лишение свободы.

    25. Избирательные системы, применяемые в рф

    Избрание Государственной Думы, как палаты прямого народного представительства, осуществляется путем общенациональных выборов, которые проходят на основе сочетания мажоритарной системы по одномандатным округам (225 депутатов) и системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу (также 225 депутатов).

    Мажоритарная система. Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство , а все остальные.партии, кандидаты которых оказались в меньшинстве, остаются непредставленными.

    Пропорциональная система – мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом , собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий.

    Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем больше округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

    26. Стадии избирательного процесса

    ,Выборы Президента РФ – см. Конституцию (гл.4).

    Кандидатов имеют право выдвигать зарегистрированные в установленном законом порядке политические партии, общественные организации, собрания избирателей, политические движения.

    При этом кандидат должен получить поддержку не менее, чем 100 тысяч граждан (подписные листы, где граждане, поддерживающие данную кандидатуру, проставляют свою фамилию, место жительства, номер паспорта или документа, удостоверяющего личность, и расписываются). Листы направляются в Центральную избирательную комиссию не позднее, чем за 22 дня до выборов.

    Выборы Президента признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 50% избирателей. Избранным считается тот кандидат, который получил более 50% избирателей, принявших участие в выборах.

    Выборы в верхнюю и нижнюю палаты Федерального Собрания РФ осуществляются по-разному.

    В список кандидатов избирательные объединения вправе включить любое лицо, в том числе и не состоящее членом входящих в него политических партий и общественных движений.

    Для того, чтобы общефедеральный список был зарегистрирован, необходимо, чтобы в его поддержку было собрано не менее 100 тыс. подписей избирателей, причем из 100 тыс.

    подписей не более 15% должны приходиться на один субъект Российской Федерации. Ст.97.

    Процесс выборов депутатов нижней палаты российского парламента проходит в несколько этапов.

    1. Процедура назначения выборов в Государственную Думу и образования Центральной избирательной комиссии. См. ст. 84 Конституции. ЦИК входят 15 членов.

    Пять членов назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе; пять членов — назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; пять членов — назначаются Президентом Российской Федерации.

    2.Образование одномандатных избирательных округов и формирование окружных избирательных комиссий. Определение территории избирательных округов является прерогативой ЦИК. Они образуются в соответствии с численностью населения и необходимостью существования 225 округов.

    Схема избирательных округов утверждается и публикуется ЦМК не позднее чем за 60 дней до выборов. Центральная избирательная комиссия образует окружные избирательные комиссии.

    В каждую входят Председатель и 12—18 членов из числа кандидатур, предложенных представительными и исполнительными органами соответствующих субъектов РФ.

    3.Этот этап является гарантией реализации принципа всеобщности избирательного права. ИУ — это часть избирательного округа; территория, на которой проживает от 100 до 3000 избирателей. ИУ образуются не позднее, чем за 45 дней до выборов решениями глав администраций районов и городов.

    4. Составление списка избирателей. Осуществляется не позднее, чем за 30 дней.

    5.Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы.

    Для регистрации кандидатов подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры вносятся в окружную ИК не позднее, чем за 27 дней до выборов.

    Проверив в течение 5 дней соответствие выдвижения кандидата требованиям закона, окружная комиссия регистрирует его и выдает удостоверение о регистрации либо отказывает.

    Для регистрации кандидатов по общефедеральному избирательному округу подписные листы вместе с заявлениями кандидатов вносятся уполномоченными представителями избирательного объединения в ЦИК не позднее, чем за 35 дней. В течение 5 дней комиссия проверяет и принимает решение о регистрации либо об отказе.

    6. Проведение предвыборной агитации. Законодательством предъявляются определенные требования предвыборных программ и агитационных предвыборных материалов: они не должны содержать призывов к нарушению целостности РФ, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.

    7. Голосование и определение результатов выборов. Избранным по одномандатному избирательному округу считается тот кандидат, который получил наибольшее число . Если же число одинаковое, избранным считается депутат, зарегистрированный раньше. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей.

    Иной порядок действует в отношении определения результатов выборов по общефедеральному избирательному списку. Выборы в этом случае будут считаться несостоявшимися, если 5% действительных не будут получены ни одним из общефедеральных списков кандидатов или будут получены только одним из них.

    Каждое избирательное объединение, получившее более 5% действительных , получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу поданных за его список кандидатов . Это число определяется по специальной методике’.

    Общие итоги выборов не позднее чем через месяц после проведения выборов определяются и публикуется ЦИК.

    Источник: https://StudFiles.net/preview/3268041/page:11/