> Наука > Понятия объект и субъект в обществознании
Обществознание — наука, занимающаяся изучением законов социума, а также процессов, происходящих в обществе. Вспомогательными дисциплинами для неё являются психология, философия, социология, правоведение.
Объект и субъект — это в данном случае категории, которые заслуживают особого внимания, поскольку в науке об обществе они выступают основополагающими. Многие путают эти два понятия. Несмотря на их созвучность различия между ними принципиальны.
Подробное сравнение терминов приведено ниже.
…
- Субъект в науке
- Категория в обществознании
- Объект как категория
- Понятие в обществознании
- Принципиальные различия и особенности терминов
- Примеры взаимодействия понятий
Содержание
- 1 Субъект в науке
- 2 Категория в обществознании
- 3 Объект как категория
- 4 Понятие в обществознании
- 5 Принципиальные различия и особенности терминов
- 6 Примеры взаимодействия понятий
- 7 Отзывы и комментарии
- 8 Что такое предмет
- 9 Что такое объект
- 10 Имея в виду
- 11 порядок
- 12 Вопросительные слова
- 13 классификация
- 14 глагол
- 15 Понятия
- 16 Разница между понятиями
- 17 Примеры взаимодействия
- 18 Примеры из жизни
- 19 Вывод
Субъект в науке
Слово субъект происходит от латинского subjectum, что буквально означает подлежащее, находящееся в основе. В общем случае термин может быть определён как носитель какой-либо деятельности.
- В философской науке понятие подразумевает собой личность, которая мыслит и функционирует, постигает что-либо или кого-либо.
- В логике данная категория выступает в качестве предмета, о котором идёт речь, являющегося целью познания.
- Если говорить о правовых дисциплинах, то они рассматривают термин как физическое или юридическое лицо, носитель прав и обязанностей.
: что такое онтология, ее проблемы и функции.
Категория в обществознании
Касаемо обществознания, субъект деятельности — это человек, который осуществляет взаимодействие с чем-то или кем-либо. Не всегда это одно лицо, иногда определение подразумевает функционирование группы лиц. Характерным отличием рассматриваемой категории является то, что ей присущи целенаправленность и осознанность его действий.
Поскольку наука об обществе изучает как одну из составляющих взаимодействие отдельных людей между собой на частной основе, то нужно сказать об этом подробнее. В этом случае субъект обособляется от объекта, то есть выделяется из социума. При этом рассматривается связь двух категорий, их взаимодополняемость и невозможность отделения одного от другого.
: в чем выражается эволюционный характер развития общества?
Объект как категория
Объект деятельности — это в общем случае тот предмет, на который направлено действие. В широком понимании это может быть как одушевлённое существо, так и неодушевлённая вещь.
В философии термин определяется как нечто, что является предметом познания, изучения, преобразования. В этой дисциплине понятия субъекта и объекта могут совпадать, если речь идёт о познании личностью самой себя.
Говоря о том, что является объектом в логической науке, нужно отметить, что это прежде всего человеческое мышление само по себе.
Право рассматривает данное понятие как совокупность материальных и общественных благ, по поводу которых могут возникнуть имущественные или другие правовые отношения.
Понятие в обществознании
В обществознании объекту присуща объективность его существования, но при этом категория может быть представлена как предметом реального воздействия, так и вариантом умозрительной деятельности. Важнейшим приложением к нему является субъект. Определение подразумевает, что рассмотрение и изучение двух категорий в отрыве друг от друга в принципе не имеет смысла ни в этой, ни в других дисциплинах.
Одним из примеров взаимодействия понятий для обществознания являются трудовые отношения. В них субъект — это конкретный работник, а объект — это результат его деятельности, будь то конкретное изделие или какая-либо услуга.
: какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»?
Принципиальные различия и особенности терминов
Разделить рассматриваемые понятия в любой деятельности — это принципиальный момент. Неверное их определение не даёт возможности эффективно классифицировать и изучить виды взаимодействия двух категорий. Разница терминов и их особенности таковы:
- Способ участия в отношениях: субъект — всегда активный участник действия, объект — пассивный.
- Способность к действию: субъект такой способностью наделён, а объект подвластен этим действиям и вследствие них может быть видоизменён.
- Неодинаковая направленность в отношениях. Субъект — тот, кто осуществляет действия и преобразования, функционируя в своих интересах. Объект — тот, на кого направлена работа.
- Одушевлённость и неодушевлённость. Кроме некоторых исключений, объект — это неодушевлённый предмет либо безликая общность людей. Субъект же — это всегда конкретное лицо или группа лиц.
Примеры взаимодействия понятий
Обществознание изучает рассматриваемые категории в различных вариантах взаимодействия. Под пристальным вниманием науки находятся факторы, влияющие друг на друга. Модели исследования в данном случае следующие:
- Человек и природа. Будучи носителем действия, человек всячески преобразует природу — живую и неживую — как напрямую воздействуя на неё, так и косвенно изменяя её параметры.
- Человек и продукт его труда. Как социальные существа люди, занимаясь трудовой деятельностью, производят некоторые товары и услуги, являющиеся в таком случае объектами деятельности.
- Человек и человек. В процессе производственной деятельности люди взаимодействуют друг с другом. Кроме того, во внимание принимается личное, частное общение: дружеские, родственные и любовные отношения.
- Человек и его собственное сознание. Личность, анализируя свои поступки, особенности своей психики и характера, одновременно являет собой таким образом и субъект, и объект.
- Люди как общность, с одной стороны, и другая общность людей. Примером может служить предвыборная кампания в политике: субъектом выступает команда кандидата, предметом деятельности — потенциальный электорат, на который осуществляют некое вербальное и невербальное воздействие. Другой образец частного случая — преподавательский коллектив, с одной стороны, и группа студентов — с другой.
Обществознание как наука постигает особенности развития социума. Важнейшим предметом изучения дисциплины является взаимодействие категорий субъекта и объекта деятельности. Определение терминов и их принципиальных различий и характеристик имеет в науке первостепенное значение.
Отзывы и комментарии
Источник: https://obrazovanie.guru/nauka/ponyatiya-obekt-i-subekt-v-obshhestvoznanii.html
Предложение – это набор слов, которые передают законченную мысль, а субъект, глагол и объект – три основных компонента предложения. Субъект относится к человеку или вещи, которая делает или быть чем-то. Объект является получателем действия в предложении. Это можно описать как главное отличие между субъектом и объектом.
Что такое предмет
Предмет является одним из наиболее важных компонентов предложения. Предмет предложения относится к человеку или предмету, совершающему действие или описываемому. Например,
Нина отправились в школы.
Нина очень красиво.
В обоих предложениях Нина является предметом основного глагола. Однако в первом предложении Нина выполняет действие, а во втором предложении описывается Нина.
Предметы могут быть далее классифицированы как простой предмет, полный предмет и составной предмет. Когда предметом предложения является просто местоимение или существительное без каких-либо модификаторов, мы называем его простым предметом.
Он отправился в Австралию, чтобы участвовать в IQ викторине.
мари купил новое черное платье.
Полный предмет включает в себя простой предмет и все его модификаторы. Полный предмет – это всегда существительная фраза или существительное предложение.
Эта милая маленькая девочка друг моей дочери
Новый кандидат очень умный
Составной предмет состоит из двух элементов. Это означает, что он может включать два простых предмета или два составных предмета или один из обоих.
Нил и Джеймс боролись друг с другом.
Новая девушка и высокая девушка с заднего ряда боролись друг с другом.
Вы можете определить предмет предложения, задавая вопросы, используя вопросительные слова кто или что. Например,
Предложение: Человек, который убил свою жену, получил пожизненное заключение.
Вопрос: Кто получил пожизненное заключение?
Ответ: Человек, который убил свою жену – предмет (полный предмет)
Предложение: Daily News – самая популярная газета в нашем городе.
Вопрос: Какая самая популярная газета в нашем городе?
Ответ: Ежедневные новости – Предмет
Что такое объект
Объект – получатель действия в предложении. Объект может быть существительным, местоимением или именной фразой, которая определяется глаголом и субъектом. В предложении может быть два основных типа объектов: прямой объект и косвенный объект.
Прямой объект – это существительное, местоимение или именная фраза, которая получает действие или показывает результат действия.
Король Ша Джан построил Тадж Махал.
Он пнул мяч.
Он вытолкнул ее из двери.
Если вы можете определить субъект и глагол в предложении, то вы можете легко найти прямой объект, используя вопросительный глагол что или кого.
Он пнул мяч – Что он пнул?
Он вытолкнул ее из двери. – Кого он толкнул за дверь?
Косвенный объект является получателем прямого объекта. Вы можете найти косвенный объект, указав прямой объект и задав вопрос, кто или что получил его.
Он отправил письмо ей.
Пожалуйста, дайте мне ваш адрес.
В приведенном выше предложении письмо и адрес действуют как прямые объекты, а подчеркнутые слова действуют как косвенные объекты.
Важно помнить, что когда вы используете местоимения в качестве объектов предложения, местоимения должны быть записаны в объективном падеже. Ниже приведен список местоимений-субъектов и их местоимений.
Субъективное местоимение | Объективное местоимение |
я | мне |
вы | вы |
он | ему |
она | ей |
Это | Это |
мы | нас |
Oни | их |
кто | кому |
кто бы ни | кем бы |
Имея в виду
предмет человек или вещь, делающая действие.
объект человек или вещь, получающая действие.
порядок
Предмет обычно предшествует глаголу.
объект как правило, следует за глаголом.
Вопросительные слова
Предмет можно определить, используя вопросительные слова что или кто.
объект можно определить, используя вопросительные слова что или кого.
классификация
Предмет можно классифицировать как простые и полные предметы.
объект может быть классифицирован как прямой и косвенный объект.
глагол
Предмет согласен с глаголом.
объект не согласен с глаголом.
Источник: https://ru.strephonsays.com/difference-between-subject-and-object
В общественной жизни объект и субъект — это очень важные понятия. Если неправильно разграничивать их, можно столкнуться с неблагоприятными последствиями для участников этих взаимоотношений. Еще в античные времена ученые различали активные и пассивные роли в обществе. Подробнее о них расскажем в статье.
Понятия
Субъект деятельности — один человек или несколько, осуществляющие активные действия. Особенности данной категории зависят от сферы исследований. Важной отличительной особенностью являются целенаправленные и осознанные действия лиц.
Объект деятельности – то, на что непосредственно направляется действие субъекта.Они осуществляют взаимодействие между собой. Взаимодействие может быть реальным либо теоретическим. Первое встречается на практике. Второе может быть закреплено на бумаге в виде обязанностей и прав. Так или иначе, это всегда реальная категория, обладающая определенными признаками.
Важно уметь дать конкретное определение понятиям и знать их различия. А это можно сделать, лишь обратившись к какой-либо конкретной области.
Вот что понимают под субъектом в различных видах общественных отношений:
- В правовой сфере отношения складываются вокруг объекта. Под субъектом здесь подразумевается лицо, обладающее определенными правомочиями и обязанностями. Такие лица сами определяют развитие взаимоотношений с объектом и между собой.
- В трудовом праве это лицо, участвующее в трудовых взаимоотношениях. Например, инженер, ученый, рабочий. А объектом будет продукт, создаваемый ими: техника, косметическая продукция, мебель, пищевая продукция и т.д.
- В философии это человек, познающий мир вокруг и меняющий его.
Объектом может быть как одушевленное существо, так и неодушевленный предмет:
- Например, в философии это сам предмет для изучения и различных преобразований. Причем если личность познает сама себя — субъект и объект здесь совпадают.
- В логике это сама мыслительная деятельность человека.
- В юриспруденции — материальные и общественные блага, в связи с которыми в обществе складываются имущественные или неимущественные отношения.
Важно! Можно сделать вывод, что главное различие между категориями заключается в направлении их действия. Субъекты способны менять объективную реальность, подстраивая ее под себя. Объекты сделать этого не могут.
Разница между понятиями
Давайте еще раз обозначим разницу между терминами в общественных отношениях. Они различны:
- В направлении действия. Субъект занимается преобразованием реальности вокруг. Он привносит в этот мир что-то новое. В данном случае активные действия исходят от него. Объект — это то, на что направлены эти изменения. Он принимает их либо остается прежним. К примеру, студент в юридическом университете занимается изучением конституционного права зарубежных стран. Благодаря этому он получает новую для себя информацию.
- В способности действовать. Субъект лично может решить, какими будут его действия в дальнейшем. Он предполагает, как будут развиваться события и составляет планы достижения целей, следует им. Объект под его воздействием может подчиняться ему и видоизменяться.
- В проявлении. Субъект всегда действует активно, он не подстраивается под окружающую действительность и делает попытки изменить ее. Например, так поступают общественные лидеры. Они берут на себя ношу управлять различными сферами отношений. Объект пассивно воспринимает воздействие на него.
- По одушевленности. Объект, как уже было сказано, может быть как одушевленным, так и неодушевленным. Например, в ситуации, когда требуется помощь людям, объектом будут эти самые люди. А также им могут быть просто социальные блага, предметы труда и даже продукты питания. А вот субъект — это всегда живое разумное существо или различные порождаемые обществом институты, некоммерческие организации, унитарные предприятия.
! Азы социологии: что это такое – социальная мобильность
Взаимодействие с объектом
Примеры взаимодействия
В обществознании эти понятия могут по-разному взаимодействовать между собой. Влиять друг на друга.
В случае взаимодействия человека и окружающего мира, первый своими действиями может преобразовать живую и неживую природу. Тем самым он способен менять ее параметры и свойства.
Также люди в процессе труда занимаются производством разнообразных продуктов деятельности — товаров и услуг. В данном случае последние считаются объектами. А человек будет субъектом взаимоотношений.
Кроме того, субъекты часто взаимодействуют между собой — по работе, в процессе дружеского общения или даже в романтических отношениях.
! Еще один пример взаимодействия — это взаимодействие личности с самой собой. Каждый способен рассматривать критически свои поступки, анализировать собственный характер и привычки. В этом процессе человек одновременно выступает и субъектом, и объектом изучения.
Взаимодействовать между собой могут также определенные общности людей. Например, в политической гонке во время предвыборной кампании. Субъектом будет штаб сторонников определенного кандидата. А объектом его воздействия — народ. Также можно привести другой пример. Коллектив преподавателей может воздействовать на группу студентов.
Примеры из жизни
Даже прочитав определения, многие не сразу могут разобраться, чем различаются между собой категории отношений? Внесет ясность Википедия.
А также а помощь здесь придут примеры-образы, которые способствуют лучшему восприятию. Представим себе студента и исследуем его жизнь. Он проживает в общежитии и учится в университете. В свободное время ходит гулять.
Иногда питается в столовой. У него есть сложившаяся модель поведения, которую можно изучать.
! Определение слова государство: что это такое
В дальнейшем жизнь этого студента может измениться. Например, он может переехать в другой населенный пункт, сменить место учебы. Найти новых друзей.
Но принципиально при этом его поведение не изменится. И объект исследования остается прежним — просто он немного изменяется по ситуации. А что такое предмет? Это в данном случае деятельность студента.
Его учеба, поездки, взаимодействие с окружающими.
Объект и предмет исследования можно выделить в любой тематической категории. Например, возьмем тему «Семья и брак». В данном случае, объектом будут права и обязанности участников отношений. А предметом отношений могут быть, например, обязанности родителей.
В исследовании по информатике «Система работы электронной почты» мы тоже видим, что является объектом в данном случае. Это электронная почта. А предметом будет ее функционирование. Студент, занимающийся исследованиями, считается субъектом.
Вывод
Нередко в тестах по обществознанию,студенты допускают ошибки. Они путают данные понятия. Не могут выделить их предмет. Это может быть несоответствие предмета выбранному объекту либо выход предмета за пределы исследования. Тщательное изучение представленной выше статьи поможет избежать недоразумений.
Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/subekt-i-obekt.html