Может ли заказчик в короткое время провести несколько однотипных малых закупок у одного и того же поставщика? При каких условиях такие закупки могут быть признаны намеренным дроблением для уклонения от конкурентных процедур?
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик имеет право проводить закупки до 100 тысяч рублей у единственного поставщика на любые цели, и избежать таким образом конкурентных процедур. Единственное условие для заказчика – не нарушать установленные законом лимиты, а именно:
Ограничения не касаются заказчиков, которые закупают товары, работы, услуги для нужд сельских поселений. На заказчиков, которые работают на территории иностранного государства, не действуют ограничения цены контракта, не превышающей 100 тысяч рублей.
Для ряда организаций, поименованных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, при малой закупке у единственного поставщика , сумма контракта увеличена до 400 тысяч. У этих организаций тоже есть ограничения годового объема малых закупок:
Но как определить, не кроется ли за малыми закупками попытка избежать проведения конкурентной процедуры? Рассмотрим подробнее.
Формально в Законе № 44-ФЗ нет прямого запрета на заключение нескольких контрактов с одним и тем же поставщиком в короткое время, если сумма каждого такого договора не превышает 100 (400) тысяч .
Для заказчика такой вариант проведения закупок – наиболее удобный, поскольку занимает меньше времени и не требует проведения всех действий, сопутствующих конкурентному способу определения поставщика.
Заключать контракт можно в любой форме, соответствующей ГК РФ. Но нужно учесть несколько моментов. Бюджетный кодекс обязывает заказчика при проведении закупок руководствоваться принципами эффективности, экономности и результативности.
В случае если у контролирующих органов возникнут сомнения насчет принципов, которыми руководствовался заказчик при проведении нескольких малых закупок у единственного поставщика, то такие закупки могут быть квалифицированы как «содержащие признаки дробления». В результате чего заказчик может понести ответственность в виде штрафа, отмены закупки и обязанности провести конкурентную процедуру. Малые закупки могут обладать признаками дробления если:
Суд или контролирующий орган может привлечь заказчика к ответственности за искуственное дробление закупки на контракты до 100 (400) тысяч, если будет доказано, что такие закупки можно и нужно было провести конкурентным способом. Такие действия могут быть квалифицированы как намеренный обход конкурентных процедур.
Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»
У заказчиков нередко возникает соблазн разбить весь объем необходимого товара на несколько отдельных контрактов. Это позволяет избежать конкурентных процедур и быстро провести закупку, не затратив много сил на подготовку. Статья расскажет о дроблении закупок и о том, почему это может быть опасно.
Сразу отметим, что термина «дробление закупок» нет ни в законе 44-ФЗ, ни в законе 223-ФЗ. Из этого формально следует, что законодательство о закупках прямо такого явления не запрещает.
Вместе с тем тендерная система базируется на определенных принципах. В частности, закупки должны быть эффективными и экономными. Однако если не проводится конкурентная процедура определения поставщика, то заказчик не получает лучшей цены. А значит, упомянутые выше принципы могут быть нарушены.
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Дроблением считается разбиение одного крупного заказа на несколько мелких. Причем наказуемо именно преднамеренное дробление. Подразумевается ситуация, когда заказчик заранее знает свою потребность в товаре, при этом нет никаких препятствий для того, чтобы сразу закупить весь его объем. Однако вместо этого закупка производится частями.
В общем случае заказчики обязаны определять исполнителей контрактов в конкурентной борьбе. Однако эта процедура довольно сложная: нужно заранее включить закупку в план, разместить информацию в ЕИС, подготовить документацию и так далее. К тому же все это и еще не гарантирует, что процедура состоит, и заказчик получит хорошую цену.
Вместе с тем законодательство дает на небольшие суммы. Так, закон 44-ФЗ позволяют заключать контракты с единственным поставщиком стоимостью не более 100 000 рублей.
Неудивительно, что порой закачку гораздо проще разделить весь объем закупки на части и заключить несколько прямых контрактов. Это позволяет ему добиться следующих преимуществ:
Если контролирующие органы обратят внимание на такую закупку, может последовать проверка.
Подобные нарушения караются денежными штрафами в соответствии с КоАП. Например, за ограничение конкуренции либо неправильный выбор процедуры будет наложен штраф 50 000 рублей.
Как контролирующие органы определяют, искусственно ли была раздроблена закупка либо это вызвано объективными причинами? Самые очевидные признаки фиктивного дробления мы уже упомянули. Но главное, что должен понять антимонопольный орган – были ли изначально основания делить закупку на более мелкие составляющие.
Например, заказчику нужно закупить дорогостоящую информационную систему. Он решил не проводить торги, а заключить более 60 прямых контрактов с одним поставщиком. Предметами закупки по каждому соглашению выступают отдельные модули системы и комплект ПО для одного сотрудника.
Это реальный случай из практики ФАС. Антимонопольный орган пришел к выводу, что у заказчика не было оснований дробить закупку. Ведь в конце концов, его целью было приобрести не каждый модуль в отдельности, а всю АИС целиком. Заказчика наказали штрафом за неправильный выбор процедуры определения поставщика.
Как было сказано выше, дробление не всегда носит криминальный характер. Иногда делить закупку на составляющие приходится по объективным причинам. Если заказчик считает, что ФАС углядела искусственное разделение закупки там, где его нет, и наложила штраф неправомерно, то следует обращаться в суд.
Институт развития современных образовательных технологий
Региональное отделение дистанционного обучения г. Уфа
Москва, Конгресс-отель «Альфа» Измайлово + Online-трансляция в г. Уфа
- Участие субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) в закупках по 223-ФЗ
- Особенности проведения закупок, в которых участниками (поставщиками) являются только СМСП
- Новое в расширении доступа СМСП к участию в закупках по 223-ФЗ (ПП РФ от 29.10.2015 № 1169)
Источник:
https://qipok.ru/droblenie-zakupok-droblenie-zakupok-kak-razbit-bolshoi-goszakaz-na/
Содержание
- 1 Дробление закупок: когда можно, а когда запрещено | Контур.Закупки
- 2 Искуственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответственность
- 3 Дробление закупок по 44 ФЗ ответственность
- 3.1 Зачем дробить закупки
- 3.2 Как определить дробление это или нет?
- 3.3 Ответственность за дробление закупок
- 3.4 Как обосновать дробление закупок по 44 фз
- 3.5 Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких
- 3.6 Форум о госзакупках и тендерах good-tender
- 3.7 «дробление закупок» до 100 (400) тысяч рублей: практика контроля
- 4 Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких
- 5 Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких. Дробление закупок Дробление договоров по 44 фз судебная практика
Дробление закупок: когда можно, а когда запрещено | Контур.Закупки
Дроблением закупки называют искусственное разделение одного контракта на несколько более дешевых таким образом, чтобы их можно было заключить без конкурентной процедуры.
Например, вместо одного контракта стоимостью 600 тыс. рублей заказчик решает заключить 6 контрактов по 100 тыс.
Каждый из контрактов укладывается в рамки малой закупки и заключается напрямую с поставщиком.
Зачем заказчики дробят закупки
Преимущества заключения контрактов напрямую очевидны. Их несколько:
- не нужно готовить закупочные документы, что существенно экономит время и снижает трудозатраты при подготовке к заключению контракта;
- не нужно выжидать положенные по процедуре сроки;
- можно заключить контракты с удобным поставщиком.
Например, заказчику требуются какие-то товары для обеспечения работы офиса — бытовая химия, канцелярские принадлежности и так далее.
Если он будет проводить аукцион, то нужно будет подготовить документацию, обосновать начальную цену, рассчитать сроки, когда процедура может быть проведена, а после заключения контракта отчитаться об этом. То есть процедура предстоит довольно серьезная и длительная.
В противовес этому заключение контракта с единственным поставщиком не требует всего перечисленного выше. Даже обосновывать цену придется лишь том случае, если у проверяющих возникнут вопросы.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
К тому же потребность в товарах, как правило, часто возникает не сразу. Так почему бы заказчику не приобретать их по мере надобности? Те же канцелярские принадлежности он может закупать ежемесячно, а не запасаться ими сразу на весь год.
Закон 44-ФЗ не содержит формального запрета на такой подход. То есть заказчик может заключить несколько контрактов с одним и тем же поставщиком на схожий объект закупки. Но это должно быть обосновано.
Надо отметить, что нередко заказчики прибегают к искусственному разделению одного контракта на несколько мелких, чтобы упростить себе жизнь.
Это считается злоупотреблением, ведь закон о госзакупках ставит во главу угла конкуренцию и экономию.
Весьма вероятно, что при приобретении крупной партии товара путем аукциона или конкурса вместо заключения нескольких мелких контрактов с одним поставщиком заказчик мог бы получить более выгодные цены. Поэтому у проверяющих могут возникнуть претензии.
Как контролеры делают вывод о дроблении
С большой долей вероятности подозрение вызовут закупки малого объема, которые имеют такие признакам:
- контракты заключены с одним поставщиком;
- между датами их заключения прошло непродолжительное время;
- все контракты предполагают поставку одного и того же объекта закупки.
Однако даже если все условия выполняются, это не значит, что дробление было искусственным. Возможно, на это у заказчика были весомые причины. Главное — грамотно пояснить проверяющим, почему было заключено несколько контрактов.
В качестве обоснования можно сослаться, например, на отсутствие подходящих помещений для хранения большой партии товара. В особенности если ему требуются определенные условия — температура воздуха, влажность и так далее. Поэтому заказчик решил приобретать товар по мере возникновения потребности и тут же его использовать.
Ответственность
Если все же проверяющие решат, что заказчик неправомерно раздробил закупку и ушел таким образом от конкурентной процедуры, не избежать ответственности. Причем это не только штраф в рамках КоАП РФ за неправильный выбор способа определения поставщика. Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.
Например, контрактный управляющий вместо проведения аукциона решил разделить большой контракт на мелкие и заключил их с одним поставщиком.
Контролеры могут заподозрить, что этот специалист имел личную заинтересованность в том, чтобы заключить контракты с конкретным исполнителем.
Такое преступление может быть квалифицировано как злоупотребление в сфере закупок или превышение должностных полномочий.
В одном из прошлых материалов мы подробно рассказали о мерах уголовной ответственности за нарушения в сфере госзаказа. Рекомендуем ее прочитать очень внимательно.
Здесь лишь упомянем, что в зависимости от тяжести преступления нарушителю грозит крупный денежный штраф, исправительные работы или лишение свободы.
Также виновное лицо может быть лишено права занимать определенные должности.
Риски для поставщика
Если речь о сговоре и подкупе представителя заказчика, то не избежит ответственности и поставщик. Виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности и также рискует получить немалый срок.
Но даже если поставщик не замешан в сговоре с заказчиком, дробление закупки для него все же несет риск. Заключается он в том, что исполнителю могут попросту не заплатить.
Ряд мелких одноплановых закупок привлечет внимание контролирующего органа, последует проверка, в результате которой действия заказчика могут быть признаны неправомерными.
Это придет к тому, что заключенные контракты могут быть признаны недействительными, и выплаты по ним произведены не будут.
Случаи из практики судов
Как наивысшая подтверждается судебной практикой. Есть определение Верховного суда от 7 ноября 2017 года № 308-ЭС17-15 799. В котором УЗИ признают ничтожными контракты, заражен заключенные с нарушениями закона 44-ФЗ.
Суть в следующем. Орган муниципальной власти заключил несколько контрактов с единственным поставщиком на выполнение проектных работ. Поскольку поставщик не получил оплату в срок, то вынужден был подать иск.
Суд первой инстанции обязал муниципалитет оплатить проделанную работу, однако заказчик с этим не согласился. Дело пошло в вышестоящие инстанции. В итоге судьи пришли к выводу, что заказчик неправомерно раздробил закупку, и контракты были признаны недействительными.
В итоге исполнитель работу проделал, но остался без оплаты.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью, в конце которого приведен пример из практики ФАС, когда закупку признали раздробленной.
Источник:
https://zakupki-kontur.ru/news/droblenie-zakupok-kogda-mozhno-a-kogda-zapreshheno/
Искуственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответственность
Перед заказчиком часто встает выбор: провести одну крупную закупку или разделить ее на несколько небольших. С одной стороны прямого нарушения законодательства в том, чтобы раздробить закупку, нет.
Но на практике ФАС и судебные инстанции нередко усматривают в этом ограничение конкуренции.
Как представителям контрактных служб, так и поставщикам будет не лишним разобраться в принципах и особенностях дробления, способах выявления таких закупок и ответственности, которую за это можно понести.
Что такое искусственное дробление закупки
Искусственным дроблением закупки принято называть умышленное разбиение стоимости одного крупного заказа на несколько. Это справедливо как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ.
Дробление признается преднамеренным, если заказчику заранее известна полная потребность организации в данной продукции или услугах на плановый период и при этом отсутствуют какие-либо препятствия для приобретения их в рамках одного контракта.
В тексте 44-ФЗ и 223-ФЗ нет термина «дробление закупки», а, следовательно, нет прямого запрета на проведение такой манипуляции. Заказчикам же такой вариант приобретения товаров и услуг кажется наиболее удобным. Нет необходимости реализовывать конкурентные процедуры, размещать информацию в ЕИС и так далее.
Можно заключить несколько контрактов с единственным поставщиком и полностью закрыть потребность предприятия. При этом нужно учитывать, что согласно действующему законодательству все закупки должны проводиться по принципу максимальной эффективности, экономности и результативности.
При искуственном разделении закупки эти требования соблюсти удается не всегда.
Для чего проводится дробление закупки
Реализация торговой процедуры не всегда является наиболее эффективным способом приобретения товаров или услуг, особенно с точки зрения контрактной службы. Она требует больших временных затрат и при этом у заказчика нет никаких гарантий, что в тендере примет участие хотя бы одна компания.
При этом существует возможность заключать контракты на сумму не более 100 000 рублей и без проведения торгов. Все случаи, когда допустима закупка у единственного поставщика, приведены в 44-ФЗ. При этом 223-ФЗ вообще не регламентирует такие ситуации. Это наталкивает заказчиков на мысль, что целесообразно разбить одну крупную закупку на несколько небольших и заключить отдельные контракты.
Разукрупняя заказы, заказчики преследуют следующие цели:
- Ускорить поставку товаров или оказание услуг. К примеру, такие ситуации нередко случаются перед новым годом, когда организации просто не успевают закупить праздничные подарки.
- Упростить процедуру проведения закупки. Иногда у заказчика нет желания или времени готовить полный пакет необходимых документов, размещать всю информацию в ЕИС и выжидать положенное время после торгов для заключения контракта.
- Получить личную выгоду. Известно множество случаев, когда заказчики намеренно дробили заказы с целью получения «отката» от поставщика. Контрактный управляющий может намерено отказаться от проведения аукциона на сумму 500 000 рублей и заключить с конкретной фирмой 5 контрактов по 100 000 рублей каждый. При этом поставщик выплачивает заказчику вознаграждение.
Разукрупняя закупку, заказчик должен просчитать эффективность этой процедуры. В противном случае его действия могут быть признаны мошенническими.
Основные признаки искусственного дробления
Опознать разукрупнение заказа можно по следующим признакам:
- Заказчик заключает одновременно несколько договоров в один и тот же день.
- Несколько контрактов заключено с одним и тем же поставщиком.
- Договора предусматривают поставку одинакового товара либо выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же хозяйственных целей.
При обнаружении подобных признаков контролирующие органы могут инициировать проверку действий заказчика.
Практика ФАС
Антимонопольной службой было рассмотрено и признано незаконным немалое количество закупок с искуственным дроблением.
К примеру, один из заказчиков провёл закупку 12 отдельных модулей для автоматизированной информационной системы (АИС), а также 50 рабочих мест для сотрудников.
В результате было заключено 62 отдельных контракта. Поставщиком по всем договорам выступала одна и та же компания.
ФАС инициировала подробную проверку действий заказчика, в ходе которой был сделан вывод о том, что изначально предметом закупки служила именно АИС, а не ее отдельные компоненты.
Исходя из стоимости системы, заказчик не имел оснований на то, чтобы разделять заупку на несколько договоров. Необходимо было выбрать один из конкурентных способов приобретения товаров.
В этой ситуации на заказчика было наложено взыскание за неправильный выбор способа определения поставщика.
Судебная практика
Окончательное решение о правомерности разукрупнения заказа может быть вынесено только в суде. Поэтому заказчикам, в отношении которых ФАС вынесло решение о наложении штрафа, рекомендуется обжаловать его в суде.
В судебной практике также немало дел, когда после рассмотрения всех обстоятельств было признано решение о признании действий заказчика незаконными. Например, на одно из дел, рассматриваемых в Уральском Арбитражном суде, было подано три апелляции. Все они были отклонены. На заказчика было наложено взыскание за намеренное ограничение конкуренции.
Дробление закупки в некоторых ситуациях может действительно принести существенную выгоду. Но перед тем как проводить подобные манипуляции, необходимо просчитать все возможные исходы событий. Велика вероятность того, что в ходе проверки все договора будут признании ничтожными и придется выплатить внушительный штраф.
Источник:
https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/209-droblenie-zakupok
Дробление закупок по 44 ФЗ ответственность
Дробление закупок заказчиком происходит когда не выгодно проводить торговые процедуры. В первую очередь это касается сроков проведения закупок.
Например, не успел вовремя заказчик спланировать закупку и подготовить документацию или лимиты денежных средств были поздно доведены.
А поставка товара или оказание услуги требуется, как правило, ещё вчера.
Вот и приходится разбивать одну большую потребность на много маленьких. Чаще всего дробление встречается в закупках продовольствия, медикаментов, строительстве.
Зачем дробить закупки
Закупки торговыми способами отнимают много сил и времени у заказчиков. Это ж заранее всё просчитать надо, внести в плановые документы, выждать десять календарных дней, разработать документацию… Оооххх…
И это далеко не вся работа. Куда проще заключить напрямую несколько договоров и ждать поставку необходимых товаров или оказание нужных услуг.
Что же такого привлекательного в этом мистическом дроблении, что заказчики к нему прибегают раз от раза?
Во-первых, заключение договоров без проведения конкурсных процедур помогает сократить время поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ.
Особенно актуальна эта причина при завершении финансового года. И тут не всегда вина заказчика.
Бывает же, что вышестоящая организация доводит денежные средства тогда, когда уже нельзя успеть провести аукцион или запрос котировок.
Во-вторых, при заключении прямого контракта заказчик без лишних проблем выбирает того поставщика с кем ХОЧЕТ работать. Не редки при этом случаи благодарности от поставщиков. Что влечёт за собой нарушение норм Уголовного кодекса РФ, но сегодня мы не об этом.
В-третьих, разработка документации о торговой закупке бывает настолько технически сложной и трудоёмкой, что знаний и навыков у сотрудников заказчика не хватает. Часто такое дробление встречается в сфере строительства, привлечь грамотных специалистов нет денежных средств и заказчик вынужден идти на нарушение.
Этот список можно было бы и продолжить, но для общего понятия зачем нужно дробление закупок — достаточно.
ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…
Как определить дробление это или нет?
Не всегда при дроблении закупок вина лежит на заказчике. Есть в государственном заказе много сопровождающих факторов, которые вынуждают идти на нарушения.
Но каждый контрактный управляющий должен, в первую очередь, думать о соблюдении норм законодательства о закупках. Соответственно и о том, как не попасть на штраф при ближайшей проверке.
Для этого важно понимать каким образом контролирующие органы вычисляют дробление закупок.
Особое внимание в таких проверках уделяется закупкам малого объёма в соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ.
Далее проверяющие смотрят на объект закупок и сроки заключения договоров.
Если за короткий промежуток времени было заключено несколько договоров в отношении однородного или идентичного объекта закупки, то считайте, что вас поймали на дроблении.
Например, дроблением будет признано заключение в течении двух недель договоров на оказание услуг по уборке помещений сроком на три месяца вместо проведения закупки путём аукциона в электронной форме.
Если же избежать заключения таких договоров не получается, то заказчик должен заранее обосновать (хотя бы для себя) необходимость этих действий. Дальнейшее развитие событий уже пойдёт на усмотрение конкретного проверяющего.
Ответственность за дробление закупок
Как такового, понятия «дробления» в Законе о контрактной системе нет. Но штраф за такие действия есть. Анализ существующей практики показывает следующее:
Судебные и контролирующие органы в своих решениях пишут, что при дроблении закупок заказчики нарушают принцип эффективности и использования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса РФ), а также не верный выбор способа определения поставщика (статья 24 Закона о контрактной системе). Далее уже в каждом решении добавляются ссылки на разные статьи Гражданского кодекса и Закона о защите конкуренции.
Если руководствоваться этой логикой контролёров, то несложно посчитать, что штраф за неверный способ определения поставщика согласно КоАП составляет от двадцати до пятидесяти тысяч рублей. Нормальный такой удар для семейного бюджета.
11.04.2019
Мария Петухова
Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/770-otvetstvennost-za-droblenie-zakupok-po-44-fz
Как обосновать дробление закупок по 44 фз
Menu Новости— Новости госзакупок— Мероприятия— Новости ЕИС— Вестник Института госзакупок— Аукционный вестник— Авторские статьи— Юмор в госзаказе44-ФЗ— Нормативно-правовые акты— Письма и разъяснения— Руководства и документация— Шаблоны документов— Судебная практика— Решения контролирующих органов223-ФЗ— Письма и разъяснения— Нормативно-правовые акты— Вебинары— СеминарыВопросыЗаказчику— Консультация по 44-ФЗУчастнику— Электронная подпись— Банковская гарантия— Консультация по 44-ФЗ— Свидетельство СРО, ЛицензияСсылки— Учебные центры— Сервисы и справочники— Специализированные организации— Эксперты— Торговые площадки— Общественные организации У нас много планов и проектов для Вас, но ограниченное количество ресурсов.
Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких
Согласно 223-ФЗ, случаи ЕП жестко не регламентированы и указываются в положении о закупке.
Таким образом, заказчик зачастую приходит к выводу о целесообразности разбить крупную закупку на мелкие и заключить отдельные договоры с поставщиком по одному объекту, что и означает под собой дробление.
Внимание Примеры Причинами разукрупнения могут являться следующие факторы:- Необходимость ускоренной поставки товара, выполнения работ. Как это нередко бывает, просто «горят сроки» и к определенной дате требуется конкретный результат.
К примеру, поставка новогодних подарков для нужд образовательной организации на сумму 500 000 руб. Никак не позднее 31.12 ученики должны получить свой подарок, и заказчик, не организовавший заранее процедуру аукциона, может принять решение заключить два договора на сумму не более 400 000 руб.
Черданцева Татьяна 24 ноября 2017 Провести единую крупную закупку или осуществить несколько мелких заказов по одному объекту, решает заказчик. Рассмотрим основные факторы, влияющие на выбор.
Можно ли «разукрупнить» заказ, не нарушая при этом положения законодательства? Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ — это преднамеренная и умышленная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период, и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для приобретения всего объема требуемых товаров, работ, услуг.
Разберем процедуру дробления закупок по 44-ФЗ, ответственность за нарушения при выборе процедуры.Форум о госзакупках и тендерах good-tender
При искуственном разделении закупки эти требования соблюсти удается не всегда. Для чего проводится дробление закупки Реализация торговой процедуры не всегда является наиболее эффективным способом приобретения товаров или услуг, особенно с точки зрения контрактной службы.
Она требует больших временных затрат и при этом у заказчика нет никаких гарантий, что в тендере примет участие хотя бы одна компания. При этом существует возможность заключать контракты на сумму не более 100 000 рублей и без проведения торгов.
Все случаи, когда допустима закупка у единственного поставщика, приведены в 44-ФЗ. При этом 223-ФЗ вообще не регламентирует такие ситуации.
Это наталкивает заказчиков на мысль, что целесообразно разбить одну крупную закупку на несколько небольших и заключить отдельные контракты.
«дробление закупок» до 100 (400) тысяч рублей: практика контроля
Важно
А32-38440/2015? постановление 3-го арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2016 года по делу № А33-9823/2015.
Приведенными выше решениями, такие сделки признаны ничтожным, притворными, посягающими на публичные интересы — часть 2 статьи 170, часть 2 статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации.
посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (соответствующая правовая позиция содержится в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Примечание автора: какой же запрет нарушен? Императивного запрета на заключение контрактов у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) нет в Законе о контрактной системе.
Источник:
https://nedvizinform.com/droblenie-zakupok-po-44-fz-otvetstvennost/
Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких
Провести единую крупную закупку или осуществить несколько мелких заказов по одному объекту, решает заказчик. Рассмотрим основные факторы, влияющие на выбор. Можно ли «разукрупнить» заказ, не нарушая при этом положения законодательства?
Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ — это преднамеренная и умышленная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период, и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для приобретения всего объема требуемых товаров, работ, услуг. Разберем процедуру дробления закупок по 44-ФЗ, ответственность за нарушения при выборе процедуры.
Какой способ определения поставщика выбрать
Важно понимать, что ни Закон 44, ни 223 не содержат понятия «дробление закупки». Заказчик может на свое усмотрение выбирать способ определения победителя: как конкурентный (аукционы, конкурсы, запросы котировок в электронной форме и т. д.), так и неконкурентный (договор с единственным поставщиком — ЕП).
Проведение торгов не всегда является более эффективным и результативным способом заказа, по сравнению с ЕП.
Налицо сокращение временных издержек (для электронного конкурса, аукциона публикация извещения 7-20 дней, мораторий на срок заключения контракта, к примеру, не раньше 10 дней от даты определения победителя), уверенность в наличии претендента (при проведении торгов может быть не подано ни одной заявки) и др.
Напомним, что случаи ЕП отражены в ст. 93 Закона о контрактной системе, и наиболее часто используемый способ — заключение контракта на сумму, не превышающую 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93, для отдельных видов образовательных, культурных организаций по п. 5 ч. 1 ст. 93 — до 400 000 рублей). Согласно 223-ФЗ, случаи ЕП жестко не регламентированы и указываются в положении о закупке.
Таким образом, заказчик зачастую приходит к выводу о целесообразности разбить крупную закупку на мелкие и заключить отдельные договоры с поставщиком по одному объекту, что и означает под собой дробление.
Примеры
Причинами разукрупнения могут являться следующие факторы:
- Необходимость ускоренной поставки товара, выполнения работ. Как это нередко бывает, просто «горят сроки» и к определенной дате требуется конкретный результат. К примеру, поставка новогодних подарков для нужд образовательной организации на сумму 500 000 руб. Никак не позднее 31.12 ученики должны получить свой подарок, и заказчик, не организовавший заранее процедуру аукциона, может принять решение заключить два договора на сумму не более 400 000 руб. каждый в целях успешного проведения новогоднего праздника.
- Нежелание составлять полный пакет документов по конкурентной процедуре, ведь ЕП не требует публикации извещения и документации. К примеру, проведение ремонтных работ в медицинской организации на сумму 200 000 руб. Проще заключить два контракта на сумму не более 100 000 рублей, чем составлять и публиковать в Единой информационной системе документацию, содержащую проектно-сметные материалы.
- Наличие выгоды так называемых «откатов» за предоставление государственного или муниципального заказа конкретному претенденту. К примеру, поставка медицинской техники на сумму 500 000 руб. Заказчик не проводит аукцион, а отдает реализацию данного государственного контракта конкретному лицу путем заключения пяти договоров на сумму не более 100 000 рублей, при этом получая определенное вознаграждение от лица исполнителя.
Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких. Дробление закупок Дробление договоров по 44 фз судебная практика
А32-38440/2015? постановление 3-го арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2016 года по делу № А33-9823/2015.
Приведенными выше решениями, такие сделки признаны ничтожным, притворными, посягающими на публичные интересы – часть 2 статьи 170, часть 2 статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации.
посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (соответствующая правовая позиция содержится в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Примечание автора: какой же запрет нарушен? Императивного запрета на заключение контрактов у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) нет в Законе о контрактной системе.
Дробление закупок
Важно
Какой способ определения поставщика выбрать Важно понимать, что ни Закон 44, ни 223 не содержат понятия «дробление закупки». Заказчик может на свое усмотрение выбирать способ определения победителя: как конкурентный (аукционы, конкурсы, запросы котировок и т.
д.), так и неконкурентный (договор с единственным поставщиком –
Инфо
ЕП). Проведение торгов не всегда является более эффективным и результативным способом заказа, по сравнению с ЕП.
Налицо сокращение временных издержек (для конкурса, аукциона публикация извещения 7-20 дней, мораторий на срок заключения контракта, к примеру, не раньше 10 дней от даты определения победителя), уверенность в наличии претендента (при проведении торгов может быть не подано ни одной заявки) и др.
Напомним, что случаи ЕП отражены в ст. 93 Закона о контрактной системе, и наиболее часто используемый способ – заключение контракта на сумму, не превышающую 100 000 руб.
Дробление закупки что это такое по 44 ap
Источник:
https://www.yuriste.ru/droblenie-zakupok-kak-razbit-bolshoi-goszakaz-na-neskolko-malenkih/