График работы учителя в школе образец. Методический день учителя — что это такое

Методический день можно определить как день, когда функционирует образовательная организация, но:

  • у педагогического работника, который ведет преподавательскую работу, отсутствуют учебные занятия;
  • внутренние документы образовательной организации не предусматривают выполнение другой педагогической работы непосредственно в образовательной организации;
  • в этот день работник не выполняет дополнительные виды работ за дополнительную оплату непосредственно в образовательной организации.

В методический день работник не обязан находиться в образовательной организации.

На это указывает пункт 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536.

Работодатель предусматривает методический день работнику, чтобы тот использовал его (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536):

  • для дополнительного профессионального образования;
  • для самообразования;
  • для подготовки к занятиям.

То есть методический день – не дополнительный выходной день для педагогического работника. Работодатель предусматривает его только для указанных действий.

В данном случае под понятием «работодатель предусматривает» необходимо понимать то, что при составлении расписаний занятий, графиков, планов работ и других документов в определенный день у работника нет работы, которую он должен выполнять непосредственно в образовательной организации.

Под дополнительным профессиональным образованием нужно понимать обучение по программам:

  • повышения квалификации либо
  • профессиональной переподготовки.

Это предусматривает часть 2 статьи 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Педагогический работник в методический день может повышать свою квалификацию или получать новую компетенцию.

Нормативные правовые акты не предусматривают, в чем конкретно заключается самообразование и в какой области его необходимо получать. Также нет требований к подготовке к занятиям. Вместе с тем, если Правила трудового распорядка предусматривают такие дни, например, в целях самообразования, такое самообразование работник должен осуществлять применительно к своей должности.

Ситуация: можно ли учителю в свой методический день уехать за границу

Да, можно, если это связано с получением дополнительного профессионального образования, самообразованием или подготовкой к занятиям.

Методический день – не выходной день. Нормативные правовые акты четко определяют, для чего работодатель его предусматривает (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

Однако проверить, для чего работник использовал этот день, работодатель не может.

Ситуация: можно ли требовать отчет о том, чем занимался педагогический работник в методический день

Нормативные правовые акты не предусматривают такого отчета.

Работник должен добросовестно выполнять свои трудовые обязанности. А основа для их разработки – квалификационные характеристики должностей работников образования.

Их содержит Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. Но он не предусматривает, что работник составляет подобные отчеты.

Трудовой кодекс РФ запрещает требовать, чтобы работник выполнял ту работу, которая не предусмотрена в трудовом договоре (ст. 60 ТК РФ).

Тем более, например, подготовку к осуществлению образовательной деятельности работник регулирует самостоятельно (п. 2.3 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536). Это значит, что он сам определяет, как и в каких формах готовиться.

Более того, если руководитель потребует от работника подобный отчет, то проверяющие органы могут расценить это как избыточную отчетность педагогических работников и нарушение законодательства.

Ситуация: можно ли заставить педагогического работника находиться в школе в его методический день

Нет, нельзя.

Нормативные правовые акты определяют методический день как свободный день. То есть в этот день работник свободен от выполнения урочной нагрузки, другой педагогической работы и дополнительной работы за дополнительную оплату. Он не обязан присутствовать в образовательной организации (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

Содержание

Обязан ли работодатель предусматривать методический день

Минобрнауки России лишь рекомендует предусматривать методический день для педагогических работников, которые ведут преподавательскую работу. То есть работодатель не обязан это делать.

Дело в том, что методический день предусматривают с учетом режима рабочего времени, который установлен для конкретного работника. А режим рабочего времени определяют внутренние документы образовательной организации (с учетом действующих нормативных правовых актов):

  • коллективный договор;
  • Правила трудового распорядка;
  • иные локальные нормативные акты образовательной организации;
  • трудовой договор;
  • графики работ;
  • расписание занятий.

Это предусматривает часть 7 статьи 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

То есть предусматривать методический день или нет – решает работодатель, когда составляет расписание занятий, планы и графики работ.

Если работодатель не предусмотрит методический день работнику, это нельзя расценить как нарушение прав работника.

Рекомендательный характер обусловлен тем, что возможность предусмотреть методический день зависит от многих факторов:

1) режима работы организации.

Например, при шестидневной рабочей неделе у работников есть больше рабочих дней для того, чтобы выполнить учебную нагрузку и другую педагогическую работу, чем при пятидневной. В случае с шестидневной рабочей неделей проще освободить один день для методического дня;

2) особенностей работы конкретного работника.

Например, у учителя начальных классов, как правило, уроки проходят каждый день. Поэтому работодатель не может установить ему методический день;

3) объема учебной нагрузки каждого из работников, которые ведут преподавательскую работу.

Если у учителя большой объем учебной нагрузки, то ему могут потребоваться все дни, в которые работает образовательная организация. Иначе он не сможет провести все занятия и при этом не нарушить гигиенические требования к режиму образовательной деятельности обучающихся;

4) иных особенностей.

Например, на возможность предусмотреть методический день может повлиять сменность занятий, обеспеченность кадрами, форс-мажорные обстоятельства (если заболел другой учитель и требуется замена).

Кому можно предусмотреть методический день

Методический день можно предусмотреть только тем работникам, которые ведут преподавательскую работу (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536). К ним относятся:

  • учитель;
  • преподаватель;
  • педагог дополнительного образования;
  • старший педагог дополнительного образования;
  • тренер-преподаватель;
  • старший тренер-преподаватель.

На это указывает пункт 2.1 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536.

Ситуация: можно ли предусмотреть методический день работнику, который одновременно работает и получает профессиональное образование

Да, можно.

В нормативных правовых актах сказано, что методический день предусматривают для работников в зависимости от должности и возможностей образовательной организации (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

Если эти условия выполнены, работодатель может предусмотреть для работника методический день независимо от того, получает он образование или нет.

На это правило не влияют уровень образования, которое получает работник, вид или формы получения.

Более того, Минобрнауки России рекомендует предусмотреть методический день педагогическим работникам для повышения квалификации и переподготовки.

Как закрепить методический день во внутренних документах

Чтобы закрепить возможность предусмотреть методический день в документах образовательной организации, внесите соответствующие положения в Правила трудового распорядка или коллективный договор. На это указывает пункт 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536.

Ситуация: можно ли привлечь работника в его методический день для того, чтобы он заменил заболевшего педагога

Да, можно, но только с его согласия.

Выполнение учебной нагрузки временно отсутствующего работника – дополнительная работа с дополнительной оплатой (ст. 60.2 ТК РФ, п. 2.7 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601).

Работодатель может поручить такую работу только с согласия работника и при надлежащем оформлении: дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием объема работы, сроков и размера доплаты (ст. 60.2 ТК РФ).

Если работник не согласен, то работодатель не может его привлечь и работник использует методический день.

Если работник согласен на замену, то на этот день у него будут предусмотрены учебные занятия. Следовательно, он будет обязан присутствовать в образовательной организации. Методический день в этот день перестает быть свободным.

Ситуация: как предусматривают методический день в каникулы

Методический день предусматривают в соответствии с уточненным режимом рабочего времени.

Во время каникул обучающихся педагогические работники, которые не находятся в это время в отпуске, продолжают работать (п. 4.1 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

При этом на период каникул работодатель уточняет режим рабочего времени (п. 4.2 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

В этот период также может предусматриваться методический день в общем порядке.

Нормативные правовые акты не закрепляют порядок, который должен соблюсти работодатель, чтобы определить периодичность методических дней. Поэтому работодатель вправе определить периодичность самостоятельно.

Как правило, методический день предусматривают один раз в неделю.

Пример формулировки условия о методическом дне в Правилах трудового распорядка или коллективном договоре

«5.1. Для педагогических работников, которые ведут преподавательскую работу, с учетом расписаний занятий, планов и графиков работ может предусматриваться один свободный день в неделю для дополнительного профессионального образования, самообразования или подготовки к занятиям.

5.2. К педагогическим работникам, которые ведут преподавательскую работу, относятся:

  • учитель;
  • преподаватель;
  • педагог дополнительного образования;
  • старший педагог дополнительного образования;
  • тренер-преподаватель;
  • старший тренер-преподаватель».

Источник: https://ipkrori.ru/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA/

Рабочее и нерабочее время педагога: в каком режиме работает учитель?

Обновление от 12.03.2017 в связи с выходом нового нормативного акта взамен утратившего силу.

Данная статья поможет многим учителям, которые приходят в школу и не знают, по какому режиму они должны работать. Ведь кроме расписания уроков временных рамок в их рабочем дне нет, отсюда и вопросы. Постараемся на них ответить.

Заодно лишний раз посвятим родителей в рабочие будни учителя (как мы это делали в статьях «Чем занимается учитель» и «Права и обязанности учителя»).

Для законного обоснования многих пунктов данной статьи будем использовать

Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

36 часов в неделю или ненормированный день?

Заглянув в свою должностную инструкцию учителя, я видела в графе «Продолжительность рабочего времени» — 36 часов в неделю. Что входит в эти часы?— ваша ставка (сколько уроков вы даете – должно быть не менее 18 часов);

— «другая часть педагогической работы» — проверка тетрадей, консультации, исправление работа с учениками, родительские собрания, дежурства в школе, участие в педсоветах, школьных мероприятиях и т.д. и не забудем про самую сложную часть (так как она творческая) – подготовка уроков.

Согласно вышеупомянутому приказу №536, ч. II, п. 2.1.

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее — другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

То есть, если ваша ставка 18 часов, то вся остальная педагогическая работа должна уложиться в остальные 18 часов. Но это идеал. В условиях, когда современный учитель вынужден отрабатывать 27, 30, а то и все 36 часов только в уроках, его рабочий день превращается в ненормированный.

Почему учитель работает 36 часов в и более в неделю:

1) Как примерно сказал на одной из конференций с журналистами В.В. Путин «С одной ставкой жить не на что, с двумя – некогда».Учителя часто вынуждены брать гораздо больше положенных 18 часов, чтобы просто выжить. К сожалению, часто это плохо влияет на качество даваемых знаний.

2) Политика администрации школы.

Некоторые завучи или директора считают, что раз они всю свою жизнь посвящают школе, то и другие работники должны делать то же самое. И, как нарочно, не берут других учителей на свободные ставки, загружая до полного предела работающих. В одной школе моего города завуч считает нормальным загружать даже только пришедших учителей нагрузкой в 36 часов с классным руководством. Какие знания получат дети и какое здоровье будет у этих учителей, думаю, озвучивать не обязательно, и так понятно.

Пятидневка и шестидневка в школе: есть ли у учителя выходные?

Учителя, работающие пять дней в неделю – вы везунчики! Как я завидовала, таким как вы, работая буквально на износ 6 дней в неделю.
Да, чисто теоретически при такой рабочей неделе дается один выходной день – воскресенье.

Но! Этот «выходной день» тратится на подготовку уроков к следующей неделе, проверку тетрадей и прочую педагогическую работу.

В итоге долгожданный «выходной» остается таким только в теории, а на практике выходит так: у учителя выходных нет и отдыхать ему просто некогда.

Что такое методический день у учителя?

В этот день учитель не ведёт свои уроки (хотя вполне может заменить другого педагога, болеющего или уехавшего). Вот и всё, чем отличается этот день от других рабочих.

К большому сожалению для учителей, отсутствие своих уроков в расписании не означает, что вы не обязаны находиться на работе. Вас имеют право вызвать на замену, на проведение мероприятий и т.д. и вы не вправе отказать. Методический день – не выходной день.

Проверяйте тетради, готовьте уроки, посетите врача или сделайте другие школьные дела, на которые в обычные дни у вас нет времени и сил.

Хотя, если вас никуда не привлекли и не ждут в школе, вы в принципе можете остаться дома и заниматься своими делами даже в методический день. Я так и делала, когда меня никуда не «припахивали», главное не качать права, что вас куда-то зовут, а у вас «методический день», будете не правы.

Что об этом говорится в приказе министерства образования и науки (п. 2.4.)

В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования

Окна в расписании

Часто бывает, что посреди рабочего дня у учителя бывает окно — нет урока. Данный простой в работе дополнительно не оплачивается. Это время можно назвать «методическим часом», наподобие методического дня. Проверяете тетради, обедаете, беседуете с родителями или просто отдыхаете — вам решать как провести это время. Хотя если вам поставят в это время замену — тогда и денежку заработаете.

Если вас это по каким-то причинам не устраивает наличие окон в вашем рабочем графике — обговорите с завучем, наверняка вам пойдут навстречу. Нет — занимайтесь своими делами.

П. 3.1.

При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями.

При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.

Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.

Согласно закону, окон быть не должно. Но в школе может не хватать кабинетов, так как количество учащихся очень велико и окна становятся вынужденными. Отнеситесь к этому с пониманием и занимайтесь проверкой тетрадей или другой работой.

Каникулярное время и карантин, актированные дни

Снова повторяться на тему, что должен делать учитель во время каникул или карантина, не буду. Этому я посвятила целую статью, которую вы можете прочитать здесь.

Но законную основу вам предложу и здесь для ознакомления.

Во время каникул (Ч. IV, п. 4.1.):

Периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно — каникулярное время и отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во время карантина и актированных дней ( Ч. V, п. 5.1):

Периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических работников и иных работников.

Выйти на больничный учителю

Если вы заболели – вызывайте врача или идите в поликлинику и предупредите директора или завуча, что вы заболели до начала уроков.

Не стоит переносить болезнь на ногах только потому, что вас ждут дети или не хочется перегружать других учителей (у них же методический день!).

Вам это не даст ничего, кроме осложнений в здоровье (ведь работа учителя очень нервная и напряжённая) и сохранения зарплаты.

Здоровье дороже, школа без вас не развалится.

Единственная радость учителя

Один из немногих плюсов работы учителя – это большой отпуск (56 дней или 72 дня в северных районах (Крайний север и приравненные к нему местности).

В отличие от других работ, где его бы разделили на несколько частей, учитель «пашет» весь год и в каникулы, и в методические дни, и в выходные, чтобы в итоге насладиться своим большим отпуском.

Главное, успеть в это время отдохнуть.

Тем, кто решит отстаивать свои трудовые права

Напоследок, напутствие тем учителям, которые по каким-то причинам захотят отстаивать свои трудовые права в инспекции по труду, судах и т.д.

Если оно того стоит и по-другому никак (у вас огромные перенагрузки более 18 часов в неделю, вам дают ту работу, которой вы не обязаны заниматься и пр.), тогда обращайтесь.
Но помните, что, несмотря на нормы (18 часов уроков и 18 часов на др. пед.

работу), школа всё же предполагает ненормированный рабочий день. Вам придется участвовать в педсоветах, затяжных собраниях и т.д.

В городских школах нет возможности работать в рамках, установленных трудовым кодексом (государство у нас такое). Жаловаться можно, но это вряд ли поможет отстоять ваши трудовые права, только испортит отношения с администрацией. Проще поискать другую школу с более сговорчивым руководством или даже сменить стезю, если вы не готовы смириться с нынешним рабочим графиком учителя.

Если я упустила какие-то вопросы или вы что-то не нашли для себя – пишите в комментарии.
Не стесняйтесь задавать вопросы, ведь благодаря вам сайт будет наполняться новыми интересными статьями с ответами на них. Жду вас снова, всех вам благ!

Источник: https://shkola-i-my.ru/%E2%80%9C/uchitelyu/rabochee-i-nerabochee-vremya-pedagoga-v-kakom-rezhime-rabotaet-uchitel

Режим рабочего времени педагогических работников в школе

Сколько несправедливых нареканий вынуждены выслушивать педагоги, когда речь заходит о норме рабочего времени педагогических работников.

Обыватели упрекают учителя в том, что школе он проводит «полдня», а представителям других профессий приходится работать в восьмичасовом режиме. Это стороннее замечание необъективно.

Интересно, что даже сами педагоги (речь идет о начинающих) могут не знать, что рабочее время педагогических работников составляет 36 часов в неделю. Именно так, а не 18 (если у вас ставка) или немногим больше при дополнительной нагрузке.

Что такое режим рабочего времени

В должностной инструкции учителя есть такая графа – «продолжительность рабочего времени». Будьте внимательны к ней, когда читаете документ, регламентирующий вашу деятельность. В эти часы входит ставка учителя, на сегодняшний день она составляет 18 часов. Если ваша нагрузка меньше, до ставки вы не добираете, если больше – то работаете сверх ставки.

Остальные часы считаются «другой частью педагогической работы». В это определение входит и проверка тетрадей, и консультационная работа, и исправление и работа с учащимися внеурочно, и дежурства в школе, и родительские собрания, и педсоветы и пр. Наконец, сюда же можно вписать объемную и творческую составляющую работы учителя – непосредственно подготовку к урокам.

В положении о режиме рабочего времени педагогических работников отмечено следующее:

  • другая часть педагогической работы сотрудников относится деятельность, не конкретизированная по часам;
  • это работа, которая предусматривается квалификационными характеристиками по конкретной должности;
  • должностные обязанности педработников, в свою очередь, определяют трудовые договоры и должностные инструкции.

Это значит, что если ваша ставка и есть 18 часов, то в идеале в 36 часов рабочего времени укладываются и 18 часов на другую часть педагогической работы. Но такая гармоничность распределения времени, нагрузки присутствует не всегда. И если человек работает на полторы ставки, или чуть меньше, его рабочий день просто вынужден превращаться в ненормированный.

36 часов в неделю или больше?

Финансовая реальность работы учителя такова, что на 18 часов, то есть на ставку, прожить очень трудно. Учителя вынуждены бороться за допнагрузку, которая дает приемлемую зарплату, но забирает слишком много времени.

Учитель, который, например, работает на 27 часов в неделю, не может отказаться от другой части своих обязанностей. Он не может не пойти на педсовет, мотивируя это тем, что его рабочее время окончилось. И это обстоятельство не просто делает ненормированным рабочий день учителя, оно в некоторых случаях приводит к снижению качества знаний.

Есть и такой фактор как административная политика. Продолжительность рабочего времени педагогических работников – это иногда политика руководства школы.

Как распространена ситуация, когда директоры и завучи чуть ли не «ночуют» в школе, и требуют того же от подчиненных.

Конечно, их требования не должны спорить с законом, но беспокоясь за сохранность рабочего места, многие учителя вынуждены соответствовать этим несправедливым требованиям.

Наконец, педагог, который работает по шестидневной сетке, фактически остается без выходного. Ведь на единственный выходной все равно остается нагрузка – написать планы, сделать отчеты и т.д. Это все приводит к выгоранию специалистов, к профессиональному перенапряжению.

О методическом дне

Методический день не равно выходной. В этот день у учителя в расписании не стоит уроков. Хотя администрация может его вызвать на замену, если другой педагог заболел или уехал. Опять же, если в школе проходит внеклассное мероприятие, то учителя могут вызвать в методический день – и он не вправе отказаться.

Чем же должен заниматься педагог в методический день:

  • проверка тетрадей;
  • составление планов;
  • подготовка отчетной и аналитической информации;
  • организация работы с родителями;
  • посещение библиотеки и т.д.

Особенности рабочего времени педагогических работников предполагают индивидуальную адаптацию учителя к его графику: кто-то справляется с другой деятельностью педагога и вечером, и в выходной день, потому в свой методический может отдохнуть. Но отдых заканчивается ровно тогда, когда вас вызывают в школу – отказаться вы не можете.

«Окна» в расписании

«Окнами» называют урочное время, когда учитель свободен. И этот простой, конечно, не оплачивается. Каждый педагог хочет оптимальной рабочей сетки: чтобы «окон» было поменьше, уроки шли один за одним. Но так бывает редко.

Потому учитель делает «окошко» методическим часом. В это время можете проверять тетради, беседовать с родителями, обедать, наконец. Но учитель может использовать это время и для подработки: если ставят на замену, например.

Что говорит об «окнах» в расписании регламентирующая документация:

  • составляя графики рабочего времени педработников, не допускаются перерывы в рабочем времени более двух часов подряд (не сопряженные с приемом пищи);
  • составляя расписание, образовательная организация исключает нерациональные затраты времени педагогов, дабы не нарушить их непрерывную последовательность и не образовать длительных перерывов между каждым занятием;
  • длительные перерывы в рабочем времени педагога возможны в расписании лишь по письменному заявлению педработника.

То есть закон, описывая нормы часов рабочего времени педагогических работников, запрещает составлять расписание с «окнами» более двух часов подряд. И представители администрации, составляющие расписания, следуют этому предписанию.

Работа в каникулы и карантин

Нет уроков – но в школу ходим! Это правильный слоган работы педагога на каникулах. Каникулярное время не влияет на выработку часов. В школе в этот период учитель должен проводить не меньше 4 часов в день. Это такое же рабочее время, которое полноценному педагогу оплачивается.

Чем конкретно будет заниматься учитель в этот период, зависит от политики школы. Иногда педагогам дают возможность спокойно заняться методической работой, заполнить отчетную документацию и доделать прочую «бумажную» работу, которой учитель немало загружен сегодня.

Но чаще администрация составляет особый план на каникулы, где каждый день расписан, и заниматься внеурочной работой учитель снова вынужден дома.

Чем может школа «загрузить» учителя на каникулах:

  • участие в работе творческих групп, проективной деятельности;
  • подготовка к городским конкурсам и фестивалям, а также конкурсам иного масштаба;
  • организация и участие в педсоветах разной направленности;
  • организация и участие в семинарах (например, каждые каникулы школа проводит семинар «Эффективный учитель», где коллеги делятся своим опытом, пополняют арсенал знаний теоретической и практической направленности);
  • работа с родителями (к примеру, посещение классным руководителем своих учеников с целью контроля безопасного каникулярного времени);
  • участие в методической работе – проведение методобъединений и т.д.

И это, безусловно, весьма приблизительный, далеко не полный перечень той работы, что выполняет учитель на каникулах.

Администрация издает приказ о режиме рабочего времени педагогических работников в каникулярный период. Если один день каникул школа разрешает провести как выходной, то это не спонтанное решение, а регламентированное. Учителя получают законный методический день на каникулах.

Если вы как классный руководитель планируете в каникулярное время поехать с ребятами на экскурсию или как-то иначе провести время с классом в рамках познавательных и досуговых мероприятий, заранее уведомите об этом администрацию. Вы должны написать заявление на имя директора, а руководство должно его подписать, разрешив или не разрешив организацию мероприятия.

Режим рабочего времени при карантине

Период карантина сравним с каникулярным временем. Да, субъективно учитель более свободен, нежели в каникулярный период. Администрация планирует работу на каникулах, но карантин – это внезапный простой. В это время нельзя организовать лагерь (который и определяет, чем будет заниматься учитель в каникулярное время), нельзя организовать иную работу с учениками.

Правило то же: как минимум, 4 рабочих часа педагог проводит на рабочем месте. Проверка тетрадей, планирование уроков – эта работа становится более доступной во время карантина.

Важно! Если карантин объявили в городе, то власти зачастую решают продлить учебный год. Это решение принимает не школа, и повлиять на него трудно. Все зависит от длительности карантина.

Спорные вопросы

Об особенностях режима рабочего времени педагогических работников порой речь заходит в суде. Так случается, если права учителя нарушаются администрацией.

Это тонкий, деликатный вопрос, нередко педагоги проигрывают такие суды. Разумно сказать, что еще до выбора профессии стоит принять тот факт: ненормированный рабочий день – это пока данность.

Законодательно все выглядит упорядоченно, но на практике трудно уложиться в строгие рамки.

Рекомендации педагогам:

  1. Когда выпускается приказ о рабочем времени педагогических работников, ознакомьтесь с ним. Можете даже сфотографировать на телефон, чтобы в случае спорных вопросов у вас была начальная аргументация.
  2. Режим рабочего времени педагогических работников не является предметом принуждения. Конечно, если не готовы взять ставку, хотя изначально пришли трудиться в школу как в основное место работы, администрация вправе предложить вакансию работнику, готовому трудиться на полную ставку. Но если есть веские обстоятельства для того, чтобы взять сниженную нагрузку, вежливо и своевременно ознакомьте с ними руководство.
  3. Если в нагрузку вам дали классное руководство, будьте готовы, что «чистых» выходных может и не быть. Если с учеником произошло ЧП, если родители звонят в ваш выходной день (хоть это и не вежливо), придется работать, отодвигая другие дела. Потому рекомендуется на первом родительском собрании озвучить пожелания: например, звонить в выходной только в случае, не терпящем отлагательства.
  4. Твердо оценивайте возможности – готовы ли вы трудиться на полторы ставки, а то и больше? Перспектива нагрузки заманчива с точки зрения денег, но ведет к профессиональному выгоранию.

Если вы не только педагог, а представитель школьной администрации, вас отзывают даже в отпуске. К сожалению, нередки случаи, когда с ребенком происходит ЧП летом, и заместителя директора по воспитательной работе отзывают с отпуска.

И чаще выносят выговор с занесением.

Справедливо ли это? Правильно ли что за недостаточное внимание и неверно проведенную воспитательную работу работник отвечает во время трудового отпуска? Поспорить можно, но выиграть дело – крайне трудно.

Каждый педагог должен быть в курсе собственных прав и обязанностей. Ваше рабочее время – это 36 часов в неделю, в которые включена и урочная, и внеурочная деятельность, и работа с родителями, и подготовка планов, и методическая деятельность, и самообразование.

Источник: https://www.menobr.ru/article/5433-qqe-16-m8-osobennosti-rejima-rabochego-vremeni-pedagogicheskih-rabotnikov

Методический день учителя по новому закону об образовании в рф

Что такое методический день учителя? Если он не оплачивается, то является ли этот день методическим? Ведь тарификация рассчитана только на часы, которые проводятся в учебные дни. Я знаю, что если метод. день оплачивается из расчета 3 часа, то этот день является методическим, а если нет-то выходным.

08 Сентября 2015, 15:46 Светлана, г. Ярославль

Ответы юристов (1)

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.47) и ТК РФ (ст. 333) педагогическим работникам устанавливается сокращенная рабочая неделя — 36 часов.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»:

п. 2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам

устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов

педагогической работы за ставку заработной платы.

п. 2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе, учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);.

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа (

нормируемая часть), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69,

п. 2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями,

тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется

наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической

работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую

работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по

количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных

уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает, в том числе:

выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых

графиками и планами работы,

педагогический работник может использовать для

повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п

Таким образом, если у Вас в расписании есть полностью свободный день от всех обязанностей, перечисленных выше, Вы имеете право его использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям, методической работы и т.п. Этот день (периоды времени) оплачиваются Вам наравне с другими днями работы в школе.

Я знаю, что если метод. день оплачивается из расчета 3 часа, то этот день является методическим, а если нет-то выходным.

Такого, о чем Вы говорите, нет в действующем законодательстве.

Ищете ответ?

Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Имеет ли право преподаватель на методический день?

Законодательство понятие “методический” день не предусматривает вообще. Как следствие – законодательными нормами наличие или отсутствие подобного дня не определено.

Однако, во внимание можно принять Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 22.05.2008г.

№1168-6-1 “Об учете “методического дня” в табеле рабочего времени”, согласно которому время, когда преподаватель не ведет занятия, но выполняет другую работу, предусмотренную его трудовым договором или должностной инструкцией (в том числе методическую), в табеле учета рабочего времени следует отражать как “рабочее”.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что время когда преподаватель осуществляет методическую работу включается в общее рабочее время.

Помимо этого, можно принять во внимание Приказ Минобороны РФ от 12 марта 2003 г.

N 80 “Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации” согласно которому методическая работа имеет целью совершенствование методики, повышение эффективности, качества проведения всех видов учебных занятий, повышение профессионального уровня руководящего, преподавательского состава.

Несмотря на то, что данный приказ не относится напрямую к понятию и регулированию методической работы и методических дней в общегражданских ВУЗах, тем не менее на основе него можно сделать теоритический вывод о том, что методический день – это время которое включается в рабочее и выделяется преподавателю для совершенствования своей деятельности.

Скорее всего, количество и частота включения методических дней в расписание преподавателей регулируется внутренними нормативными актами вашего ВУЗа.

Источник: http://zakonosfera.ru/cat-num-12/metodicheskiy-den-uchitelya-po-novomu-zakonu-ob-obrazovanii-v-rf.php