Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации

Нормативно – правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения .

В совокупности нормативно – правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Содержание

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Такой Федеральный конституционный закон “О чрезвычайном положении” № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других ). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства

Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные , научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Вам может понадобиться информация из ментальной карты “Права потребителей”, в которой рассказано об ответственности продавца или исполнителя

Или узнайте ЗДЕСЬ, как осуществляется продажа товара через интернет-магазины

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Иерархическую структуру имеют и нормативно – правовые акты субъектов РФ

Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Например, Конституция Республики Адыгея, Устав Волгоградской области, Устав Краснодарского края.

Конституция (Устав) субъекта РФ – это основной региональный закон.

В ней определяются правовой статус субъекта, его административно-территориальное устройство, система и порядок деятельности местных органов власти, порядок издания и принятия нормативно – правовых документов

Законы субъектов РФ

Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно – правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.

Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/norma/ierarkhiya-npa/

Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации

За всю историю своего существования человечество множество раз пыталось найти наиболее эффективный регулятор социальных отношений, которым можно было бы влиять на все слои общества и каждого гражданина в отдельности.

В процессе поисков появлялись различные решения, но все они не приносили должного результата. Но уже ближе к нашей эре было придумано право.

По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе.

Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают.

Однако большой интерес представляет не только сама структура правовых норм в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации. Этот процесс во все времена осуществлялся посредством официального веления со стороны власти.

Как правило, такие веления оформлялись, а точнее, прописывались в специфических документах, которые сегодня носят название “нормативно-правовые акты”.

Следует отметить, что в России, как и других государствах, официальные документы, с целью обеспечения эффективности реализации их положений, входят в единую иерархичную структуру. Именно благодаря иерархии НПА можно достигнуть наиболее точного регулирования отношений в обществе.

Таким образом, нами далее будет рассмотрено понятие, виды нормативно-правовых актов, их иерархия и многое другое.

Правовая система Российской Федерации считается структурой, одним из элементов которой являются НПА. Однако прежде чем рассмотреть особенности всего юридического полиса РФ, необходимо ознакомиться с ключевыми положениями понятия НПА. Согласно сложившейся традиции в теории государства и права, нормативные акты рассматриваются как официальные документы, имеющие установленную форму.

Они выдаются в пределах компетенции того или иного государственного органа и содержат в себе определённое количество общеобязательных норм поведения.

НПА, как правило, рассчитаны на большой круг лиц, а их применение производится неоднократно. Необходимо заметить, что нормативные акты также могут быть изданы путём референдума с учётом всех законодательных процедур.

Подобная практика введена во многих странах мира, так как она наиболее полно характеризует режим народовластия.

Нормативный акт как источник права

В странах романской правовой семьи права иерархия нормативно-правовых актов играет первостепенную роль в процессе регулирования правоотношений. Потому что НПА в подобных государствах – это основной источник права. Такие документы издаются лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции.

Помимо этого, установленная форма свидетельствует о том, что НПА составляются по всем существующим параметрам юридической техники. Как правило, иерархия нормативно-правовых актов существует только в странах романской семьи, потому что в англосаксонских государствах ключевым источником является судебный прецедент.

В этом случае иерархичность структуры НПА попросту не нужна.

Если учитывать особенности правовой системы РФ, то нормативные акты, как свидетельствует представленное выше понятие, можно условно разделит на две большие группы, а именно:

1. Законы, то есть НПА, которые принимаются не просто высшими органами госвласти, а органами законодательными. Помимо этого, законами можно назвать все акты, издаваемые в порядке законотворчества.

2. Подзаконные акты – это официальные документы, издаваемые государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основе ранее изданных законов. К подобным документам можно отнести акты президента РФ, правительства, министерств, иных федеральных ведомств.

Стоит отметить, что во главе всей представленной системы стоит Конституция РФ, являющаяся основным законом державы. Все указанные виды основных нормативно-правовых актов РФ характеризуют устоявшиеся правовые традиции нашего государства.

Правовая иерархия

Иерархия нормативно-правовых актов РФ обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним ак­там (их видам) более высокой юридической силы, чем другим. Она делится на два основных вида:

1. Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов РФ – это распределение всех официальных документов от Конституции до отдельных ведомственных актов. При этом существует два основных типа вертикальной иерархии, а именно: федеральный (который применяется на всей территории РФ) и локальный (уровень субъектов федерации).

2. Горизонтальная иерархия нормативных актов Российской Федерации показывает дифференциацию всех официальных документов по их сфере применения. Отличным примером являются локальные акты субъектов РФ. Между собой они являются равными по юридической силе, но нормативное регулирование ими осуществляется лишь в пределах территории определённого субъекта.

Чтобы детальнее понять, как представленные выше виды основных нормативно-правовых актов организовывают праворегулирование общественных отношений в РФ, нужно рассмотреть их особенности в отдельности друг от друга.

Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА.

Таким образом, помогает понять, что такое иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации, схема. С ее помощью намного легче представлять запутанную систему НПА.

Российская Конституция

Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте – Конституции.

Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех органов власти на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой.

Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон. В соответствии с положениями Конституции РФ, её изменение производится путём созыва Конституционного Собрания.

Но такой порядок реализуется лишь в том случае, если необходимо пересмотр всего закона целиком. В иных ситуациях изменения в Конституцию вносятся посредством федеральных законов.

Принципы, закреплённые в конституции

Иерархия нормативно-правовых актов РФне только исходит от Конституции, но также во многом строится на принципах, закреплённых в ней. Помимо этого, данные принципы характеризуют рамки правового регулирования в государстве. Можно выделить следующие исходные положения основного закона:

1. Демократизм государства и власти.

2. Народовластие.

3. Федеральный принцип территориального устройства.

4. Россия является правовым и социальным государством.

5. Гуманизм всех общественных отношений.

6. Светский характер власти.

7. Форма правления – республиканская.

Федеральные законы

Иерархия нормативных актов России,если не брать во внимание Конституцию, являющуюся основой правовой системы, возглавляют федеральные законы. Именно федеральным законодательством производится непосредственное воздействие на общественные отношения, которые необходимо регулировать.

При этом законами могут затрагиваться практически любые вопросы, являющиеся предметом ведения непосредственно федерации или же её субъектов. Нормы этих НПА обязательны для исполнения на всех уровнях нормативного регулирования.

Издаваемые подзаконные акты должны не только соответствовать нормам законов, но и не противоречить им.

Как правило, федеральные законы принимаются по следующим вопросам, например:

– внесение изменений в Конституцию РФ;

– по поводу федерального устройства РФ;

– защита прав и свобод человека, гражданина;

– регулировка трехступенчатой системы органов законодательной, судебной и исполнительной власти;

– установление федерального бюджета;

– обеспечение безопасности, законности и правопорядка;

– регулирования иных вопросов внешней и внутренней политики;

Вопросы, которые не затрагиваются федеральным законодательством, регулируются локальными актами субъектов. Тем не менее иерархия нормативно-правовых актов РФ фактически возглавляется законами, что говорит о их значительной роли. Поэтому положения ФЗ всегда являются приоритетными.

Виды ФЗ

Законы, как и иные НПА, имеют свою классификацию. Как правило, все законы РФ делятся на два ключевых вида:

1. Основные законы, то есть нормативные акты, изданные путём законотворчества уполномоченным на то органом власти для регулирования тех или иных правоотношений.

2. Законы о внесении изменений – это специфические нормативные акты, имеющие равную юридическую силу с ФЗ. По сути, они являются законами, однако их положениями реализуется лишь изменение действующего законодательства, а не регулирование каких-либо отношений.

Помимо того, нужно отметить, что иерархия нормативных правовых актов в РФ содержит так называемые кодексы. Эти акты являются кодифицированными сборниками многочисленных правовых норм, объединенных единым предметом регулирования.

Подзаконные акты

Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты. Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач. Подзаконные акты в своём массиве делятся на акты президента России и правительства.

Что касается президентских актов, то ими, как правило, регулируются вопросы, связанные с присвоение классных чинов, почётных званий, назначением на должности в высшие органы власти, предоставлением политического убежища, а также некоторыми вопросами, возникающими в процессе международного сотрудничества.

Подзаконные акты правительства – это НПА высших органов власти исполнительной, издаваемые для обеспечения исполнительной власти в государстве.

Заключение

Итак, нами в данной статье представлено понятие, виды и иерархия нормативно правовых актов в РФ. Следует отметить, что представленный вопрос все ещё нуждается в некоторых юридических доработках, дабы правовое регулирование со стороны государственной власти реализовалось эффективнее.

Источник: https://FB.ru/article/224305/ierarhiya-normativno-pravovyih-aktov-rf-pravovaya-sistema-rossiyskoy-federatsii

Система нормативных актов в современной России

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

В зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы:

Виды законов:

    • Конституция (закон законов) – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
    • федеральные конституционные законы – принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
    • федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
    • законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

    • указы Президента РФ (высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты);
    • постановления Правительства РФ (акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами);
    • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);
    • решения и постановления местных органов государственной власти;
    • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
    • нормативные акты муниципальных органов;
    • локальные нормативные акты (нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации, например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

    1. нормативные акты государственных органов;
    2. нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
    3. нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
    4. нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

    1. общефедеральные;
    2. нормативные акты субъектов Российской Федерации;
    3. нормативные акты органов местного самоуправления;
    4. локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

    1. нормативные акты неопределенно длительного действия;
    2. временные нормативные акты.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sistema-normativnich-aktov-v-sovremennoy-rossii

Иерархия нормативных актов рф

Именно об иерархии правовых актов, а также общих положениях правовой системы пойдёт речь далее в статье. Понятие правовой системы Иерархия нормативно-правовых актов напрямую зависит от правовой системы, которая является сложной социально-политической структурой.

Её понятие трактуется по-разному многими учёными, однако существует наиболее «классическая» дефиниция. Правовая система – это совокупность трёх основных и очень важных элементов: правовой культуры, системы права и процесса правореализации.

Иерархия нормативно-правовых актов во многом зависит от каждого элемента системы, потому что эти две категории взаимодополняют друг друга.

Во-первых, нормативные акты являются одним из источников права в государстве, во-вторых, правовая система обеспечивает иерархию НПА путём правореализации и повышения правовой культуры общества.

Иерархия нормативно-правовых актов рф. правовая система российской федерации

Другими словами, НПА – это способ регулирования общества посредством норм права.

Конституция Российской Федерации Юридическая сила нормативных, правовых актов, иерархия которых строится на этом принципе, является полностью исходным материалом от основного государственного закона – конституции.

Этот документ включает в себя ключевые принципы и факторы построения всего правового полиса России.

Именно в конституции закреплены основные права и свободы человека, соответствующие мировым стандартам, особенности разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами, полномочия и сфера деятельности центральных органов власти. Российская Конституция состоит из двух разделов и преамбулы. В первом содержатся ключевые нормы, другими словами — тело конституции, а раздел второй – это переходные и заключительные положения.

Иерархия нормативно — правовых актов рф

Подробности 57423 1. Самым главным нормативным документом в Российской Федерации является Конституция, которая была принята в результате народного волеизъявления на референдуме 12 декабря 1993 года.

Началом действия Конституции стала официальная публикация текста 25 декабря этого же года.

Согласно Конституции в России имеется постоянно действующий парламент (Федеральное Собрание), состоящий из двух палат:

  • Совета Федерации (верхняя палата, 170 членов, по 2 из каждого субъекта);
  • Государственной Думы (нижняя палата, 450 депутатов).

2.

Важно В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся поправки. При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ. 3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием.

Иерархия нормативно-правовых актов рф

Внимание Если они санкционированы соответствующими органами власти и не противоречат существующей Конституции РФ, то их нормы имеют приоритет перед другими нормативными актами государства.

Вторая ступень иерархии – федеральные законы Законы являются вторым «звеном», на основе которого строится иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации. Это ключевые НПА в системе общественного регулирования.

Они наделены высшей юридической силой. Все остальные государственные акты должны отвечать законам и не противоречить им.

Ответственность за нарушение федеральных законов возможно только в том случае, если она прописана в них самих либо регламентирована иными нормативными актами.

Правовая система российской федерации

Как правило, такие веления оформлялись, а точнее, прописывались в специфических документах, которые сегодня носят название «нормативно-правовые акты».

Следует отметить, что в России, как и других государствах, официальные документы, с целью обеспечения эффективности реализации их положений, входят в единую иерархичную структуру.

Именно благодаря иерархии НПА можно достигнуть наиболее точного регулирования отношений в обществе.

Таким образом, нами далее будет рассмотрено понятие, виды нормативно-правовых актов, их иерархия и многое другое. Понятие НПА Правовая система Российской Федерации считается структурой, одним из элементов которой являются НПА. Однако прежде чем рассмотреть особенности всего юридического полиса РФ, необходимо ознакомиться с ключевыми положениями понятия НПА.

4.иерархия нормативных правовых актов

Также решениями называются документы, которыми освобождаются или назначаются лица на государственные должности, даётся политическое убежище, присваиваются государственные награды, чины, почётные звания и т. п.

  • Распоряжения – это президентские решения, имеющие оперативный характер. Они не могут содержать нормативные предписания. Чаще всего предметом является работа Администрации президента РФ.

Президентские акты во многом дополняют законодательство России, потому что их издание происходит намного динамичнее, хотя количество вопросов регулирования значительно уже, чем у федеральных законов. Тут прослеживается главный принцип института президентства – сугубо управленческий характер.

Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА. Таким образом, помогает понять, что такое иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации, схема.

С ее помощью намного легче представлять запутанную систему НПА. Российская Конституция Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте – Конституции.

Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех органов власти на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой.

Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон.

О нормативных правовых актах в российской федерации

Это свойство нормативных актов, наделяется действующим законодательством и органом издавшим его, ему пресуще обязательность его применения. В зависимости от юридической силы нормативного акта в правовой системе выстраивается иерархия, т.е. определенная система соподчиненных правовых (нормативных) актов. В самой общей классификации различают:

Законы обладают наивысшей юридической силой.

Это особые документы, принимаемые по очень важным сферам общественных отношений, имеют достаточно сложную процедуру принятия и вступления их в силу. По юридической силе законы в России также имеют свою иерархию.

  1. Конституция
  2. Федеральные конституционные законы
  3. Федеральные законы

Конституция есть основной закон страны, из которого исходят все остальные правовые акты. Согласно ст.

Подзаконные акты – это официальные документы, издаваемые государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основе ранее изданных законов.

К подобным документам можно отнести акты президента РФ, правительства, министерств, иных федеральных ведомств. Стоит отметить, что во главе всей представленной системы стоит Конституция РФ, являющаяся основным законом державы.

Все указанные виды основных нормативно-правовых актов РФ характеризуют устоявшиеся правовые традиции нашего государства.

Правовая иерархия Иерархия нормативно-правовых актов РФ обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним ак­там (их видам) более высокой юридической силы, чем другим. Она делится на два основных вида: 1.

Иерархия нормативных актов российской федерации

К ведомственным актам относятся прежде всего приказы, распоряжения, письма и прочие документы различных министерств и ведомств, адресованные подчиненным организациям, предприятиям и учреждениям.

Это самый объемный и разнообразный вид документов, призванный обеспечить исполнение вышестоящих в иерархии нормативно-правовых актов.

Подводя итог, следует отметить, что данная иерархическая структура распространятся и на систему образования России.

На верху стоит Конституция, снизу – Министерство образования и науки РФ и прочие министерства и ведомства, издающие правовые акты, прямо или косвенно относящиеся к российскому образованию. См.

Источник: http://law-uradres.ru/ierarhiya-normativnyh-aktov-rf/

Нпа в конституции рф и их иерархия

Также к основным источникам права принято относить и естественное право. Правовой обычай Правовой обычай считается первой формой выражения содержания права. Некоторые нормы обычного права используются до сих пор.

Правовым обычаем принято считать правило поведения, вошедшее в привычку у народа и которому государственные органы придали общеобязательное значение. Но не каждый обычай становится нормой права. В данном случае, правовой обычай носит принудительный характер.

Судебный прецедент Такой источник права, как судебный прецедент, представляет собой судебное решение по юридическому делу, которое в конечном итоге становится образцом при рассмотрении других аналогичных дел.

По-другому судебный прецедент называют судебным правом или правом судей. Алгоритм возникновения такого источника права довольно прост и справедлив.

В федеративном государстве каждый субъект, наряду с иными атрибутами, имеет и свою собственную систему законодательства. В Российской Федерации 83 субъекта и, следовательно, наряду с федеральной, существуют еще 83 системы законодательства.

Правовой основой для формирования таких систем является прежде всего ряд положений Конституции Российской Федерации, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 5 «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство». Статус субъектов Российской Федерации определяет ст.
66 Конституции РФ, а систему нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации устанавливает ст. 76 Конституции РФ. Однако необходимо обратим внимание на ряд моментов.

Источники права

Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА.

Российская Конституция Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте – Конституции.

Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех органов власти на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой.

Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон.

Конституция в иерархии нормативных актов

Государственная власть в современной России во многом основана на праве, как основном регуляторе общественных отношений. Данный подход является новинкой, потому что территория РФ большую часть своей истории провела под флагами монархических и республиканско-тоталитарных государств.

Как мы понимаем, централизация власти в подобных странах достаточно велика, а вот роль права незначительна. Таким образом, современная правовая система России является огромным шагом вперёд на пути к достижению совершенного демократического строя.

Анализируя созданную правовую систему этого государства, необходимо подчеркнуть большую роль нормативных актов. Они не только упорядочивают и регулируют общественные отношения, но также позволяют целостно и эффективно реализовать нормы права в реальной жизни.

Подобная значимость нормативных актов существует благодаря жёсткой иерархии, в которой они находятся.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом: Конституция Федеральные конституционные законы Федеральные законы Указы Президента Постановления Правительства Акты федеральных органов исполнительной власти Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нормативные акты правительства имеют две основные формы:

  • Постановления – акты многократного действия, нормативного характера, действующие на неограниченное количество лиц.
  • Распоряжения – акты ненормативного характера.

Юридическая сила нормативных правовых актов, иерархия которых основана на вертикальном подчинении, имеет немаловажное значение в процессе издания распоряжений и постановлений правительства России. Они не могут противоречить указам президента, законам и конституции, иначе их действие прекращается.

Таким образом, акты правительства Российской Федерации имеют меньшую юридическую силу в сравнении с иными федеральными документами. Но они наделены приоритетом перед ведомственными и территориальными нормативными актами.

Ведомственные НПА Ведомственные акты издаются отдельными министерствами или иными органами исполнительной власти.
Политическая история этой страны существенно повлияла на структуру и жизнеспособность права.

С момента становления РФ как самостоятельного государства стали появляться необходимые на тот момент источники права. Иерархия нормативных правовых актов также стала развиваться с появлением демократического режима в РФ. Потраченные усилия на воссоздание государства не прошли даром.

Сегодня Российская Федерация является достаточно мощной политической и экономической державой, которая действует согласно Конституции РФ 1993 года. Что такое иерархия НПА? Иерархия нормативно-правовых актов – это жёсткая структура, которая основывается на юридической силе актов государственной власти.

Существуют и другие критерии построения иерархии. Но в Российской Федерации юридическая сила является основным фактором построения структуры.

Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в какой‑либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс представляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно‑правовых актов.

Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части.

В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй со‑держатся непосредственно действующие правовые нормы.

Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации.

Источник: https://1privilege.ru/npa-v-konstitutsii-rf-i-ih-ierarhiya/