Обжалование решения районного суда, как процедура, зависит от того, какое именно решение нужно оспорить и в каком процессуальном порядке оно принято.
Районные суды – первая инстанция судов общей юрисдикции и апелляционная инстанция по отношению к мировым судьям. Они рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по существу.
Соответственно, для обжалования определенного решения необходимо будет применять соответствующие процессуальные нормы – ГПК, КоАП, КАС и УПК.
Немаловажное значение, особенно в гражданском процессе, имеет порядок принятия решения: упрощенное, особое и заочное производства имеют свою специфику оспаривания принятых решений в рамках таких производств.
Содержание
- 0.1 Гражданский процесс
- 0.2 Заочное производство
- 0.3 Упрощенное производство
- 0.4 Особое производство
- 0.5 Административные дела
- 0.6 Особенности обжалования постановлений об административных правонарушениях
- 0.7 Срок обжалования наказания по административному правонарушению
- 0.8 Смягчение наказания: причины и правила подачи ходатайства
- 0.9 Вынесение решения по обжалованию постановления
- 1 Обжалование решений по административным делам: процедура, особенности | Правоведус
- 2 Порядок обжалования решения суда по административным делам
- 3 Дело № 44-АД16-7 от 10.05.2016 – Судебная коллегия по административным делам, надзор
Гражданский процесс
Чтобы правильно обжаловать решение районного суда по гражданскому делу, необходимо сначала определить, в рамках какого производства принято решение, и есть ли в данном случае особенности обжалования вынесенных решений.
Районные суды в зависимости от категории и специфики гражданских дел вправе рассмотреть их в порядке:
- Искового производства.
- Заочного производства.
- Упрощенного производства.
- Особого производства.
Для искового производства действует общий порядок обжалования принятых районными судами решений. Он же применяется и к другим видам производств, но с учетом их специфики и, если установлено, по специальным правилам.
Общая схема:
- Первая стадия – апелляция (Глава 39 ГПК).
- Вторая и третьи стадии – первая и вторая кассация (Глава 41 ГПК).
- Четвертая стадия – надзор (Глава 41.1 ГПК).
- При наличии оснований (новые, вновь открывшиеся обстоятельства) допускается пересмотр судебных решений, что формально не является процедурой обжалования, но часто используется именно так.
Наши юристы знают ответ на ваш вопрос
Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!
или по телефону:
- Москва и область: +7-499-938-54-25
- Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
- Федеральный: +7-800-350-84-02
Заочное производство
Заочные решения – решения, принятые в отсутствие ответчика, который не захотел явиться в суд или не смог этого сделать, но не сообщил об уважительных причинах неявки в суд. Такие решения принимаются очень часто и имеют некоторые особенности обжалования на первоначальных стадиях:
- В течение 7-дневного срока с момента вручения копии решения ответчик вправе отменить его, подав соответствующее заявление в районный суд, принявший оспариваемое решение. Основанием для отмены решения и возобновления, таким образом, производства по гражданскому делу, является совокупность условий:
- ответчик не явился в суд по уважительным причинам;
- ответчик не имел возможности своевременно сообщить суду о наличии уважительных причин неявки;
- у ответчика есть обстоятельства и их подтверждения, которые способны повлиять на ход процесса и принятие решения, из-за чего, прежде всего, и необходимо возобновить разбирательство.
- Если возможность отмены заочного решения не была использована ответчиком или он получил отказ в просьбе, то заочное решение подлежит обжалованию в апелляции. Право на апелляцию имеет как ответчик, так и истец. На это отводится 1 месяц со дня истечения срока действия права ответчика на отмену решения или со дня вынесения определения об отказе в возобновлении производства.
Другие процедуры обжалования заочного решения – кассация, надзор, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам – осуществляются по общим правилам и специфики не имеют.
Упрощенное производство
Упрощенное производство совмещает в себе некоторые особенности приказного производства мировых судей, но осуществляется, в целом, по правилам искового производства, за рядом исключений.
Решения, принятые в упрощенном производстве, касаются исков до 100 тыс. рублей о взыскании денег, об истребовании имущества и о признании права собственности. Еще одна категория дел – иски, в которых требования основаны на документах о денежных обязательствах ответчиков, признаваемых последними, но не исполняемых, или на документах о долгах по договорам.
Не рассматриваются упрощенно административные дела, споры, затрагивающие права детей, дела особого или приказного производства, а также связанные с гостайной.
Упрощенный порядок производства предполагает вынесение судом решения только в виде его резолютивной части. И только по просьбе участников процесса или при подаче апелляционной жалобы решение составляется в полном объеме – мотивированное решение.
Специальных процедур оспаривания решений, принятых в упрощенном порядке, нет. Но есть специфика обращения в апелляцию.
На это отводится 15 дней со дня принятия обжалуемого решения, а при составлении мотивированного решения – столько же, но со дня принятия решения в окончательном виде.
На обращение за мотивированным решением дается 5 дней, столько же суд вправе его составлять. Эти сроки также нужно учитывать.
Кассация, надзор и пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляются в общем порядке и специфики в отношении решений, принятых в упрощенном производстве, не имеют.
Особое производство
В особом производстве рассматриваются только конкретные категории дел:
- установление юридических фактов;
- усыновление (удочерение);
- признание безвестно отсутствующим или умершим;
- признании недееспособным, ограниченно дееспособным, установление имущественных ограничений в отношении несовершеннолетних;
- эмансипация;
- восстановление прав на ценные бумаги;
- дела о бесхозяйном имуществе;
- принудительное психиатрическое освидетельствование и помещение в стационар;
- обжалование нотариальных действий;
- восстановление судебного производства;
- внесение изменений, исправлений в записи органов ЗАГС.
Как таковой специфики обжалования решений, принятых в рамках особого производства, нет. Но, учитывая особенности некоторых категорий дел, решение по ним может быть де-факто пересмотрено в случае исчезновения обстоятельств, которые послужили основанием для его принятия.
Например, лишенный дееспособности или ограниченный в ней человек может быть полностью восстановлен в правах. Подлежат пересмотру путем заявления новых требований в суд и решения, касающиеся признания умершим, безвестно отсутствующим, если человека нашли или он сам объявился.
Однако большинство дел обжалуются и пересматриваются в общем порядке – апелляция, кассация, надзор. И здесь специфики действий нет.
Административные дела
Прежде чем обжаловать решение районного суда по административному делу, нужно определить, в каком порядке оно принято. Административные дела – это, по сути, две большие категории дел.
Одни (административные правонарушения и все, что с ними связано) рассматриваются по правилам КоАП РФ. Другие рассматриваются по правилам КАС РФ.
К ним относятся дела, связанные с публичными административными правоотношениями – проще говоря, все, что касается оспаривания действий, бездействия, решений органов власти и должностных лиц.
Судебные решения (постановления) об административных правонарушениях оспариваются в вышестоящем суде – суде субъекта федерации. Жалоба должна быть подана в течение 10-дневного срока со дня вручения/получения копии обжалуемого решения.
По делам, связанным с нарушением избирательного законодательства и прав, аналогичный срок сокращен до 5 суток. Срок рассмотрения жалобы и материалов дела – 2 месяца с момента поступления материалов в вышестоящий суд.
Некоторые дела рассматриваются в ускоренном порядке (подробнее – ст. 30.5 КоАП).
КАС РФ предусматривает несколько иной порядок обжалования решений районных судов. Для начала нужно определить, есть ли какие-то особенности оспаривания решений по определенным категориям дел:
- Для многих дел, учитывая их специфику, предусмотрен свой порядок производства. И хотя в большинстве случаев особенностей оспаривания решений районных судов не предусмотрено, нужно все равно учитывать вероятность наличия исключений из общих правил.
- Есть нюансы обжалования решений, принятых в рамках упрощенного (письменного) производства. Срок подачи в апелляцию – 15 дней.
Общая схема обжалования:
- Апелляция в вышестоящем суде. Общий срок – 1 месяц со дня принятия обжалуемого решения в окончательной форме. Но существует очень много исключений: во-первых, нужно учитывать правила определения сроков, установленные ст. 298 КАС, во-вторых, в некоторых случаях другими статьями КАС также могут быть предусмотрены сроки, отличающиеся от стандартного одного месяца.
- Кассация (Глава 35 КАС).
- Надзор (Глава 36 КАС).
- Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (Глава 37 КАС).
В целом же процедура обжалования решений районных судов достаточно схожа с гражданско-процессуальной (ГПК).
Скачать образец апелляционной жалобы на решение суда
Источник: https://law03.ru/society/article/kak-obzhalovat-reshenie-rajonnogo-suda
Российская законодательная база предусматривает возможность пересмотра постановлений в вопросах делопроизводства об административных правонарушениях путем их обжалования.
Порядок обжалования административного постановления о правонарушении устанавливается органами первой инстанции, где дело находилось на рассмотрении с последующим вынесением вердикта в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП).
- Особенности обжалования постановлений об административных правонарушениях.
- Срок обжалования наказания по административному правонарушению.
- Смягчение наказания: причины и правила подачи ходатайства.
- Вынесение решения по обжалованию постановления.
Особенности обжалования постановлений об административных правонарушениях
КоАП определяет круг лиц, обладающих правом обжаловать административное постановление. Это может быть:
- сам потерпевший;
- лицо, фигурирующее в производстве по данному делу;
- законные представители физического лица или юридического (в зависимости от статуса заинтересованных участников производства);
- защитник и представитель;
- уполномоченное при Президенте лицо по защите прав предпринимателей.
Обжалование административных постановлений не предусматривает обложения госпошлиной.
До того, как обжаловать постановление о назначении административного наказания, целесообразно уяснить тонкости, которые имеются в этой процедуре в зависимости от факта его вступления в законную силу.
Не вступившее в законную силу постановление обжалуется путем письменного обращения к судье, органу либо должностному лицу, относящемуся к органу, осуществляющему делопроизводство по данному инциденту. К тому же жалобу можно адресовать напрямую в суд, вышестоящий орган или его должностному лицу, полномочия которого касаются ее рассмотрения.
Обжалование административных постановлений, уже имеющих законную силу, происходит несколько в ином порядке. Обращение направляется сразу в суд надзорной инстанции.Решения, принятые по обращениям в порядке обжалования постановлений о нарушениях административного характера, в установленные сроки могут быть опротестованы прокурором.
Правда, в случае со вступившими в законную силу постановлениями, опротестование прокурором возможно только в порядке надзора.
В делопроизводстве по административным правонарушениям подготовленное судьей постановление может подлежать обжалованию в вышестоящем суде должностным лицом, имеющим полномочия оформления административного протокола.
Возможность оспаривать такого рода постановления в вышестоящей инстанции зависит от того, кто вынес обжалуемое постановление.
Есть еще один немаловажный момент. Административным кодексом не предусмотрено обжалование протоколов, составленных должностным лицами в рамках статьи 28.2. Несогласие с фактом оформления протокола об административном правонарушении и его содержании подлежит обжалованию вышестоящему уполномоченному лицу, в главенствующий орган или в прокуратуру.
В момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом (к примеру, наложение штрафа постановлением ГИБДД), его можно обжаловать через вышестоящий орган, вышестоящее должностное лицо либо путем обращения в районный суд, где рассматривалось дело.
Вынесенное судьей административное постановление подлежит обжалованию в вышестоящий судебный орган по месту рассмотрения дела.Порядок обжалования эпизодов с отказом в открытии делопроизводства об административном правонарушении изложен в тридцатой главе КоАП РФ.
Результатом вынесения постановления об административном нарушении ПДД может стать даже лишение права вождения на определенный срок. Это касается серьезных нарушений. Менее значительные инциденты, как например, безбилетный проезд или размещение автомобиля на газоне или территории с зелеными насаждениями по статье 8.
25 КоАП чревато наложением штрафа, размер которого будет определяться по мере изучения обстоятельств дела.
Срок обжалования наказания по административному правонарушению
По постановлению в деле об административном нарушении юридически установлена возможность его обжалования в десятидневный срок с момента вручения либо получения экземпляра постановления. В практике нередки случаи, когда обжалование происходит после истечения указанного срока. Закон допускает восстановление пропущенного срока обжалования при наличии объективной уважительной причины.
В случае болезни, необходимости ухода за тяжело больным родственником или иных обстоятельств непреодолимой силы к жалобе прилагается ходатайство, в котором излагается причина пропуска срока и запрос на его восстановление.
Со дня получения жалобы отводится трое суток для направления ее вместе с досье по административному делу в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в соответствующий суд. Если установленное наказание предусматривает административный арест, указанный срок сокращается: передача материалов производится непосредственно в день поступления жалобы.
Смягчение наказания: причины и правила подачи ходатайства
Когда административное правонарушение становится доказанным фактом, в соответствии с законом возможно смягчение причитающегося наказания (взыскания, штрафных санкций или ареста) ввиду наличия нижеперечисленных обстоятельств:
- полное признание нарушителем своей вины и признание неправомерности своих действий;
- добровольное прекращение виновным противоправных действий;
- сообщением самим нарушителем о правонарушении до момента обнаружения противоправных действий;
- добровольная помощь в ведении следствия со стороны виновного;
- добровольное предотвращение последствий (к примеру, помощь потерпевшему со стороны нарушителя);
- возмещение ущерба по собственной инициативе;
- устранение вреда до вынесения постановления;
- доказанное медико-психиатрической экспертизой состояние аффекта;
- беременность или несовершеннолетие виновного лица.
Признание вины ввиду оказываемого давления или из страха, а также прекращение противоправных действий нарушителем не добровольно, а по причине задержания правоохранительными органами, не попадают под квалификацию смягчающих обстоятельств.
Для рассмотрения вопроса о лояльности к виновному лицу в соответствующий суд подается ходатайство о смягчении наказания по административному правонарушению.
Образец жалобы на постановление об административном правонарушении вы можете скачать здесь
В данном обращении описываются обстоятельства, позволяющие по мнению виновного претендовать на уменьшение степени наказания с конкретными постатейными ссылками на законодательство, с приложением всех сопутствующих ситуации документов и подтверждающих достоверность фактов.
Здесь же можно сформулировать просьбу о присутствии на судебном заседании конкретных свидетелей. Шапка ходатайства содержит наименование и основные данные о судебном органе, рассматривающем дело, сведения о судье, на имя которого адресовано обращение, номер по делопроизводству и непосредственно наименование обращения («Ходатайство»).
В конце указывается список приложенных документов, подпись заявителя с расшифровкой и дата составления (подачи) документа.
Вынесение решения по обжалованию постановления
Рассмотрение жалобы завершается вынесением решения. Возможные варианты исхода дела могут быть следующими:
- постановление может быть оставлено без изменений;
- изменено в соответствии с запросом ходатайства;
- отменено с полным прекращением производства по рассмотренному повторно делу;
- отменено по причине возврата дела для нового рассмотрения при обнаружении значительного нарушения процессуальных правил;
- отмена постановления также может быть связана с необходимостью ужесточения наказания или направления дела на подведомственное рассмотрение.
Повсеместность административных нарушений привела к несерьезному отношению общества к нарушениям общественного порядка, хулиганства. Однако это нарушение закона, и отсутствие судимости по данным эпизодам не избавляет от полного избежания неприятностей для нарушителя.
Источник: https://lawonline24.ru/publications/obzhalovanie-postanovlenija-o-pravonarushenii/
Обжалование решений по административным делам: процедура, особенности | Правоведус
Исполнение решения суда начинается с момента вступления его в законную силу, после подачи истцом административного искового заявления.
При этом, поскольку административные дела непосредственно связаны с нарушением прав физических и юридических лиц вследствие осуществления властных полномочий, в большинстве случаев необходимо ходатайствовать об исполнении решения суда немедленно.
Исходя из указанного факта, Кодекс административного судопроизводства РФ предусматривает сокращенные сроки для обжалования по некоторым делам, поэтому за сроками следует следить особенно внимательно. Судебные решения по административным делам обжалуются в три стадии:
- апелляционное обжалование;
- кассационное обжалование;
- обжалование решения в порядке надзора.
Рассмотрим каждую стадию обжалования наиболее подробно.
Апелляционное обжалование по административным делам
При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц.
Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу.
Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ.
Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю.
При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле.
Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции.
Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления.
Важно! Судебное разбирательство проводится коллегиально и ведется председательствующим судьей. Судом в ходе апелляционного разбирательства могут быть приняты новые доказательства по делу только в том случае, если заявитель сможет подтвердить объективность невозможности их предоставления в суд первой инстанции.
Апелляционная жалоба по административному делу
Данная жалоба может быть подана лицами, которые непосредственно участвовали в деле, а также их представителями. Кроме того, апелляционную жалобу по административным делам вправе подать лица, чьи права были затронуты решением суда, даже если они не являются участниками дела. Апелляционная жалоба по административным делам должна содержать:
- наименование судебного органа, куда она адресована;
- полные данные о заявителе, с указанием ФИО и адреса проживания или местонахождения;
- полные сведения других лиц, принимающих участие в рассмотрении дела, в том числе ФИО или наименование организации, а также адрес проживания или местонахождения;
- наименование судебного органа первой инстанции, рассматривающего дела по существу и вынесшего решение;
- суть принятого судом первой инстанции решения;
- указать требования – в жалобе должно быть подробно описано, с чем именно не согласен заявитель, приведены соответствующие аргументы и доказательства, подтверждающие правомочность его намерений обжаловать приговор; требования в жалобе должны быть четко сформулированы – отменить решение суда, изменить решение суда полностью или в его части, принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение;
Важно! Основания для отмены решения суда установлены статьей 310 КАС РФ, рекомендуем перед составлением жалобы их основательно изучить и выбрать одно соответствующее конкретной ситуации.
- к жалобе обязательно прикладываются доказательства и ходатайства, а также иные документы и материалы, имеющие отношение к делу;
- документ подписывается заявителем либо его представителем (в этом случае к жалобе прикладывается нотариальная доверенность на представителя);
Важно! Апелляционная жалоба и все приложенные к ней документы предоставляются вместе с копиями по числу лиц участвующих в деле.
Жалоба предоставляется заявителем в письменной форме в суд, который вынес решение по административному делу в первой инстанции, при этом документ адресуется по подсудности в вышестоящую судебную инстанцию.
То есть, если дело рассматривалось в районном суде, жалобу следует адресовать суду субъекта РФ и т.д.
Подача жалобы несет незначительные судебные расходы для заявителя, для физических лиц госпошлина составляет 150 рублей, для организаций – 3000 рублей.
Кассационное обжалование по административным делам
Обжаловать в кассационном порядке можно уже вступившие в законную силу судебные решения по административным делам, которые прошли стадию апелляционного обжалования. Кассационная жалоба подается в срок до 6-ти месяцев после вступления в законную силу решения суда первой инстанции.
При пропуске срока подачи жалобы вместе с ней заявитель может ходатайствовать о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока. Кассационная жалоба подается одной из сторон по административному делу либо иными лицами, чьи права были затронуты судебным решением либо прокурором, если представитель прокуратуры участвовал в административном деле.
Жалоба подается заявителем или его представителем непосредственно в суд кассационной инстанции, а так как по правилам подсудности большая часть административных дел рассматривается районными судами, кассация, как правило, подается в Президиум суда субъекта РФ.
Исключением являются ситуации, когда в ходе апелляционного обжалования суд оставляет жалобу без удовлетворения, но при этом приводит иные мотивы в обоснование обжалуемого решения, с которыми заявитель не согласен – с кассационной жалобой он обращается в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ.
По своему содержанию кассационная жалоба мало чем отличается от апелляционной, в ней также необходимо указать – наименование судебного органа, свои данные и данные других участников дела и все основные сведения по делу, а также требования и доказательства, на которые, впрочем, следует обратить особое внимание, как на существенное нарушение судами норм процессуального и материального права. К кассационной жалобе помимо доказательных документов обязательно прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу, которые можно получить в канцелярии суда, вынесшего соответствующий акт. При подаче кассационной жалобы оплачивается государственная пошлина в том же размере, что и при подаче апелляции. В соответствии со ст. 322 КАС РФ в суде кассационной инстанции жалобу рассматривают в срок, не превышающий 1 месяц, если административное дело не было истребовано, не более 2-х месяцев при истребовании дела с момента поступления дела в суд кассационной инстанции. В Верховном Суде РФ жалоба рассматривается в срок не более 2-х месяцев без истребования дела и не более 3-х месяцев при истребовании дела. В случае истребования дела и с учетом его сложности Председателем Верховного Суда РФ или его заместителя сроки рассмотрении кассационной жалобы могут быть продлены, но не более чем на два месяца. По итогам рассмотрения жалобы судебным органом сначала принимается решение – передать ли документ на рассмотрение суда или отказать в передаче. В случае принятия положительного решения жалоба рассматривается на судебном заседании коллегиальным составом суда с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле. Решение принимается большинством судей, о результатах сообщается в день заседания. По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе:
- оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а жалобу без удовлетворения;
- отменить обжалуемый судебный акт полностью либо в его части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе суда;
- отменить обжалуемый судебный акт полностью или в его части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
- оставить в силе только один из принятых по делу судебных актов;
- отменить или изменить обжалуемый судебный акт и принять новый судебный акт по делу, не передавая дело на новое рассмотрения, если была допущена ошибка в применении или толковании норм материального права;
- оставить жалобу без рассмотрения по существу при наличии оснований, перечисленных в части 1 статьи 321 КАС РФ.
Обжалование по административным делам в порядке надзора
Производство в суде надзорной инстанции по административным делам предусмотрено статьями главы 36 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Так, при неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования решения суда, заявитель вправе отменить ранее вынесенное решение в порядке надзора. Надзорная жалоба подается в Президиум Верховного Суда РФ лицами, участвующими в деле и теми, чьи права были нарушены оспариваемым судебным актом.
Срок подачи надзорной жалобы – 3 месяца с момента вынесения последнего судебного решения по делу, то есть кассационного определения.
надзорной жалобы также идентично апелляции и кассации, однако, помимо наименования суда, сторон, реквизитов всех имеющихся судебных решений и требований, необходимо указать одно из оснований для отмены этих актов либо все сразу.
К таким основаниям относятся: нарушение прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами и нормами; нарушение публичных интересов и прав неопределенного круга лиц; нарушение в единообразии применения и толкования правовых норм и другое. При этом в некоторых случаях следует привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов.
Важно! Государственная пошлина при подаче надзорной жалобы по административным делам определяется в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.
Надзорная жалоба в Верховном Суде РФ рассматривается в срок не выше 2-х месяцев без истребования дела и в срок, не превышающий 3-х месяцев, если необходимо истребовать дело с момента, когда дело поступит в ВС РФ.
Сроки рассмотрения жалобы в порядке надзора по административным делам могут быть продлены, но не более чем на 2 месяца, Председателем ВС РФ или его заместителем, в случае истребования дела с учетом его сложности.
По итогам рассмотрения жалобы в порядке надзора, суд вправе принять следующее решение:
- оставить жалобу без рассмотрения, а обжалуемое судебное решение без изменения;
- отменить обжалуемое судебное решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение;
- отменить обжалуемый судебный акт и прекратить производство по делу;
- изменить один или несколько судебных актов, принятых по делу;
- оставить жалобу без рассмотрения по существу.
Надзорная инстанция является фактически завершающей стадией в вопросах обжалования судебных решений по административным делам. В дальнейшем судебный акт можно обжаловать только в международных инстанциях или по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/obzhalovanie-resheniy-po-administrativnyim-delam/
Порядок обжалования решения суда по административным делам
Решение судьи по административному делу можно обжаловать. Порядок и срок этой процессуальной процедуры установлен законодательством.
Подача протеста возможна как на постановление мирового судьи, так и на решение районного суда. При этом не все вердикты могут быть опротестованы.
Какие решения нельзя опротестовать? Как проводится обжалование решения суда по административным делам? Как оформляется жалоба?
Право подачи жалобы
Право обжалования постановления административного суда определено Кодексом об административном правонарушении, а именно статьей 25. Эта норма обозначила следующий перечень лиц. Ими могут быть:
- гражданин, проходящий по административному делу как обвиняемый;
- лицо, выступающее в качестве потерпевшего;
- субъект, уполномоченный представлять в зале суда физическое лицо;
- субъект, которому предоставили право представлять интересы организации по данному делу;
- представитель стороны;
- защитник;
- лицо, выполняющее функции уполномоченного при Президенте РФ для защиты права предпринимателей.
Важно понимать, что недееспособный гражданин или человек до 18 лет должен быть представлен в зале суда законным представителем. Постановление судьи, вынесенное по делу, в этом случае обжалует родитель, опекун или усыновитель. Жалоба может быть оформлена организацией или учреждением, если в его полномочия входит представительство по договору или по закону.
Из статьи 25 КоАП следует, что обжалование решения суда возможно только лицами, непосредственно принимающими участие в разбирательстве по делу или чьи интересы были напрямую затронуты вынесенным вердиктом. Если интересы третьего лица не затрагиваются, их жалоба не будет принята к рассмотрению. Решение суда можно опротестовать до вступления его в силу.
Мировой судья: как опротестовать вердикт
Определения, вынесенные в мировом суде, разрешено опротестовывать. Жалоба на решение мирового судьи представляется в течение 15 дней после его вынесения. Сделать это возможно в районном суде.
Частная жалоба (на решение мирового суда) подается на определения, если она может воспрепятствовать делу и разрешена законодательством. В некоторых случаях жалоба на решение мирового судьи не может быть подана. В этой ситуации следует приобщить возражение на отдельное определение мирового судьи к апелляции на постановление.
Жалоба подается через мирового судью без уплаты государственного сбора. Жалоба может быть не принята, если она неправильно оформлена.
Обжалование постановления по административному делу (правонарушению) подается на протяжении 10 дней с момента его получения. Если срок пропущен, восстановление права возможно через ходатайство.
Законодательство определило порядок подачи апелляционного заявления через судебную инстанцию, где рассматривается дело. Протест передают вышестоящей судебной инстанции вместе с собранными материалами. Подавать заявление на вердикт мирового судьи непосредственно апелляционной инстанции не имеет смысла. Она будет спущена на рассмотрение обратно в мировой суд.
По истечении установленного законом периода апелляционную жалобу передают районному судье, который станет второй инстанцией для данного разбирательства.
Вердикты районных судей: как опротестовать
Апелляцию иногда рассматривают как возможность затянуть разбирательство. Протест на постановление районного судьи нужно оформить с соблюдением процессуальных правил. Если в составленном документе присутствуют ошибки, его не передадут далее. Жалоба может быть подана только касательно тех требований, относительно которых суд вынес постановление.
Рассмотрение возможности апелляции входит в полномочия судьи, который принял постановление по административному делу. Если он посчитает это возможным, документация с жалобой перейдет вышестоящей инстанции, а именно коллегии. Заблаговременное представление апелляционной жалобы по делу приведет к потере времени.
Документы будут переданы обратно районному суду.
Вердикт, принятый в районном суде, приобретает законную силу не сразу. Это время отводится на подачу жалобы. Обжалование производится при областном, краевом суде или в зале суда автономии. Первое постановление передавать не стоит.
При обжаловании вердикта предыдущая судебная резолюция отменяется. Судья пересматривает дело снова. Апелляционное определение приобретает законную силу сразу после его вынесения.
Районный суд оповещает всех участников процесса о поступлении жалобы и передает им материалы.
Период подачи жалобы
Административные производства имеют срок и порядок рассмотрения и обжалования. Судебный вердикт приобретает силу через 30 дней после его оглашения. Если производство происходит по упрощенному порядку, срок сокращен до полумесяца. Как только резолюция оформлена документально, начинается период опротестования.
Апелляция решений мирового суда, вердиктов, принятых районным судьей, происходит до вступления его в силу. Иначе срок опротестования считается упущенным. Восстановить срок возможно только при наличии серьезных причин и обстоятельств.
При совершении правонарушения по КоАП протест подается только на протяжении 10 дней. По некоторым делам срок опротестования составляет 5 дней. Апелляция производится либо в положенный срок, либо передается вместе с ходатайством. Пропуск срока не регистрируют, когда жалобу задержали почтовые службы. Документ о своевременной подаче жалобы следует приложить к документации на апелляцию.
https://www.youtube.com/watch?v=3t3gMruo26I
Жалобу на вердикт мирового суда можно подать на протяжении 15-дневного срока. Рассмотрение протеста происходит на протяжении двух месяцев с момента поступления апелляционной документации. Если срок пропущен и не подлежит восстановлению, протест нужно подавать в кассационном порядке.
Составление документа
Перед обращением с протестом необходимо принять во внимание правила написания апелляционного документа. Конкретная форма законодательством не установлена.
Тем не менее, заявителям лучше взять за основу образец составления жалобы. Он должен соответствовать общему процессуальному порядку. Образец можно взять у работника канцелярии суда или у юриста.
Он должен содержать следующую информацию:
- сведения о судебном органе, рассматривающем апелляционный документ;
- информацию о заявителе апелляционной жалобы (Ф.И.О., контактные данные);
- информацию об участниках суда первой инстанции (Ф.И.О., их процессуальный статус, контактные данные);
- реквизиты о судебной инстанции, которая вынесла обжалуемый вердикт;
- данные судебного административного производства, его реквизиты;
- данные о вердикте, который обжалуется;
- список спорных моментов в решении предыдущего судебного разбирательства;
- упоминание нормативных актов, которые позволяют провести процедуру апелляции;
- непосредственную просьбу;
- список сопроводительной документации;
- дату подачи апелляции и подпись.
Гражданин, который обращается с жалобой на предыдущий вердикт, должен приложить к документам дополнительные доказательства. При условии восстановления срока следует подготовить соответствующее ходатайство и доказательные материалы к нему.
Копии документации по производству обязан подготовить податель жалобы. Все экземпляры направляются судебной инстанции, которая рассмотрела дело в первую очередь. Ее обязанностью является передача бумаг всем заинтересованным лицам.
Образец оформления документа можно взять на сайте. Своевременно заданный вопрос юристу положительно скажется на результате подачи протеста.
Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!
(30 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка…
Источник: https://yurist-konsult.ru/sud/obzhalovanie-resheniya-administrativnomu-delu.html
Дело № 44-АД16-7 от 10.05.2016 – Судебная коллегия по административным делам, надзор
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев жалобу Чудинова К.В. на вступившие в законную силу определение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 01 сентября 2015 г.
, определение судьи Пермского краевого суда от 26 октября 2015 г. и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 25 декабря 2015 г., вынесенные в Чудинова К.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 12.
5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением инспектора ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 14 июля 2015 г. (далее также постановление должностного лица от 14 июля 2015 г.) Чудинов К.В.
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 12.
5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей (л.д. 3).
На данное постановление Чудинов К.В. подал жалобу в вышестоящий орган.
Решением командира роты № 2 батальона № 1 полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 30 июля 2015 г. постановление должностного лица от 14 июля 2015 г. оставлено без изменения (л.д. 12-13).
04 августа 2015 г. Чудиновым К.В. подана жалоба на постановление должностного лица в Дзержинский районный суд г. Перми.
Определением судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 07 августа 2015 г. жалоба Чудинова К.В. направлена на рассмотрение по подведомственности в Индустриальный районный суд г. Перми (л.д. 5).
Определением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 01 сентября 2015 г., оставленным без изменения определением судьи Пермского краевого суда от 26 октября 2015 г. и постановлением заместителя председателя Пермского краевого суда от 25 декабря 2015 г., жалоба Чудинова К.В. на постановление должностного лица оставлена без рассмотрения по существу (л.д. 8, 19-20, 31-32).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Чудинов К.В. ставит вопрос об отмене определения судьи Индустриального районного суда г. Перми от 01 сентября 2015 г., определения судьи Пермского краевого суда от 26 октября 2015 г. и постановления заместителя председателя Пермского краевого суда от 25 декабря 2015 г., ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5.1 названного Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, постановление должностного лица от 14 июля 2015 г. о назначении административного наказания в соответствии с названной нормой было обжаловано Чудиновым К.В. в вышестоящий орган, должностным лицом которого указанное постановление оставлено без изменения.
Последующая жалоба на состоявшееся по настоящему делу постановления подана Чудиновым К.В. в суд.
Оставляя данную жалобу без рассмотрения по существу, судья районного суда исходил из того, что согласно частям и 2 статьи 1 30.
3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из содержания жалобы следует, что постановление должностного лица получено Чудиновым К.В. 17 июля 2015 г., а жалоба сдана в организацию почтовой связи 04 августа 2015 г., то есть с пропуском установленного законом десятидневного срока, а ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы не заявлено.
С выводами судьи районного суда и принятым им судебным актом согласились вышестоящие судебные инстанции.
С принятыми по настоящему делу судебными актами согласиться нельзя.
Положениями пункта 3 части статьи 1 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, указанные в статьях 25.1 -25.5.
1 названного Кодекса, в том числе, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, наделены правом подачи жалобы на постановление должностного лица в вышестоящий орган, вышестоящему должностному либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В том случае, если жалоба на постановление должностного лица была подана и рассмотрена вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом, последующая жалоба может быть подана в суд, что прямо предусмотрено частью 1 статьи 30.
9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
В силу части 3 данной статьи подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, реализация соответствующим лицом права обжалования постановления должностного лица по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу не исключает его право на дальнейшее обжалование такого постановления в суд.
Лица, указанные в статьях 25.1 – 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могут быть лишены гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту.
То обстоятельство, что в жалобе, поданной в районный суд, Чудинов К.В. ставил вопрос об отмене исключительно постановления должностного лица от 14 июля 2015 г. и указал на факт подачи жалобы должностному лицу в вышестоящий орган со ссылкой на отсутствие каких-либо ответов на момент составления жалобы, не являлось основанием для оставления указанной жалобы без рассмотрения по существу.
Подача Чудиновым К.В.
жалобы в районный суд соответствует установленному главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядку обжалования постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях. Выводы судьи районного суда и вышестоящих судебных инстанций являются необоснованными, принятые по делу судебные акты законными признаны быть не могут.
Как следует из материалов дела, решением командира роты № 2 батальона № 1 полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 30 июля 2015 г.
постановление должностного лица от 14 июля 2015 г. оставлено без изменения.
В настоящей жалобе Чудинов К.В. указывает, что копия указанного решения была ему вручена 03 августа 2015 г.
Жалоба в Дзержинский районный суд г. Перми (определением которого жалоба Чудинова К.В. направлена на рассмотрение по подведомственности в Индустриальный районный суд г. Перми) подана Чудиновым К.В. 04 августа 2015 г.
, то есть в срок, установленный частью 1 статьи 30.
3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
При таких данных дело подлежит направлению в Индустриальный районный суд г. Перми для рассмотрения жалобы Чудинова К.В. по существу.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.
17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах определение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 01 сентября 2015 г., определение судьи Пермского краевого суда от 26 октября 2015 г. и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 25 декабря 2015 г.
, вынесенные в Чудинова К.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 12.
5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, дело – возвращению в Индустриальный районный суд г. Перми для рассмотрения жалобы Чудинова К.В. по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
жалобу Чудинова К.В. удовлетворить.
Определение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 01 сентября 2015 г., определение судьи Пермского краевого суда от 26 октября 2015 г.
и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 25 декабря 2015 г., вынесенные в Чудинова К.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 12.
5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Индустриальный районный суд г. Перми.
Судья Верховного Суда С Б Н и к и 0 В Российской Федерации – Ф ° Р
Источник: https://dogovor-urist.ru/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE/44-%D0%B0%D0%B416-7/