Право на занятие педагогической деятельностью устанавливается статьей 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Федерального закона № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (ред. от 03.08.2018).
В соответствии с этой статьей Закона об образовании:
- право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам;
- номенклатура должностей педагогических работников образовательных учреждений, должностей руководителей образовательных учреждений утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”
Статус педагога предполагает высокие моральные и нравственные требования к работнику, занимающему педагогические должности, а также к другим лицам, профессионально занимающимися образовательной деятельностью. Законодательно эти требования обеспечиваются ограничением на право занятия педагогической деятельностью как на стадии приема на работу, так и в период работы.
Статья 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса РФ предусматривает, что к педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 331 Трудового кодекса РФ;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Аналогичные ограничения установлены также для всех иных (не педагогических) работников образовательных организаций, работающих с несовершеннолетними обучающимися.
В частности, статьей 351.1 Трудового кодекса РФ установлено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются:
- лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные выше;
- работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за соответствующие преступления (на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда).
Статья 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018)
Некоторые лица из их числа, однако, могут быть допущены к педагогической деятельности:
- при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, о допуске их к соответствующему виду деятельности,
- если речь идет о преступлениях небольшой и средней тяжести.
Указанные запреты на занятие педагогической деятельностью, а также запреты на другую работу в детских учреждениях не являются юридической ответственностью:
- по своему характеру они представляют собой ограничения на занятие определенной деятельностью или в определенных организациях для лиц, которым не может быть доверена работа с детьми, в том числе педагогическая в соответствии с федеральным законодательством.
Содержание
- 0.1 Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 № 19-П “По делу о проверке конституционности статей 331 и 351.1 Трудового кодекса РФ в части ограничения на занятие педагогической деятельностью
- 0.2 Система образования
- 1 Статья 331 тк. Какие лица не допускаются к педагогической деятельности
- 1.1 Ограничения
- 1.2 Запрет на ведение преподавательской деятельности
- 1.3 Судимость и преследование
- 1.4 Непогашенная/неснятая судимость
- 1.5 Недееспособность
- 1.6 Заболевания
- 1.7 Освидетельствования
- 1.8 Особенности допуска к преподавательской деятельности
- 1.9 Важные моменты
- 1.10 Предварительное собеседование
- 1.11 Отказ в приеме на работу
- 1.12 Документы
- 2 К педагогической деятельности не допускаются лица имеющие. какие лица не допускаются к педагогической деятельности
- 3 Какие лица не допускаются к педагогической деятельности?
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 № 19-П “По делу о проверке конституционности статей 331 и 351.1 Трудового кодекса РФ в части ограничения на занятие педагогической деятельностью
В связи с жалобами граждан Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 года № 19-П было проверено соответствие статей 331 и 351.1 Трудового кодекса в части ограничения на занятие педагогической деятельностью Конституции РФ и даны некоторые разъяснения.
Конституционный Суд констатировал:
- что введение ограничений на занятие педагогической деятельностью возможно для достижения такой конституционно значимой цели, как защита жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, поскольку детство – это период физической, умственной и психологической незрелости и одновременно важнейший этап развития личности, на котором закладываются основы моральных и нравственных качеств, формируются мировоззрение и взгляды, определяющие жизненные принципы и перспективы,
- что позволяет предъявлять к лицам, отвечающим по роду своей деятельности за воспитание и образование несовершеннолетних, повышенные требования.
Особая ответственность за сохранение жизни и здоровья несовершеннолетних, а также за их воспитание в условиях, обеспечивающих полноценное психическое, духовное, нравственное и физическое развитие:
- лежит на лицах, которые реализуют свое конституционное право на выбор рода деятельности и профессии в особой сфере, сопряженной с непосредственными и регулярными контактами с несовершеннолетними;
- в первую очередь это относится к педагогическим работникам, выполнение которыми своих трудовых обязанностей заключается в деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
Требования, предъявляемые законодательством об образовании к педагогическим работникам с учетом специфики их трудовой деятельности и задач, стоящих перед системой образования:
- касаются не только их профессиональной подготовки, деловых качеств,
- но и морально-нравственного уровня.
Ограничения на доступ к осуществлению педагогической или иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних:
- должны обеспечивать приоритетную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, принимая во внимание их эмоциональную, духовную и интеллектуальную незрелость,
- но вместе с тем не приводить к несоразмерному ограничению прав и свобод лиц, осуществляющих трудовую деятельность в указанных сферах.
Федеральный законодатель, минимизируя риски для жизни, здоровья и нравственности именно несовершеннолетних – основы будущих поколений и при этом наиболее беззащитной и уязвимой категории граждан:
- вправе ограничить доступ к педагогической и иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних соответствующих категорий лиц.
Указанное постановление Конституционного Суда содержит целый ряд дополнительных комментариев, которые послужили основной для внесения изменений в соответствующие статьи Трудового кодекса РФ, связанные с ограничениями на право занятия педагогической деятельностью.
Система образования
Источник: https://moiprava.info/obrazovanie/prava-pedagogicheskikh-rabotnikov/684-ogranicheniya-na-pravo-zanyatiya-pedagogicheskoj-deyatelnostyu
Статья 331 тк. Какие лица не допускаются к педагогической деятельности
Преподавательскую деятельность граждане могут вести в специализированных учебных заведениях или индивидуально. Действующее законодательство предусматривает ряд требований и ограничений для лиц, желающих работать в сфере образования. Основные из них установлены ст. 331 ТК РФ.
Ограничения
К педагогической деятельности не допускаются:
- Лица, признанные в установленном порядке недееспособными.
- Граждане, имеющие заболевания, указанные в специальном перечне. Речь идет о Перечне, утвержденном правительственным постановлением № 377.
- Граждане, которым вступившим в действие приговором вменен .
- Субъекты, подвергавшиеся/подвергающиеся уголовному преследованию, за посягательства на свободы, здоровье, достоинство, честь личности (кроем противоправного помещения в психиатрическую лечебницу, оскорбления, клеветы), половую неприкосновенность, семью и несовершеннолетних, общественную нравственность и безопасность. Исключение составляют граждане, в отношении которых прекращено преследование по реабилитирующим обстоятельствам.
- Лица, имевшие судимость(или имеющие ее в настоящий момент) за указанные выше деяния.
- Граждане, имеющие неснятую/непогашенную судимость за тяжкие/особо тяжкие посягательства, совершенные умышленно.
Указанные ограничения закреплены во 2 пункте ст. 331 ТК РФ.
Запрет на ведение преподавательской деятельности
Если было ограничено, а гражданин не отбыл вмененное наказание, при расторжении контракта с нанимателем в трудовую книжку вносится запись об основании и сроке действия ограничения.
Согласно УК, такая санкция предусматривается на 1-5 лет как основное наказание и на 6 мес. – 3 года как дополнительное. В некоторых случаях продолжительность ограничения в качестве дополнительной санкции может составить до 20 лет (47 статья УК).
Судимость и преследование
Гражданин, осужденный за совершение деяния, признается судимым с даты вступления приговора в действие и до момента снятия/погашения судимости. Соответствующие положения закреплены 86 статьей УК. Субъект, освобожденный от наказания, признается несудимым.
Из указанного выше следует, что факт наличия судимости за некоторые виды посягательств у гражданина, вне зависимости от погашения/снятия, считается квалифицирующим признаком при определении основания для ограничения права вести преподавательскую деятельность.
Непогашенная/неснятая судимость
Подтверждение факта отсутствия судимости, ее погашения/снятия лицо может специальной справкой. Ее можно получить в ГИАЦ (Главном информационно-аналитическом центре) МВД или информцентрах УВД и ГУВД регионов.
За тяжкие деяния виновному может назначаться максимальное наказание не более чем на 10 лет, а за особенно тяжкие – больше 10 лет или пожизненное заключение.
Погашение судимости осуществляется в отношении граждан, осужденных за тяжкие посягательства – через 6, за особенно тяжкие – через 8 лет после отбытия назначенного наказания.
При безупречном поведении после завершения вмененного по приговору срока судимость может быть снята до указанных выше периодов по ходатайству лица.
Недееспособность
Не способные приобретать и реализовывать гражданские права, а также создавать своими действиями гражданские обязанности и выполнять их.
Необходимо учесть, что обстоятельства, в связи с которыми субъект был признан недееспособным, могут быть устранены. В таких случаях суд может принять решение о признании дееспособности лица. Для этого подается заявление:
- опекуном;
- членом семьи;
- администрацией психоневрологического/психиатрического учреждения;
- органом попечительства/опеки.
Принятие окончательного решения судом осуществляется с учетом медзаключения, выданного по результатам судебно-психиатрической экспертизы.
Заболевания
В перечне патологий, утвержденном Правительством, установлены общие медицинские психиатрические противопоказания для сотрудников:
- домов ребенка;
- учебно-воспитательных учреждений;
- школ-интернатов;
- детских домов;
- интернатов при школах.
Противопоказаниями являются затяжные и хронические психические расстройства с часто обостряющимися либо тяжелыми стойкими болезненными проявлениями. Примером такого заболевания является эпилепсия.
К педагогической деятельности не допускаются лица, страдающие острыми и хроническими заразными болезнями, в том числе сифилисом и туберкулезом в открытой форме.
Освидетельствования
Противопоказания выявляются в ходе медосмотров. Согласно действующим нормам, педагогические работники обязаны проходить предварительные и периодические освидетельствования.
Они организуются на средства учредителя. Порядок прохождения осмотров на средства регионального бюджета определяются законодательствами субъектов РФ.
Сведения о результатах освидетельствований вносятся в медкнижки сотрудников.
Выраженные проявления пограничных состояний при психических расстройствах рассматриваются индивидуально в каждом случае.
Особенности допуска к преподавательской деятельности
В соответствии с ФЗ № 489, с 1 янв. 2015 г. КДН (комиссии по делам несовершеннолетних) были наделены новыми полномочиями. Они принимают решения о допуске отдельных категорий лиц к педагогической деятельности.
Указанные полномочия распространяются на случаи приема граждан:
- имеющих/имевших судимость;
- в отношении которых велось/ведется уголовное преследование за деяния против здоровья, чести, жизни, достоинства, половой свободы и неприкосновенности личности, несовершеннолетних и семьи, здоровья населения, конституционных основ, общественной нравственности, безопасности государства.
Определяющими факторами при вынесении решений являются:
- степень тяжести и вид преступления;
- срок, истекший с момента совершения деяния;
- форма вины;
- характеристики личности;
- обстоятельства, отражающие отношение к выполнению профессиональных обязанностей и пр.
Важные моменты
Наниматель обязан отстранить гражданина от педагогической деятельности в случае получения от правоохранительных структур информации об уголовном преследовании, открытом в отношении этого лица за преступления, указанные в 331 статье ТК. При этом отстранение действует на весь период преследования до его окончания или вступления в действие судебного решения.
В полномочия КДН не входит рассмотрение вопросов о допуске граждан, страдающих патологиями, предусмотренными в Перечне, утвержденном Правительством. Эти лица не допускаются к педагогической деятельностив соответствии с ТК.
Предварительное собеседование
По общим правилам, перед приемом гражданина в образовательное учреждение в качестве сотрудника проводится беседа.
В ходе собеседования наниматель определяет, подходит ли гражданин для работы в учебном заведении. Ответы на задаваемые вопросы позволяют оценить уровень профессиональной подготовки, личные качества соискателя.
Особое практическое значение имеет анкета. На работу в образовательное учреждение принимаются лица, имеющие образовательный ценз. О нем говорится в п. 1 331 статьи ТК. В анкете на работу педагогом соискатель, кроме прочего, указывает специальность, сведения об институте, в котором было получено образование.
Педагогический ценз устанавливается квалификационными характеристиками, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития № 761н и приводятся в ЕКС (Едином квалификационном справочнике). Они предполагают не только наличие у педагогов определенного уровня профобразования, но и ряд требований к профилю специальности, полученной в вузе.
Отказ в приеме на работу
Причины, по которым наниматель решает не принимать соискателя, должны быть выражены в письменном виде. Между тем для юридически правильного оформления отказа руководитель или другое уполномоченный им сотрудник должен обладать определенными знаниями и навыками.
Чтобы избежать такой ситуации, при размещении вакансии следует детально описать все требования, предъявляемые к соискателю.
Документы
При поступлении на работу в образовательное учреждение гражданин предоставляет:
- Паспорт (другой удостоверяющий личность документ).
- Трудовую книжку. Исключением являются случаи поступления на работу впервые или по совместительству.
- Страховое свидетельство.
- Документы о воинском учете (если гражданин военнообязанный или подлежит призыву).
- Диплом об образовании, документ о квалификации либо специальных знаниях (при необходимости).
- Справку об отсутствии судимости.
Другие документы требовать от соискателя работодатель не вправе.
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.
Источник: https://www.kkz24.ru/finansy/statya-331-tk-kakie-lica-ne-dopuskayutsya-k-pedagogicheskoi-deyatelnosti/
К педагогической деятельности не допускаются лица имеющие. какие лица не допускаются к педагогической деятельности
Преподавательскую деятельность граждане могут вести в специализированных учебных заведениях или индивидуально. Действующее законодательство предусматривает ряд требований и ограничений для лиц, желающих работать в сфере образования. Основные из них установлены ст. 331 ТК РФ.
Какие лица не допускаются к педагогической деятельности?
Преподавательскую деятельность граждане могут вести в специализированных учебных заведениях или индивидуально. Действующее законодательство предусматривает ряд требований и ограничений для лиц, желающих работать в сфере образования. Основные из них установлены ст. 331 ТК РФ.