Референдум является элементом какой демократии. Демократия в современном мире

Прямая демократия

Референдум является элементом какой демократии. Демократия в современном мире

    Введение
  • 1 Характеристика непосредственной демократии
  • 2 Соотношение непосредственной демократии и представительной
  • 3 Методы прямой демократии
  • 4 Исторические формы прямой демократии
  • 5 Непосредственная демократия в современных государствах
  • 6 Прямая демократия в идеологии
  • Примечания Литература

Демократия
Ценности
Законность · Равенство
Свобода · Права человека
Право на самоопределение
Консенсус · Плюрализм
Теория
Теория демократии
История
История демократии
Россия · США · Швеция
Разновидности
Афинская
Буржуазная
Имитационная
Консоциональная
Либеральная
Мажоритарная
Парламентская
Плебисцитарная
Представительная
Протективная
Прямая
Развивающая
Социалистическая
Социальная
Суверенная
Христианская
Электронная
Портал:Политика
[шаблон]

Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

Кроме формы для коллективного принятия и исполнения решений существует и еще одна ветвь проявлений прямой демократии.

Imperare sibi maximum imperium est (Власть над собой — высшая власть) от Сенеки. Принятие, исполнение и личная ответственность за результаты принятых решений, которые не относятся к сфере совместно-принимаемых решений и используются как функция частного бытового назначения.

Непосредственная (прямая) демократия может существовать как отдельная целостная форма (Древняя Греция V и IV веков до н. э.

, Великий Новгород в XII-XV веках), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы.

В своём развитии прямая демократия проходит путь от общинно-вечевой самоорганизации до электронной демократии. Концепция прямой демократии стоит в центре информационной теории демократии.

1. Характеристика непосредственной демократии

По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым:

непосредственная демократия — это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.

Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).

Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения ания) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

2. Соотношение непосредственной демократии и представительной

Непосредственную демократию отличают от представительной демократии, где осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты.

Главными особенностями представительной демократии является передача определённых функций (полных или частичных) законотворчества и контроля со стороны граждан — представительным органам. В отличие от прямой демократии это позволяет наиболее быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера.

Главными недостатками выборной представительной демократии по сравнению с прямой — подверженность коррупции, борьба за власть и контроль за финансовыми потоками, манипуляции общественным мнением и частым нарушением Прав и Свобод Человека при недостаточной защите их в законодательстве государств.

В политической истории встречались ситуации использования институтов непосредственной демократии в ущерб представительной и наоборот.

В идеальной форме представительная демократия существует только в ограниченном круге развивающихся государств, современная тенденция построения наиболее развитых обществ предполагает встроенный в неё институт прямой демократии, уровень которой в каждом отдельном случае имеет специфические особенности.

На базе политического опыта Пятой республики во Франции была разработана политико-правовая теория плебисцитарной демократии.

Согласно ей условия существования высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и административной власти в руках динамичного общенационального лидера («сильного» президента) и подчинённого ему высокопрофессионального бюрократического аппарата.

В интересах обеспечения полной политической стабильности президент должен опираться не на «деградирующие» парламентские учреждения, а непосредственно на волеизъявление нации, выражаемое через плебисциты (посредством которых избирается президент и проводятся предложенные им важнейшие решения)[1].

3. Методы прямой демократии

Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:

  • референдум — всенародное ание по тем или иным вопросам общественно-политической жизни, инициированное гражданами;
  • законодательная инициатива граждан (народная законодательная инициатива) — внесение законопроекта гражданами по собственной инициативе с обязательством представительного органа власти его рассмотреть;
  • встречное предложение — право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума.
  • к процедурам прямой демократии иногда относят также процедуры досрочного отзыва депутатов.

К непосредственной демократии тесно примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

Часто высказывается мнение, что процедура общенародного ания, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.[2]

4. Исторические формы прямой демократии

Почётный член АН СССР Николай Иванович Кареев (1850—1931) так описывал проявление непосредственной демократии[3]:

Самый замечательный опыт организации свободного демо­кратического государства сделан был Афинами V и IV вв. до Р. X., и этот опыт может считаться вообще характеристичным для античного народовластия.

Во-первых, демократия в древнем мире, как было уже сказано, была непосредственной, то есть в политической власти участвовал весь народ лично, так как граждане для решения государственных вопросов сами сходились на общее вече.

Народные вече были одной из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. В. И. Сергеевич считает народоправства, или веча, не только принадлежностью северных торговых республик, но общераспространенной формой быта всех русских земель.

Интересны также Спарта с её апеллой (ежемесячное народное собрание, в котором участвовали все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста), ранняя Флорентийская республика с её общим собранием горожан, созываемым четыре раза в год, Венецианская республика с её общим народным собранием (с конца VII века по 1423 год) или Рагуза (Дубровницкая республика с её Veliko vijeće)

5. Непосредственная демократия в современных государствах

Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии США , Лихтенштейне, Италии и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе простых граждан — очень сильно ограничены законодательно или на практике.

5.1. Россия

Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная — отнесены Конституцией России[4] к основам конституционного строя:

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

— ст. 3 Конституции РФ

Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

— ст. 32 Конституции РФ

В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

— Ст. 130 Конституции РФ

Порядок проведения референдумов в России регулируется Федеральным конституционным законом[5].

6. Прямая демократия в идеологии

Прямое (непосредственное) народовластие является одним из главных элементов прямой демократии. Этот элемент также является одной из основ либертарной (анархо-коммунистической, анархо-синдикалистской) идеологии, исходящей из принципа самостоятельного решения людьми своих проблем, без какой бы то ни было опоры на государственные представительные институты.

Главной идеологической основой для существования прямой демократии в любом государстве являются Права Гражданина (свобода для принятия конкретных решений) и их Защита, без которых прямая демократия не в состоянии осуществляться. Отсутствие Защиты или недостаточная Защита даже при наличии самого Права ведет к сужению или полному отмиранию института прямой демократии.

Примечания

  1. Плебисцитарная демократия – dic.academic.ru/dic.nsf/lower/17074 // Юридический словарь на dic.academic.ru.
  2. Выборы – высшее благо? – perwomai.narod.ru/wahlen.htm
  3. Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории. Очерки главнейших исторических эпох — Греко-римский мир – www.teacher.syktsu.ru/01/liter/kareev_ocherky/03.htm.
  4. Конституция Российской Федерации — принята всенародным анием 12 декабря 1993 года // Российская газета. — № 237. — 25 декабря 1993 года. (c последующими изменениями).
  5. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) – www.garant.ru/law/12035919-002.

    htm

Литература

  • Парамонов Д. В. Механизм Народовластия. — М.: Спорт и культура -2000, 2007. — ISBN 978-5-901682-33-3 [1] – www.mexnap.info

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 09.

07.11 16:03:51
Похожие рефераты: Прямая, Кислица прямая, Вещественная прямая, Прямая Гаусса, Прямая Эйлера, Действительная прямая, Прямая наводка, Прямая кишка, Касательная прямая.

Категории: Демократия, Формы осуществления власти, Левая идея.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareA.

Источник: http://wreferat.baza-referat.ru/%D0%9F%D1%80%D1%8F%D0%BC%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F

Контрольная работа

Референдум является элементом какой демократии. Демократия в современном мире

Министерствосельского хозяйства РФ

ФГБОУВПО МГАВМиБ

ФакультетВетеринарной медицины

Кафедра:Политологии

Натему: «Демократия в современном мире»

Подисциплине: «Политология»

Выполнила:

Студентка1 курса 4 группы

Очно– заочного отделения

Факультетаветеринарной медицины

КиселёваНадежда Викторовна

№ зачётнойкнижки: B/B13077

Работапроверена

«___»________________2014 г.

Преподаватель:

ТихомировНикита Владимирович

Москва2014г.

  1. Введения

  2. Заключения

  3. Ссылки

Введения

Демократияявляется формой правления, при которойвсе граждане участвуют в управлениигосударством и принимают на себяответственность перед обществом либонепосредственно, либо через своихсвободно избираемых представителей.Демократия представляет собой совокупностьпринципов и практических мер, защищающихсвободу человека. Демократия – этоинституционализация (введение в законныерамки) свободы

Демократия

Демократия(др.-греч. δημοκρατία — «власть народа»,от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть»)— форма правления, при которой гражданелично или через избранных представителейосуществляют право принятия (политических)решений.

Демократия основывается напризнании народа в качестве источникавласти и предполагает власть большинства,равноправие граждан, верховенствозакона и т.д. При непосредственнойдемократия основные решения принимаютсясамими избирателями (напр.

, посредствомреферендумов), при представительнойдемократия решения принимаются выборнымиучреждениями (напр., парламентами).

Формаправления, где власть большинствареализуется в рамках конституционныхограничений, гарантирующих меньшинствуосуществление определенных индивидуальныхили коллективных прав (таких, напр., каксвобода слова, вероисповедания и т.д.),называется либеральной, или конституционнойдемократией.

Правачеловека, демократия и свобода всовременном мире.

«Нетчеловека, который не любил бы свободу,но справедливый человек требует ее длявсех, а несправедливый – только длясебя». Эта фраза принадлежит КарлуЛюдвигу Бёрне (Karl Ludwig Börne), немецкомумыслителю и публицисту, защитникудоктрины свободы человека, равенствавсех перед законом и демократическойсправедливой формы правления.

Сегодняуважение прав человека и демократическихнорм – одно из основных показателей,по которым оценивается степень развитияобщества и государства. Многие странымира ставят вопрос уважения прав человекаво главу угла своей внешней политики,существует ряд влиятельных правозащитныхмеждународных неправительственныхорганизаций.

сегоднятакие понятия, как «демократия» и «правачеловека» в международном масштабечасто обесцениваются. И это не может неволновать. Идея прав человека перестаётбыть тем маяком, на который ориентируютсястраны, где происходят экономическиеи политические перемены. Эта идеяперестаёт быть абсолютной, неоспоримойи авторитетной ценностью.

естьоснования утверждать, что в современноммире происходит отход от основ демократиии обесценивание идеи прав человека, чтоможно объяснить тремя причинами.

Во-первых,в некоторых странах не хватало предпосылокдля самоорганизации общества, дляразвития гражданского общества, дляукоренения идеи прав человека. Поэтомувластные элиты установили там нераздельнуювласть.

Эти элиты отвергают универсальныепринципы уважения человеческогодостоинства и гуманизма.

Бывает, что невыполняются даже самые минимальныестандарты, а любая критика воспринимаетсякак посягательство на государственныйсуверенитет и вмешательство во внутренниедела.

Во-вторых,приводя в пример определенный экономическийрост в таких государствах, как Китай,Россия или Беларусь, авторитарныеправители по всему миру претендуют нато, что можно модернизировать экономикубез политического плюрализма, демократиии уважения прав человека.

Они не желаютделиться властью с обществом, котороеподвергается воздействию массовойпропаганды со стороны монополизированныхгосударством средств массовой информации.Например, экономические трудности,вызванные проблемами перехода к рыночнойэкономике, во многих пост-советскихгосударствах были ошибочно интерпретированыкак результат первых демократическихпреобразований.

Это привело к тому, чточасть людей осознанно выбрала и продолжаетподдерживать недемократические методыуправления страной.

В-третьих,государства, которые выступали в ролизащитников прав человека и демократиина планете, иногда давали, к сожалению,примеры непоследовательности в своихдействиях и отхода от собственныхфундаментальных принципов.

Такиедействия, как война в Ираке, существованиетюрем с недопустимыми условиямисодержания заключенных, широкомасштабноеразвитие торговых отношений с явнонедемократическими странами, создалипочву для обвинений в двойных стандартахи в выборочном применении норм со сторонызападных демократий.

Когда права человеканарушаются правительствами стран,наиболее активных в их отстаивании, тоу авторитарных правителей появляетсяудобный предлог для полного пренебреженияи игнорирования общепринятых стандартов.

Современнаядемократия

Современнымизападными политологами демократия нерассматривается как власть народа,который определяет суть осуществляемойгосударственной политики. Демократия,по их мнению, — это система правления,считающаяся с волей народа, котораявыражается в момент выборов правящейэлиты.

Отечественнаяполитическая наука решает данный вопросиначе. Согласно ей базовыми принципамидемократии являются:

  1. народный суверенитет, т. с. первичным носителем власти выступает народ; всякая власть исходит от народа и делегируется им;

  2. свободные выборы представителей в органы власти на oграниченный срок;

  3. политический плюрализм;

  4. гарантированный доступ всех социальных групп к политическим институтам;

  5. контроль представительных институтов за работой правительства;

  6. устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

Принципыдемократии:

  1. принцип народного суверенитета, согласно которому единственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ

  2. свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей

  3. участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной)

  4. конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом

  5. наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство

  6. принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.

Взависимости от того, как народ участвуетв управлении, кто и как непосредственновыполняет властные функции, демократияделится на:

  1. прямую;

  2. представительную.

Прямаядемократия

Прямаядемократия– это непосредственное участие гражданв подготовке, обсуждении и принятиирешений. Такая форма участия доминировалав античных демократиях. Сейчас онавозможна в небольших населенных пунктах,общинах, на предприятиях и т. п. прирешении вопросов, не требующих высокойквалификации.

Плебисцитнаядемократия— это вид прямой демократии, которыйтакже подразумевает непосредственноеволеизъявление народа. Однако здесьвлияние граждан на процессы властвованияограничено. Они могут посредствомания только одобрить илиотвергнуть проект закона либо другогорешения, который подготовлен правительством,партией или инициативной группой.

Такаяформа демократии допускает возможностьманипулирования волей граждан с помощьюдвусмысленных формулировок вопросов,выносимых на ание.

Представительнаядемократия Представительнаядемократия— ведущая форма политического участияграждан в современных политическихсистемах. Ее суть — опосредованноеучастие субъектов в принятии решений.

Граждане выбирают в органы власти своихпредставителей, которые призванывыражать их интересы, от их имени издаватьзаконы и отдавать распоряжения. Такаяформа демократии необходима в условияхогромных социальных систем и сложностипринимаемых решений.

Длядемократической жизни общества важноне только кто правит, но и как правит,как организована система правления.Названные вопросы определяет конституциястраны, которая многими людьмивоспринимается как символ демократии.

Общимипризнаки демократии как современногоконституционного строя и режимафункционирования политической системыявляются:

  1. – признание народа источником власти в государстве.

    Власть народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы); – периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

  2. – провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Особое значение для полноценного функционирования демократической политической системы имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;

  3. – принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;

  4. – демократический контроль общества над силовыми структурами, используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;

  5. – доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; отказ от методов насилия, принуждения, пресечения;

  6. – реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1740191/

Juristorr
Добавить комментарий