- Сословия в России в XIX веке — классовая структура общества
- Податные сословия в России: понятие, правовой статус. Какие группы входили в податные сословия?
- Сословия в России в 16, 17, 18, 19, 20 веках
- Сословия в российском обществе. Общество — Путеводитель по Москве
- Население России 17 века
- Сословия в Российской империи
Сословия в России в XIX веке — классовая структура общества
1001student.ru > История > Сословия в России в XIX веке — классовая структура общества
Сословия в России в 19 веке – это интересный исторический и научный вопрос, который изучается и по сей день.
Очень увлекательно наблюдать за тем, как изменялось общество нашей страны с течением времени, как оно преображалось, получало все новые черты, приближалось к тому состоянию, в котором находится сегодня.
До XIX века в стране не было сословного общества, здесь действовали совершенно другие способы деления людей на разные слои. Но Петр I вместе со своим двором знати всячески стремились сделать Россию частью Европы. И именно оттуда в период первой половины 19 века царь заимствовал различные сословия. Рассмотрим подробнее, как это все выглядело.
- Образование сословий
- Сословия в России в 19 веке
- Привилегированные
- Непривилегированные
Образование сословий
Сословная структура общества существовала в Западной Европе, а вот в нашей стране не существовало даже понятий, описывающих это явление.
Первые свидетельства деления людей на сословия появились в России в конце 1780-х годах, но, как замечают многие историки, эта система так и не успела до конца установиться и получить то признание, которое у нее было на Западе.
В то или иное сословие человек попадал по тому, каким делом он занимался, какое имел образование, каким уровнем материального достатка отличался, какую имел родословную.
Схема принадлежности в тот или иной класс была достаточно запутанной и вызывает споры даже сейчас. Данный вопрос регулировался специальным сводом законов, выпущенным в нескольких увесистых томах.
Сословия в России в 19 веке
Как уже было сказано, русское общество не видело раньше сословного общества, поэтому Петр I полностью скопировал его с Запада, но с некоторыми особенностями и адаптацией под нашу местность.
Те или иные слои общества относились к нововведениям по-разному, а некоторые личности так и не приняли этих изменений, поэтому только формально и вынужденно участвовали в реформах.
В целом, появились как классы своего рода аристократии, так и податные сословия – наиболее униженные категории населения, которые были вынуждены служить в армии, платить дань за каждого человека в семье, повиноваться многим дополнительным законам.
В таких условиях неудивительно, что начало бунтов против царской системы и поздний приход марксизма нашел очень благодатную почву.
Привилегированные
Сословия делились на привилегированные и непривилегированные. К первым относились такие категории граждан.
Дворянство
Достаточно старое сословие, которое зародилось еще в 17 веке во времена княжьего правления. Дворяне имели широкие полномочия, они составляли часть двора крупного князя или боярина.
Получить титул дворянина можно было за особые успехи и заслуги на военной службе, по воле государя, в зависимости от своей родословной.
Стоит отметить: звание дворянина передавалось и по наследству, но только по мужской линии. Если же женщина дворянского рода выходила замуж за простого мужчину, то ему и ее детям звание дворян не передавалось.
Традиционная для православной страны каста населения, куда относились разного рода священнослужители, монахи, старцы и прочие.
Социальный состав духовенства достаточно разнообразный. Сюда входили люди с самым разным уровнем материального достатка, так как здесь это не было определяющим фактором.
Делилось духовенство на две крупные категории: белое и черное. К первой части относилась приходская часть верующих, ко второй – монашество. На этих людей не распространялся призыв на службу в армию и телесные наказания.
Купечество 1 и 2 гильдии
К купцам первой гильдии относили тех, у кого был большой товарный оборот как внутри страны, так и за ее пределами. Купцы же 2-й гильдии занимались исключительно внутренней торговлей.
У первых были достаточно расширенные полномочия и свобода действий. Что касается 2-й гильдии, то ее представители должны были платить дополнительные подати и даже призывались на военную службу в рекруты.
Все люди, относящиеся к этому сословию, имели право на самоуправление, многие свободы и права, они были вправе получать качественное образование.
Непривилегированные
Это сословие жителей Российской Империи было более обширно, нежели привилегированное. Его классовая структура выглядела следующим образом.
Крестьянство
Крестьяне были государственными и крепостными, но позже эти наименования претерпевали изменения. Положение крестьян было незавидным – крепостные не имели никаких прав и были совершенно несвободными во всех отношениях.
Что касается крестьян государственных, то они могли иметь землю в собственности общины, имели право на самоуправление.
Все виды крестьян были обязаны служить в армии, отрабатывать так называемую барщину, уплачивать оброки, а также имели и другие виды повинностей перед своими владельцами и государством.
Если говорить кратко, то положение этого сословия было незавидным.
Мещанство
К этому сословию относились мастера различного профиля, ремесленники, а также представители мелкой городской торговли.
Мещане имели право и на собственное самоуправление, и на получение образования, хотя и ограниченного по сравнению с тем, что давалось дворянам.
Никакие титулы здесь не действовали, и мещане были вынуждены платить все подати, которые только были в стране, подлежали рекрутству, составляя основу армии Российской Империи.
Прав у этих людей было немного, а вот обязанностей достаточно. Также они не имели возможности брать в собственность землю.
Казачество
В казаки мог податься кто угодно, об этой категории населения в свое время слагали легенды.
Вольница, право собственности на землю, освобождение от каких-либо податей – все это было доступно казакам в полном объеме.
Единственное, что были должны государству казаки – это служить в армии, при этом имея свое собственное снаряжение.
Купечество 3 гильдии
В отдельное сословие некоторые исследователи относят купцов 3 гильдии. Это основные торговцы, которые обеспечивали городскую и уездную торговлю в стране.
Никаких особых отличий от других гильдий здесь нет, просто представители 3 гильдии также должны были служить в армии.
Ниже представлена таблица с кратким конспектом по данной теме.
Система сословий просуществовала недолго – восстание декабристов, надвигающаяся мировая война, большевики и многие другие потрясения быстро бросили страну в совершенно другую реальность.
Источник: https://1001student.ru/istoriya/sosloviya-v-rossii-19-vek.html
Податные сословия в России: понятие, правовой статус. Какие группы входили в податные сословия?
Податные сословия – сословия, платившие налог (подать) государству. В нашей стране юридическое неравноправие продлилось до конца XIX века. Одни платили подати, другие были освобождены от них. О том, какие именно группы людей входили в податные сословия, пойдет речь в данной статье.
Понятие
Сословие – это группа людей, члены которой отличаются правовым статусом. Как правило, он закреплен законодательно. Сословия встречаются только в докапиталистических государствах. Отличие сословий от классов в том, что это правовой статус, который передается по наследству.
Человек не может перейти из одного в другое. Государство четко следит за этим посредством правовых норм, так как в сохранении юридического положения оно чувствует себя в безопасности.
Именно поэтому сословный строй встречается только в сословно-представительной монархии в феодальных государствах, и распадается при появлении капитализма.
Монарх (император, царь, султан и т. д.) стоит во главе государства только потому, что он происходит из знатного рода. От его личных качеств и умений ничего не зависит.
Поэтому переход от одного сословия в другой всегда воспринимался крайне негативно: в этом все видели угрозу существующей системе. Элита пыталась сохранить свое положение везде и во все времена.
Переход от сословной системы к классовой всегда сопровождался социальными взрывами, гражданскими войнами, революциями.
Виды сословий в России
Целостность Российского государства и авторитет монархической власти зависел от сохранения сословного строя. В целом их можно разделить на две большие группы: податные сословия и привилегированные. Первых еще называли «черные», вторых – «белые». Например, «белая слобода» – деревня, освобожденная от налогов; «черносошенные крестьяне» – крестьяне, платившие налог, и т. д.
Преобразование Петра Великого
Само понятие «податные сословия» появляется только при Петре Первом. До этого всех, кто должен был платить налоги, называли «тяглыми». Петр Первый впервые применил в России налоговую систему, которая существует и сегодня: он ввел подушную подать. До него никто не переписывал население.
Элиты даже понятия не имели, сколько людей находится в государстве. Налог устанавливался на слободу, деревню, село и т. д. Такая система была крайне неэффекивна и несправедлива. Петр всех уравнял в правах в рамках своих сословий.
Теперь каждый должен был платить одинаковую подать, которую установит государство.
Перед началом реформы была проведена ревизия – перепись населения. Документы со списками получили название «ревизские сказки».
Термин «сказки» лучше всего подходит к этому документу, так как проверить достоверность информации не представлялось возможным.
К слову сказать, и в наше время после переписи населения обнаруживаются различные «покемоны», «телепузики», «джедаи» и прочие национальности, которые не существуют в классификациях.
Податные сословия России
К податным сословиям принадлежала вся масса сельских обывателей, мещане, цеховые рабочие. К ним могли приписать лиц, которые пропустили ревизию и не вошли в «ревизские сказки», а также беглецов. Также к податным приравнивали:
- подкидышей;
- людей, не помнящих своего родства;
- незаконнорожденных детей, несмотря на правовой статус матери.
Каждое из сословий делилось на разряды и группы. Например, при Петре Первом купцов начали делить на гильдии. В первую входили «знатные купцы, которые имеют большие торги», а также аптекари, лекари, доктора. Их невозможно было выделить в отдельное сословие из купеческого, так как правовой статус определялся рождением, а не родом занятий.
Ко второй гильдии купцов относились мелкие мастера, мелкие торговцы, а также «все подлые люди, обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подобные». Купцы не платили подушную подать. Государство брало с них плату за «вход» в гильдию.
Эта система напоминает современное лицензирование: платишь деньги – получаешь право заниматься определенной деятельностью.
Источники не зря называют некоторых купцов «подлыми людьми». Образовалась лазейка в законе: некоторые из них не занимались торговлей, что и раздражало государство. С них нельзя было ни взимать подушную подать, ни перевести по законам феодально-сословного строя в другое сословие.
Круговая порука
Общество зорко следило за тем, чтобы люди не могли обмануть государство во время ревизских сказок. Подушная подать вовсе не означала того, что каждый житель обязан прибыть в фискальный орган и заплатить за себя. Для выстраивания такой системы нужны огромные средства и уйма времени.
Государство делало проще: оно заносило людей в списки «ревизских сказок», начисляло основной налог с податных сословий в зависимости от количества податного населения и выставляло счет всему обществу. Это называлось круговой порукой. Если кто-либо решит обмануть государство – за него платили другие жители.
Такая система напоминает современную оплату коммунальных услуг по общедомовым счетчиками в многоквартирных домах: общий долг делится на всех жителей.
Податные сословия 19 века: кризис сословного строя
Сословный строй себя изживает в период развития капитализма. Яркий пример кризиса описал А. П. Чехов в «Вишневом саду».
Бывшие крестьяне и купцы имели огромные финансовые состояния, однако были ограничены в правах, в то время как полунищие дворяне имели правовые привилегии перед ними. В России кризис наиболее остро проявляется с середины XIX до начала XX веков.
Однако вплоть до 1918 года в стране действует Свод законов Российской империи, который сохраняет сословный строй.
15 мая 1883 года император Александр Третий отменяет манифестом подушную подать. Россия – единственное европейское государство, которое освободило своих граждан от личных налогов. Поэтому абсолютно неверно было говорить, что «царский режим» выдавливал из несчастных подданных «все соки» перед революциями XX века.
Источник: https://FB.ru/article/310911/podatnyie-sosloviya-v-rossii-ponyatie-pravovoy-status-kakie-gruppyi-vhodili-v-podatnyie-sosloviya
Сословия в России в 16, 17, 18, 19, 20 веках
Сословия – это социальные группы, обладавшие определенными правами и обязанностями, которые были закреплены в обычае или законе.
Когда появились сословия
Сословия в России стали появляться после объединения русских земель в единое государство. При этом происходило ослабление влияния местной удельной феодальной аристократии и рост влияния дворянства в посадской верхушке.
С началом проведения Земских соборов расширяется и круг участников. Здесь вместе с боярско-дворянским сословием и духовенством принимает участие и верхушка посада. На собор 1613 года были приглашены представители черносошного крестьянства. В это время сословное деление отличалось большой пестротой и разнообразием.
Разрядные списки XVI века и Бархатная книга (1687 год) привели к тому, что дворяне из служилого превратились в наследственное сословие. Некоторые изменения наследственных принципов сословных организаций произошли при Петре I с введением Табели о рангах.
Тем не менее сложившееся сословное деление на дворян, духовенство, городских и сельских обывателей просуществовало до Октябрьской революции 1917 года.
Сословия, их права и обязанности
Сословие | Внутрисословные группы | Права и привилегии | Обязанности |
Дворянство | Потомственные и личные. | – Владение населенными землями.– Освобождение от налогов.– Освобождение от земских повинностей.– Освобождение от телесных наказаний.– Освобождение от обязательной службы.– Сословное самоуправление.– Поступление на госслужбу и получение образования.Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству. | Без особых обязанностей. |
Духовенство | Белое (приходское),черное (монашеское). | Духовенство освобождалось от рекрутской повинности и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование. | Представители духовенства были обязаны посвятить свою жизнь церкви.Были обязаны проповедовать Слово Божие. |
Почетные граждане | Потомственные и личные. | Свобода от рекрутской повинности, подушного налога и телесных наказаний. Право выбора на общественные должности, но не на государственные. | Без особых обязанностей. |
Купечество | 1-, 2- и 3-й гильдий. | Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.Купцы 2-й гильдии были заняты ведением крупной внутренней торговли.Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю. Купечество имело право сословного самоуправления и доступ к приличному образованию. | Купцы 2- и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности. |
Казачество | Казаки владели землей, освобождались от выплаты податей. | Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением. | |
Мещанство | Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы. | Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели право сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию. | Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность. К тому же они не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями. |
Крестьянство | Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные). | Государственные крестьяне имели права общинного владения землей и сословного самоуправления.Крепостные прав не имели вообще. После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав. | Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство до 1861 года и после несло рекрутскую повинность (до 1874 года) и большую часть тягла в пользу государства. |
Пожалуйста, оцените материал:
Просмотры: 20146
Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/sosloviia-v-rossii
Сословия в российском обществе. Общество — Путеводитель по Москве
Для периода Русского государства характерно разделение сословий на «тяглые» (обязанные государству повинностями и податями) и «служилые» (обязанные службой).
Привилегированным классом являлась традиционная аристократия, бояре; низшие слои аристократии назывались дворянами и «детьми боярскими». К числу других служилых сословий относились стрельцы.
К тяглым сословиям в Московском царстве относились крестьяне и посадские люди.
Низший слой населения составляли несвободные холопы.
«Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате». 1893. Государственная Третьяковская галерея, Москва Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904), Public Domain
Сословия в Российской империи — термин Свода законов Российской империи, описывающий несколько «разрядов» подданных, пользующихся особыми правами.
Классификация в начале XX века
По состоянию на начало XX века проживающие в Российской империи разделялись на подданных и иностранцев.
Подданные в свою очередь делились на:
- природных подданных,
- инородцев,
- финляндских обывателей.
В свою очередь природные подданные, жители Финляндии, а также некоторые из инородцев разделялись на сословные группы. У столь сложного деления было много разнообразных причин:
- широкая местная автономия Великого княжества Финляндского, приводившая к тому, что его уроженцы пользовались особыми личными правами,
- «особый порядок управления» инородцами, как западными (евреями), так и восточными,
- остатки попыток в XVIII веке привить к русской жизни начала западноевропейского сословного строя.
Согласно общим положениям в начале IX тома Свода законов все природные обыватели России предполагались разделёнными на четыре главных группы людей (статья 2):
- дворяне,
- духовенство,
- городские обыватели,
- сельские обыватели.
Свод законов называл эти группы сословиями (статья 4), но комментаторы отмечали, что это название было весьма условным. Во-первых, большинство из этих главных групп людей не составляли одного целого. Например:
- дворянство делилось на потомственное и личное, имевшие между собой мало общего
- духовенство разделялось по исповеданиям
- городское сословие распадалось на пять различных «состояний» (статья 503):
- почётные граждане (личные и потомственные)
- гильдейское купечество, местноe и иногороднеe
- мещане или посадские
- ремесленники или цеховые
- рабочие люди.
Во-вторых, некоторые из этих состояний не только не наследовались, но даже не были пожизненными. Так, правами купечества лица пользовались лишь при условии уплаты гильдейских пошлин, а вместе с тем после их уплаты любой мог приобрести все права купечества.
Так же и духовенство не образовывало на практике особого сословия: дети священнослужителей и церковнослужителей причислялись к почётному гражданству, а духовные лица, сложившие с себя сан, возвращались в первоначальное своё состояние.
Кроме того, лицо, носящее духовный сан, могло одновременно принадлежать и к дворянству. Тем самым особые права духовенства на практике не были сословными правами, а просто преимуществами, присвоенными духовному сану.
Цеховые и рабочие люди также реально не были особым сословием, так как им законодательство не присваивало никаких особых личных прав (какие были, например, присвоены почётным гражданам и купцам).
Реформы Александра II
После реформ Александра II, по мнению Н. М. Коркунова, эффективно сословные различия сохранились только в существовании одного привилегированного сословия: дворянства. Тем самым, русское законодательство того времени о правах состояния, состояло в противоречии с фактическими условиями жизни; не редкость была встретить человека, который не знал, к какому сословию он принадлежал.
Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/11892-sosloviya-v-rossijskom-obshhestve/
Население России 17 века
В 17 веке население России состояло из 3-х больших групп: привилегированное, податное и посадское. Подавляющая часть населения относилась к крестьянам. Именно в 17 веке полностью завершился этап закрепощения крестьян. Сначала срок сыска беглых увеличили до 10 лет, затем до 15. Позже, в 1649 году, по соборному уложению, крестьяне становились собственностью феодалов пожизненно.
К концу 17 века в России уже проживало более 10 млн человек. Страна была аграрной. Более 98% населения жили в сельской местности. Россия значительно расширила свои территории, став самой крупной страной в мире по площади населения. При этом по численности населения страна уступала Франции, Германии и Италии.
Привилегированное население (верхи) | ||
Феодалы | Дворяне, Бояре. | 5% населения |
Духовенство | Белое, Черное | Примерно 120 тыс человек |
Податное население (низы) | ||
Крестьяне | Крепостные, Черносошные | 90% населения |
Посадское (городское) население | ||
Горожане | Купцы, ремесленники, служилые | К концу 17 века в России было 250 городов. В каждом более 500 дворов. |
Дворяне и бояре
Население России 17 века «сверху» в основном концентрировалось среди бояр и дворянства. При этом, если еще в 16 веке основная власть элиты принадлежала боярам, а дворяне занимали второстепенные значения, то в 17 веке эти сословия начали меняться ролями. Постепенно боярство, как класс, ликвидировалось, и управление государством поэтапно переходило к дворянам.
Основа власти привилегированных сословий заключалась во владении крепостными. Дворяне и бояре долгое время настаивали, чтобы крепостных им передавали в пожизненное владение. Это было узаконено Соборным уложением 1649 года. Интересна статистика по владению крестьянскими хозяйствами различными слоями российской элиты 17 века:
- 10% – принадлежали царю
- 10% – принадлежало боярам
- 20% – принадлежало церкви
- 60% – принадлежало дворянам
Отсюда видно, что уже с середины века основную роль, в качестве основной верхушки общества, играли дворяне и духовенство.
Духовенство
В России 17 века проживало 2 вида духовных сословий:
- Белое – порядка 110 тыс человек к концу века.
- Черное (монахи) – порядка 10 тыс человек к концу века.
Выше уже отмечалось, что примерно 20% всех крестьянских хозяйств находились под контролем церкви. Духовенство всех типов было освобождено от уплаты налогов и прочих повинностей. Важная черта этого сословия – его нельзя было судить.
Рассматривая духовенство России 17 века важно отметить, что у него было сильное расслоение: были простые служители, средний класс и руководители. Их положение, права и возможности сильно отличались.
Например, архиереи по своему богатству и образу жизни мало уступали боярам и дворянам.
Крестьяне
Основу населения России в 17 века составляли крестьяне. На их долю приходилось порядка 90% всего населения. Все крестьянство делилось на 2 категории:
- Крепостные (владельческие). Находились в прямой зависимости от привилегированных слоев населения(царя, бояр, дворян, духовенства).
- Черносошные. Сохраняли частичную самостоятельность. Работали на земле, выделенной общиной, и не освобождались от налогов.
Крепостные крестьяне в 17 веке были полностью лишены прав. Их могли продать, даже если человек «вырывался» для этого из семьи. Крестьян могли продавать или дарить.
В повседневной жизни они полностью зависели от феодалов, оплачивая 2 типа налогов: барщина и оброк. Барщина – работа на помещичьих землях. В некоторых случаях она составляла 5 дней в неделю.
Оброк – налог в натуральной (продуктовой) или денежной форме.
Городское население
К концу 17 века городское население России составляло примерно 3% от общей численности. Всего в стране насчитывалось порядка 250 городов, в которых в среднем проживало около 500 человек. Крупнейший город – Москва (27 тыс дворов). Другие крупные города: Нижний Новгород, Ярославль, Псков, Кострома.
Города в основном состояли их посадского населения. Если в городе такого населения не было, то они служил исключительно в военных целях. Посадское население делилось на торговцев, ремесленников и простых рабочих. Однако, чаще всего население города делилось по богатству на:
- Лучшие – богатые горожане. Указывалось полное имя с приставкой «сын». например, Иван Васильев сын Панкратова.
- Средние – зажиточные горожане. Таких людей называли по собственному имени и имени отца. Например, Петр Васильев или Николай Федоров.
- Молодшие – бедные горожане. Им давали уничижительное имя и прозвище. Например, Петька Портной или Николаша Хромой.
Горожане объединялись в общины, куда входили все слои населения. Общины были разнородными, поэтому часто возникали конфликты, Однако, как только речь заходила о внешней опасности – община выступала единым фронтом. Причина кроется в том, что благополучие и жизнь каждого горожанина зависела от целостности города и других его жителей. Поэтому «чужих» в город не пускали.
Источник: https://istoriarusi.ru/car/naselenie-rossii-17-vek.html
Сословия в Российской империи
.(Историческая справка).
Население государства может состоять или из различных этнографических групп, или из одной нации, но в любом случае состоит из разных общественных союзов (классов, сословий).
Сословие – социальная группа, которая занимает определенное положение в иерархической структуре общества в соответствии со своими правами, обязанностями и привилегиями, закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству.
В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий. Закон различал
четыре главных сословия:
дворянство,духовенство,городское население,
сельское население.
Городское население в свою очередь делилось на пять групп:почётные граждане,купцы,цеховые мастера,мещане,
мелкие собственники и рабочие люди,
т.е. работавшие по наймуВ результате сословного деления общество представляло собой пирамиду, в основании которой стояли широкие социальные слои, а во главе находился высший руководящий слой общества – дворянство.
Дворянство.
На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям.
Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.). В этом отношении велика была роль Указа о единонаследии 1714 г.
, устранившего различия между вотчинами и поместьями и, соответственно, между категориями дворянства, владевшими землей на вотчинном и поместном праве. После этого указа все дворяне-землевладельцы имели земли на основе единого права – недвижимой собственности.
Велика также была роль Табели о рангах (1722 г.
) окончательно устранившем (по крайней мере в юридическом плане) последние остатки местничества (назначения на должности “по отечеству”, т.е. знатности рода и прошлой службе предков) и
установившему для всех дворян обязанность начинать службу с низших чинов 14 класса (прапорщика, корнета, гардемарина) в военной и морской службе, коллежского регистратора – в гражданской службе и последовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своих заслуг, способностей и преданности государю.
Следует признать, что эта служба была действительно тяжела. Иной раз дворянин на протяжении большей части своей жизни не бывал в своих имениях, т.к. находился беспрерывно в походах или служил в дальних гарнизонах. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами.
Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г.
отменил для дворян обязательную службу. Значительное число дворян покинуло службу, вышло в отставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний. Екатерина II при своем воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности.
Отмена обязательности дворянской службы стала возможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основные внешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были уже решены и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества.
Проводится ряд мероприятий, направленных на дальнейшее расширение и подтверждение дворянских привилегий и усиление административного контроля за крестьянами. Наиболее важные из них – Учреждение для управления губерний 1775 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г.
К началу 20 века дворянство продолжало быть господствующим классом, самым сплочённым, самым образованным и наиболее привыкшим к политической власти.
Первая русская революция дала толчок к дальнейшему политическому объединению дворянства. В 1906 г.
на всероссийском съезде уполномоченных дворянских обществ был создан центральный орган этих обществ – Совет объединённого дворянства. Он оказывал заметное влияние на правительственную политику.
Духовенство.
Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”). Подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами.
В 1721 г. Духовная коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод. Для наблюдения за делами Синода был назначен светский чиновник – обер-прокурор Синода, подчиненный Генерал-прокурору.
Синоду были подчинены архиереи, возглавлявшие церковные округа – епархии.
После создания Синода, земли вновь были возвращены церкви и церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен.
Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II. Указом 1764 г. церковь стала финансироваться из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.
Реформы церковного управления были проведены не только в православной церкви, но и в мусульманской.
Для управления мусульманским духовенством в 1782 г. был учрежден Муфтиат. Глава всех мусульман Российской империи – муфтий избирался советом высших мусульманских священников и утверждался в этой должности императрицей. В 1788 г.
в Оренбурге учреждается Мусульманское духовное управление (позже переведенное в Уфу), возглавлявшееся муфтием.
Городское населени.
Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным.
На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям.
Городское население в первой половине XIX в.
делилось на пять групп: почётные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму.
Особая группа именитых граждан, к которой относились крупные капиталисты, владевшие капиталом свыше 50 тыс. руб. оптовые торговцы, владельцы кораблей с 1807 г. назывались первостатейным купечеством, а с 1832 г. – почётными гражданами.
Мещанство – основное городское податное сословие в Российской империи – берет начало от посадских Московской Руси, объединенных в черные сотни и слободы.
Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидать которые могли только по временным паспортам, а перечислять в другие – с разрешения властей.
Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся. Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму.
Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии. Организация мещанского сословия была окончательно установлена в 1785 г. В каждом городе они образовывали мещанское общество, избирали мещанские управы или мещанских старост и их помощников (управы введены с 1870 г.) . В середине XIX в.
мещане освобождаются от телесного наказания, с 1866 г. – от подушной подати. Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной.
Запись в мещане была открыта для лиц, обязанных избирать род жизни, для государственных (после отмены крепостного права – для всех) крестьян, но для последних – лишь при увольнении из общества и разрешения властей Мещанин не только не стеснялся своего сословия, но даже гордился им…
Слово “Мещанин” – происходит от польского слова “място” – город.
Купцы.
Купечество делилось на 3 гильдии: – первая гильдия купцы с капиталом от 10 до 50 тыс. руб.; вторая -от 5 до 10 тыс. руб.; третья-от 1 до 5 тыс. руб.
Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных.
Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д.
Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров. Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т.д.
Крестьянство.
Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества.
Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д.
Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.
Крестьяне составляли основную массу населения, они подразделялись на:
помещичьих, государственных посессионных и удельных принадлежащих царской фамилии.
В соответствии с новыми законами 1861 года крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.
Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям.
Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её они назывались временнообязанные и несли в пользу помещиков различные повинности.
Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда несколько сельских обществ образовывали волость. В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.
В ОСНОВНОМ ТЕКСТЕ МАТЕРИАЛА ОТСУТСТВОВАЛО КАЗАЧЕСТВО КАК ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ
ВОСПОЛНЯЮ ЭТОТ ПРОБЕЛ СВОЕЙ МОДЕРАТОРСКОЙ ВСТАВКОЙ
военное сословие в России в XVIII — начале XX вв. В XIV—XVII вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XV—XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникали самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян), которые являлись главной движущей силой восстаний на Украине XVI—XVII вв. и в России XVII—XVIII вв. Правительство стремилось использовать казаков для охраны границ, в войнах и т. д. и в XVIII в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население свыше 4,4 млн. человек, свыше 53 млн. десятин земли. В 1-ю мировую войну выставило около 300 тыс. человек
К середине 19 века в городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция (архитекторы, художники, музыканты, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство.
Крестьянская реформа открыла дорогу развитию рыночных отношений в стране. Значительную часть предпринимательства составляло купечество. Промышленный переворот в России в конце XIX в. превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны. Под мощным напором рынка сословия и сословные привилегии постепенно утрачивают своё былое значение….
Временное Правительство своим Декретом от 3 марта 1917 года отменило все сословные, вероисповедальные и национальные ограничения.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43368587270